Международное Евразийское Движение
Тексты | ''Северный Кавказ'' | Геополитическая составляющая миротворческих усилий на постсоветском пространстве | 23.07.2006
    22 июля 2006, 20:03
 
Северный Кавказ

Релевантные ссылки:

Кто прикрывается американцами?

Что и где собираются "умиротворять" страны-члены ГУАМ?

Европа как миротворец

Бремя миротворчества

Геополитическая составляющая миротворческих усилий на постсоветском пространстве

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 26 от 4 июля 2006

Начало июля принесло крайне удивительные и важные для политической судьбы Закавказья итоги. Сейчас пока трудно дать однозначную оценку относительно того, что и насколько окажется решающим фактором. Со всей очевидностью бросается в глаза тот факт, что возможны серьёзные изменения после двух дат в начавшемся июле - 5 и 15 числа. Напомним, что вначале состоится встреча президентов США Джорджа Буша-младшего и Грузии - Михаила Саакашвили, в Вашингтоне, причём заранее известно, что стороны будут говорить только о том, какие имеются у них возможности для того, чтобы «заставить» Россию признать себя стороной в конфликтах: 1) между Абхазией и Грузией; 2) между Южной Осетией и Грузией. А затем состоится и санкт-петербургский саммит «Большой восьмёрки», на котором, как ожидают, например, в Грузии, Дж. Буш-младший попробует ультимативно требовать от России каких-то шагов в сторону содействия насильственному восстановлению статусов Абхазии и Южной Осетии в составе фашистской уже по сути Грузии.

Кстати, сейчас, например, поговаривают (причём как в Армении, так и в Азербайджане), что представители конфликтующих сторон или даже президенты Ильхам Алиев и Роберт Кочарян могут также встретиться в Санкт-Петербурге в рамках встречи «Большой восьмёрки». И что это произойдёт под мощным давлением США, так как первоначально в повестке дня так называемой «G-8» вопрос о постсоветских конфликтах не значился. Однако США настаивают на том, чтобы постфактум данный вопрос был включён в повестку дня и рассматривался именно с точки зрения оказания давления на Россию.

 

 

 

Архивы Евразии

23.07.2005 - Империя наносит ответный удар

Между тем, несмотря на почти неоспоримость того обстоятельства, что именно США в последнее время инициируют те или иные скандальные заявления, касающиеся всех четырёх постсоветских конфликтов (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах), начало новой актуализации вопроса об отношении международного сообщества к этим конфликтам на истекшей неделе положила Россия.

28 июня, выступая на совещании с послами и постоянными представителями России, Президент РФ Владимир Путин чётко заявил: «Принципы урегулирования конфликтов - будь то в Косово или на Кипре, в Закавказье или Приднестровье - должны быть универсальными и опираться на международное право, на уважение интересов всех затронутых в конфликте народов». Естественно, что В. Путин имел в виду то обстоятельство, что Запад готовит очередной «раздел» бывшей Югославии, причём на сей раз - непосредственно Сербии. Всем памятно его заявление о так называемом «косовском урегулировании», когда чужакам-албанцам предоставят независимость на сербской земле, в котором глава России однозначно дал понять Западу, что в этом случае нет никаких оснований отказывать тем народам на пространстве СНГ, которые автохтонны на своей нынешней территории.

Продолжая разговор с послами, В. Путин отметил, что Россия непосредственно участвует в урегулировании ряда конфликтов на пространстве СНГ. «И хотел бы подчеркнуть, что мы и впредь будем выполнять свою миротворческую миссию - несмотря на откровенные провокации, с которыми мы подчас сталкиваемся. Мы не ставим под сомнение право наших соседей, стран СНГ, самостоятельно действовать и внутри страны, и на международной арене. Да, было бы глупо заподозрить Россию в этом. Россия же была инициатором предоставления им самостоятельности. Но мы должны ясно заявить, что это значит, что и мы имеем право на выбор своих друзей. При этом мы видим пример ряда стран Содружества, где попытки игнорировать веками складывающиеся связи между народами оборачиваются угрозой появления несамостоятельных, слабых, зависимых государственных образований. И потому наши ответы основываются на учете реальных устремлений народов, живущих в странах СНГ, а это равноправное сотрудничество и добрососедство, повышение практической отдачи от выгод интеграции. И одним из ключевых проектов здесь должно стать укрепление общего гуманитарного пространства», - подчеркнул российский лидер.

В этот же день на заявление В.Путина отреагировали страны-члены так называемой ОДЭР-ГУАМ. Пользуясь тем, что в Вене шла конференция ОБСЕ по безопасности в Европе, они приняли совместную декларацию, в которой призвали международные организации приложить больше усилий для разрешения конфликтов на постсоветском пространстве в рамках норм и принципов международного права. Очаги региональной напряжённости представляют собой угрозу для безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе, подрывают суверенитет и территориальную целостность Грузии, Молдавии и Азербайджана, препятствуют европейской интеграции этих государств, говорилось в сообщениях о тексте данной декларации. Страны-участники ОДЭР-ГУАМ полагают, что эта проблематика должна оставаться приоритетной для всего мирового сообщества. В документе также отмечена важность обеспечения экономического развития и энергетической безопасности стран ОДЭР-ГУАМ.

