Международное Евразийское Движение
Регионы | ''Северный Кавказ'' | О Кавказе с пристрастием | 26.07.2006
    25 июля 2006, 23:52
 

О Кавказе с пристрастием

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 27 от 11 июля 2006

Последние десятилетия во всем мире Кавказ стал ассоциироваться с негативом, терроризмом и невежественностью. О Кавказе изданы тысячи книг, снято множество фильмов, проведены сотни региональных и международных форумов, но среди всего этого мало голосов и мыслей профессиональных знатоков и исследователей региона и его сложных проблем. Сегодня у нас есть возможность побеседовать с крупнейшим кавказоведом, заведующим отделом Кавказа Научно-исследовательского института этнологии Российской Академии наук профессором С. А. Арутюновым.

"Северный Кавказ": Сергей Александрович, каково происхождение и значение самого слова «Кавказ»? Был ли Кавказ когда-то единым? Можно ли утверждать, что существует кавказский менталитет?

Сергей Арутюнов: Каково происхождение слова «Кавказ»? На этот вопрос ответить трудно. Есть разные попытки интерпретации, но, скорее всего, они надуманы. Якобы так звали одного из потомков Иафета, старшего сына праотца Ноя. а от сыновей Иафета - Картлоса, Гайоса и других пошли разные народы Кавказа - грузины, армяне и пр. Понятно, что это выдумка призвана связать народы Кавказа с библейской картиной мира.

Что касается того, был ли Кавказ когда-то единым - несомненно, да, и не один раз в истории. По данным современной антропологии, человек первоначально сформировался в Африке. Процесс этот начался около 7 млн. лет назад, и только через 5 млн. лет, около 2 млн. лет назад, в конце концов появилось существо, которое было уже не обезьяной, а человеком - уверенно ходило и бегало на двух ногах, а руками владело достаточно ловко, чтобы изготовлять из дерева, костей и камня самые примитивные орудия и оружие. Сегодня таких людей, которых найдено довольно много, предпочитают называть эректусами, т.е. прямоходящими.

Северный Кавказ

Релевантные ссылки:

Кавказ в концепции современной российской геополитики

Единый Кавказ: исторически обусловленная реальность или политические иллюзии?

Кавказ на шахматной доске геополитической игры

Так вот, все найденные за пределами Африки, т.е. в Европе и Азии, эректусы имеют возраст не более 1,5 млн. лет. Но недавно в Дманиси, в Грузии, нашли прекрасно сохранившиеся кости и черепа возрастом около 1,7 млн. лет. Видимо, это одни из первых эректусов, выбравшихся из Африки и начавших расселяться в Европе и Азии. Фауна Кавказа в те времена была сходна с африканской - были и жирафы, и страусы. Конечно, можно ожидать, что останки таких же людей могут найти и в Палестине, Сирии, Турции, т.е. на пути из Африки к Кавказу.

Что же касается языка, то более чем на 10-15 тысяч лет даже самые смелые языковые реконструкции не простираются. Но можно утверждать достаточно уверенно, что 8-9 тысяч лет тому назад население всего или почти всего Кавказа говорило на одном языке, который является предком всех «северокавказских» или собственно кавказских языков, т.е. абхазо-адыгских и нахско-дагестанских.

"Северный Кавказ": Меня давно волнует вопрос: почему стали возможными внутрикавказские межнациональные и межконфессиональные войны? Где мудрость кавказских народов? Или эта мудрость больше мифология, нежели реальность? Где духовные авторитеты Кавказа? Ведь ни одна религия не призывает к войнам. И, наконец, где эти воспетые женские платки, которые бросают между воющими мужчинами, или это только поэтическая зарисовка?

Сергей Арутюнов: Ответ на этот вопрос довольно грустный. Мы более или менее хорошо знаем историю Кавказа за последние три тысячи лет. И все эти тысячи лет и, наверное, тысячи лет до них были наполнены непрерывными войнами между племенами, своими и чужими государствами, приверженцами разных религий, разных династий, феодалами, вольными обществами, родами, кланами, семьями и т.д., а если посмотреть глубже - между разными хозяйственными субъектами. Войны из-за ресурсов и важнейшего из них - пахотной, пастбищной, сенокосной земли. Ее всегда не хватало на всех.

Сегодня спектр ресурсов шире, соответственно, и борьба за них ожесточеннее. Одним из важнейших ресурсов стало финансирование - хоть из федерального бюджета, хоть из любого иного источника, зарубежного или криминального. При последних российских императорах центральная власть установила довольно жесткий контроль за доступом к ресурсам, и войны приутихли, хотя абреки оставались. В советское время можно было многое украсть, но почти нечего отнять, и войн не было. Хищение, воровство заняло их место. Сейчас вновь есть из-за чего воевать. И воюют - республика с республикой, клан с кланом, шайка с шайкой. Только когда высшая власть закончит размежевание и скажет - это твое, а это - его и навеки, и никакой передел допущен не будет, только тогда установится мир.