Понятно, что данной «отповедью» в ответ на заявление Президента России страны-члены «ОДЭР-ГУАМ» (пусть никто не сомневается, что главными антирусскими силами в этой структуре сегодня выступают именно Украина и Грузия, вернее, нынешние правители этих республик) хотели дать понять, в первую очередь - руководителям и населению де-факто независимых, но не признанных пока международным сообществом государств, что намереваются воевать с ними, даже если за это придётся заплатить слишком большую цену и даже если в итоге этих войн от Украины и Грузии как государств ничего больше не останется. И что именно Украина и Грузия будут продолжать позиционироваться от России как откровенно враждебный антирусский элемент чужой политики (неважно даже - американской или европейской) на постсоветском пространстве. Словоблудие нынешних украинских и грузинских политиков и их многократные заявления о том, что они хотят «лишь свободы» и готовы развивать дружбу и иные отношения с Россией, никого не должны больше обманывать. Правители этих стран больше (в делах) не скрывают, что готовят свои страны к войне именно с Россией и её гражданами, где бы они ни жили.

Но чтобы не отвлекаться от основной канвы избранной нами темы, мы также скажем вот ещё что: ни от кого не ускользнуло, что на сутки раньше заявления Президента РФ выступил и генсек Совета Межпарламентской Ассамблеи (МПА) стран-членов СНГ Михаил Кротов, который напомнил, что все наилучшие достижения в урегулировании, которые были зафиксированы в зонах постсоветских конфликтов, были достигнуты ценой усилий именно СНГ, и в частности, МПА СНГ, причём это относится ко всем конфликтам. В то время как ОБСЕ как якобы миротворцу на территории бывшего СССР «надо ставить жирную двойку», поскольку она ничего более не добилась. Но при этом органы СНГ были как бы «отстранены» от дальнейшего участия в урегулировании в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе. С г-м Кротовым надо не просто соглашаться - на наш взгляд, это должно уже в самые кратчайшие сроки стать знаменем всех народов, вовлечённых в конфликты на постсоветском пространстве.

Мы бы не хотели сейчас как-то выделять из четырёх конфликтов какой-либо один и на его основе привести аргументы в пользу того, что сказал М.Кротов, а после заявления генсека Совета МПА СНГ - и Президент России В.Путин. Однако невозможно не отметить, что вполне логично прозвучал вывод, сделанный сопредседателями одной из структур ОБСЕ, занимающейся урегулированием на постсоветском пространстве - Минской группы (МГ), которой был «передан в ведение» вопрос Нагорного Карабаха. Их заявление от 29 июня более чем красноречиво, и мы считаем необходимым дать нашим читателям возможность ознакомиться с частью этого документа: «Господин председатель, наши заместители министров предложили президентам Кочаряну и Алиеву пакет основополагающих принципов, который, по нашему мнению, справедлив, уравновешен, действенен и может для обеих сторон открыть дорогу для подготовки перспективного соглашения по урегулированию. Мы продолжаем верить в эти принципы и призываем президентов принять их в качестве основы для достижения согласия. К сожалению, президенты к такому согласию в Бухаресте не пришли. Как посредники этого процесса, мы не будем нарушать конфиденциальность их дипломатического диалога, поскольку мы продолжаем надеяться, что они достигнут согласия. В данный момент, господин председатель, мы обязаны ознакомить Вас, этот Совет, который обеспечивал финансирование крайне интенсивных переговоров, международную общественность и, что более важно, широкие слои Армении и Азербайджана с теми основными принципами, которые были представлены на рассмотрение двум президентам. Отметим, что принципы, предложенные двум президентам со стороны сопредседательствующих стран, не разрабатывались в безвоздушном пространстве, а являются результатом подробных предложений, разработанных нашими предшественниками. Несмотря на то, что стороны не приняли эти предложения, работа наших предшественников является для нас важной основой. Наш подход пересмотрен, мы не пытались одним этапом урегулировать все аспекты конфликта. Вместо этого мы руководствовались принципом, по которому необходимо достичь значительного прогресса, однако оставив на будущее урегулирование ряда чрезвычайно сложных вопросов и предусмотрев дальнейшие переговоры. Эти принципы включают поэтапный вывод армянского военного контингента из окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий, проявив особый подход в отношении Кельбаджарского и Лачинского районов. Последует демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены. Стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и формата этого референдума. Будут достигнуты определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с теми, кто предоставляет международное содействие. Будут размещены международные миротворческие силы. Будет создана совместная комиссия по вопросам реализации соглашения. Будет обеспечено международное финансовое содействие работам по разминированию, восстановительным работам и в целях возвращения внутренних перемещенных лиц на территории, которые были оккупированы в прошлом и пострадали от войны в Нагорном Карабахе. Стороны отказываются от применения силы или демонстрации таких угроз и обеспечивают международные и двухсторонние заверения и гарантии безопасности. Относительно идеи референдума или всеобщего голосования, проводимого в целях определения правового статуса Нагорного Карабаха, мы бы хотели отметить, что это должно стать результатом переговорного соглашения двух сторон. Должны быть соответствующие предпосылки, чтобы голосование проводилось в обстановке, когда нет принуждения, а осведомлённые граждане имеют широкие возможности для взвешивания своих позиций после интенсивных публичных дискуссий. Но президентам не удалось достичь согласия. Несмотря на это, мы неоднократно слышали от двух сторон, что они никогда ещё не были так близки к согласию. Это станет трагической потерей возможности для обоих президентов, если они позволят, чтобы в 2006 г. закрылось окно возможности, не придя даже к согласию по основным принципам Меморандума о солидарности по Нагорному Карабаху. Как Вы уже знаете, в 2007 и 2008 гг. предусмотрены выборы сначала в Армении, а затем и в Азербайджане. Мы в прошлом видели, какое отрицательное воздействие могут иметь национальные выборы на переговорный процесс, и мы продолжаем верить, что сейчас настало время, когда оба президента должны продемонстрировать политическую волю и вместе сделать смелый шаг навстречу миру.