"Северный Кавказ": Попробуем быть максимально объективными. Не подвержен ли Кавказ чрезмерной экспрессии, самолюбованию, хвастовству, чванливости? Не эксплуатируем ли мы безмерно древность, мужественность и свободолюбие кавказцев? Почему нас, кавказцев, можно так легко натравливать друг на друга?

Сергей Арутюнов: Конечно, бахвальства и самолюбования в избытке. Конечно, от разговоров о великих предках уже уши вянут. Но ни рука Москвы, ни рука Вашингтона не ворошит кавказский улей. Так, иногда пальчик вовремя нажмет на нужную кнопку, но о руке речь не идет. Натравливать нас друг на друга излишне. Мы сами готовы перегрызться по любому ничтожному поводу. Нас надо держать на коротком поводке. Но где этот поводок, и кто его удержит?

"Северный Кавказ": Какой результат войны в Чечне? Можно было бы избежать этой трагедии? Если бы состоялся международный трибунал, то к суду, на мой взгляд, должны были быть привлечены Ельцин, Дудаев и их окружение, ибо у них личные амбиции превысили государственную ответственность и человеческую прозорливость.

Сергей Арутюнов: Какой результат войны в Чечне? О конечном результате говорить рано - война не окончена, она идет, она ширится, охватывает новые территории. Этой трагедии легко можно было бы избежать. Май-август 1994 г. я находился в Вашингтоне, читал лекции в Джорджтаунском университете. Там же находилась и Галина Старовойтова. Мы пытались через разные каналы воздействовать на Ельцина, но он уперся намертво. А ведь в тот момент из Дудаева можно было сделать столь же управляемую фигуру, как и из Шаймиева. Пригласить в Кремль, постелить красную ковровую дорожку, прицепить вторую звездочку на погоны, поговорить уважительно, в конце концов, предоставить статус свободно присоединившегося государства по типу Пуэрто-Рико в США. Но нет, кому-то была нужна «маленькая победоносная война». Не помню, кто именно сказал эту идиотскую фразу, но кто-то сказал. А кого отдавать под трибунал? Они перечислены в «Обвинительном заключении международного неправительственного трибунала», подписанном Г.Старовойтовой, Марой Кузнецовой и рядом других правозащитников, кажется, в 1996 году (могу и ошибиться). Там Ельцин, Егоров (ныне уже покойный), Лобов, Филатов, Шахрай, а из военных - Ерин, Грачев, Степашин, Куликов, Барсуков. Дудаева, как и Егорова, судить земным судом уже поздно.

"Северный Кавказ": Чем сегодня болен Кавказ? Как избавиться от наших давних и нынешних недугов? Какие проблемы угрожают стабильности на всем Кавказе? Способны ли мы, кавказцы, без внешних вмешательств решать свои проблемы или мы обречены извечно жить в конфликтах, войнах и ужасах на обочине мировой цивилизации?

Сергей Арутюнов: Кавказ сегодня болен тем же, чем и вся Россия, но в особенно тяжелой и острой форме. Болен клептократией, коррупцией, клановостью, беззаконием и беспределом силовиков, басманностью судов, лакейством депутатов, заткнутостью ртов у любой оппозиции. В течение ближайших 10-12 лет никто ничего изменить не сможет, потом будет кризис, взрыв, и он будет хуже любой Чечни, любого Карабаха. Тот из сегодняшних публичных фигурантов, кто вовремя успеет смотаться за рубеж, наверное, сумеет сохранить и жизнь, и наворованные деньги, но на Родину не сможет вернуться никогда. А кто не успеет, того, скорее всего, просто размажут по забору. Договариваться мы не умеем, обиды прощать не можем, и никакой парламент мудрых старцев не поможет. А новой молодежи на мудрых старцев чем далее, тем больше наплевать.

"Северный Кавказ": О «лицах кавказской национальности». Они прихватили многие рынки в Москве и по всей России, где ведут себя зачастую нагло, обманывают покупателей, не платят налоги. Многие банки, казино и другие доходные места в руках кавказцев. Не могу себе представить, чтобы в кавказских городах рынки, магазины, нефтяные компании были бы в руках русских. Да и этнические кавказские преступные группировки в России расширяют свою численность, сферу и активность. Не отсюда ли неприязнь к кавказцам?