Как сопредседатели, мы исчерпали наше воображение в деле признания, формулирования и приведения в окончательный вид этих принципов. Мы не верим, что дополнительные альтернативные варианты, которые будут выдвинуты сопредседателями в процессе дополнительных встреч со сторонами, приведут к иным результатам. Мы надеемся, что Постоянный совет присоединиться к нам в том, чтобы призвать стороны конфликта по возможности быстро достичь согласия вокруг представленных нами основных принципов. Если обе стороны не могут достичь согласия по тем принципам, которые предложены нами, мы верим, что сейчас достижение альтернативного соглашения, которое станет приемлемым для обеих сторон, зависит от их совместной работы. Как посредники, мы не можем принимать сложнейшие решения вместо сторон. Мы считаем, в данный момент сторонам будет полезно позволить своим обществам включиться в здоровое обсуждение вокруг многочисленных точек зрения, существующих по этому вопросу. Мы уверены, что ни одно из обществ не хочет возобновления конфликта, и мы призываем руководителей Армении и Азербайджана работать со своим обществом и друг с другом для формирования соглашения основных принципов, которое будет приемлемым для обеих сторон. В конечном итоге, именно эти две стороны будут нести ответственность перед народами и международным сообществом, если их действия приведут к войне, а не миру. Мы не видим смысла в продолжении в этот момент интенсивной посреднической дипломатии последних нескольких месяцев. Мы также не видим смысла в том, чтобы инициировать дополнительные встречи между президентами, пока они не продемонстрируют достаточной политической воли по преодолению оставшихся разногласий. Конечно, сопредседатели будут доступны для верного и объективного служения двум сторонам в качестве посредников. Посредники, действуя в обстановке полного единства, представляют пакет, который отражает нашу интенсивную работу, и мы уверены, что уже пришло время для того, чтобы оба президента проявили готовность к достижению прогресса в процессе урегулирования. Это единственный путь для укрепления тех позитивных результатов, которые уже приобретены за последние два года переговоров, для того чтобы позднее не было необходимости возобновления переговоров с нуля. Мы будем бдительны. Мы будем продолжать анализы и консультации в объединенном и эффективном формате в нашей продолжающейся роли сопредседателей Минской группы, с помощью посла Каспршика и его команды. Мы будем готовы снова участвовать, если стороны решат продолжать переговоры с той политической волей, которая отсутствовала до сих пор».

Итак, сопредседатели МГ ОБСЕ фактически подтвердили слова М.Кротова о том, что ОБСЕ села в лужу в своих усилиях по урегулированию. Более того, МГ ОБСЕ расписалась и в правоте слов В.Путина, хотя это напрямую не следует из текста заявления. Но «умывая руки» и всё сваливая только на плечи президентов Армении и Азербайджана, сопредседатели МГ, а значит, и вся ОБСЕ фактически подтверждают тезис российского президента не только о том, что принципы урегулирования по Югославии и ряду регионов бывшего СССР в основе своей должны быть универсальными, но и о том, что в любой конфликтной зоне на постсоветском пространстве прийти к мирному соглашению должны прежде всего сами конфликтующие стороны. А вот кто затем выступит гарантом исполнения мирных договорённостей - это уже отдельная статья переговоров. И в этом плане, насколько известно, Россия никогда не отказывалась от своих обещаний гарантировать всем народам, вовлечённым в конфликты, помощь в реализации мирных договорённостей.

Сергей Шакарянц

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3181