Сергей Арутюнов: Кавказцы ведут себя довольно нагло, спору нет, особенно когда они с деньгами. Впрочем, многие русские, украинцы, евреи, немцы и особенно казаки ведут себя еще наглее (казаки даже и без денег).

"Северный Кавказ": Об исламском экстремизме. Все большее распространение в мире, в том числе и на Кавказе, приобретают кровавые злодеяния под исламским знаменем. Можно ли говорить о межцивилизационном конфликте современности?

Сергей Арутюнов: Деяния террористов анализировать и оправдывать наследием тяжелого детства не будем. Это любимое занятие запутавшихся в собственных соплях европейских леволибералов и их поклонников, не будем отбивать у них хлеб. Террористов надо не анализировать, а просто давить. Но только не надо под видом избиения террористов решать личные проблемы и спускать пар на непричасных.

Межцивилизационного конфликта современности нет, это выдумка все тех же неолеволибералов. Конфликт идет между Цивилизацией и мракобесием. Но беда в том, что сама цивилизация все более разъедается мракобесием. Вполне полноразмерными мракобесами являются и г-н Джордж Буш, и г-н Эшкрофт (экс-министр юстиции США), и г-н Щварценеггер, и многие отечественные духовные деятели и «народные депутаты».

"Северный Кавказ": Откуда на Кавказе столь большое разнообразие языков, народов, верований и язычества?

Сергей Арутюнов: Разнообразие совсем не такое большое. На Северном Кавказе живут примерно 15 млн. чел. Это около 30 народов нахско-дагестанской семьи, 3 или 4 народа абхазо-адыгской семьи, 5-6 тюркских народов, один иранский (осетины) плюс с десяток значимых иммигрантских групп - русские, украинцы, армяне, евреи, ассирийцы (айсоры), курды и др.

На Новой Гвинее живет не более 2-3 млн. чел. Они говорят на более чем 800 языках девяти совершенно различных языковых семей. Сходным разнообразием отличается северная Бирма, северо-восточная Индия, юго-западный Китай, южная Мексика и многие другие горные районы мира.

Бесписьменные народы могут создать и часто успешно создают свою письменность. Аварский язык может вытеснить цезский или чамалинский, если цезы и чамалинцы это захотят допустить. Если не захотят, то достаточно в своем родном ауле говорить друг с другом и особенно с детьми не по-русски и не по-аварски, а только исключительно на родном языке, и он будет сохранен и даже восстановлен. Так восстановили евреи в Израиле свой почти забытый древний язык.

"Северный Кавказ": По каким критериям определяется национальность человека? Я, например, чамалиец и пишусь «чамалиец-аварец», но многие, в том числе и лингвисты, считают, что я должен быть или чамалийцем или аварцем. Не понимаю, почему «или-или» лучше чем «и-и». В этом вопросе у меня давняя дискуссия с профессором Рамазаном Абдулатиповым и академиком Гаджи Гамзатовым.

Сергей Арутюнов: По-моему, можно быть одновременно россиянином, дагестанцем, аварцем в широком смысле слова (т.е. авароговорящим), а также чамалийцем, либо хваршинцем и даже инхокваринцем. Надо помнить, что даже в соседних цезских и аварских селениях нередко сельские праздники, обряды, обычаи бывают очень разные.

"Северный Кавказ": Что Вас восхищает и что огорчает в кавказцах? И что бы Вы пожелали Кавказу и кавказцам?

Сергей Арутюнов: Меня восхищает в кавказцах их напористость и жизнестойкость. Довольно трудно представить себе кавказца-бомжа, кавказца-алкаша, валяющегося под забором, нищенствующего кавказца. Огорчает меня в кавказцах то, с каким трудом они обретают такие европейские ценности, как обязательность в мелочах, пунктуальность во времени, умение демократично одеваться и вести себя там, где щеголять и пыжиться не надо, готовность к любой, в том числе и черной работе. Впрочем, эти качества и в Европе деградируют.

Что я пожелаю Кавказу и кавказцам? Не надо воевать за независимость. Это неизбежно война за новые кресла для паразитов-начальников. Надо последовательно бороться за передачу основных полномочий властных решений на уровень кантонов и джамаатов, за создание кантонов и джамаатов относительно однородного этнического и языкового состава, численностью от 15 до 45 тыс. чел. Правда, в городах это обычно невозможно, но на селе возможно. И надо понять, что нам для процветания необходим полный мир и порядок. Ибо только так мы сможем развить туристическую индустрию европейского уровня, а для будущего это наш единственный надежный ресурс.

Беседовал Магомед Абдулхабиров

 

 

 

Архивы Евразии

26.07.2005 - Тайное и явное


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3184