Международное Евразийское Движение
Тексты | ''Северный Кавказ'' | Преступная ''реформатизация'': что стоит за трагедией в Нальчике | 27.06.2006
    27 июня 2006, 00:48
 
Северный Кавказ

Релевантные ссылки:

Нас призывают терпеть убийц

Что ждет Южный федеральный округ в 2006 году?

Провоцируя джихад, можно попасть в ад

Преступная "реформатизация"

Что стоит за трагедией в Нальчике

Опубликовано в независимой региональной газете "Северный Кавказ" № 24 от 20 июня 2006

Руководство МВД России в течение нескольких лет целенаправленно и методично разваливало систему противодействия организованной преступности на Северном Кавказе. События в Назрани, Беслане, Нальчике убедительно доказали - системы уже нет...

Очевидно, что уровень обеспечения безопасности России, в том числе и на Юге страны, находится в прямой зависимости от эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению и пресечению деятельности организованных преступных формирований. До недавнего времени главным противником отечественных «мафиози» был РУБОП. Его боялись и представители преступного мира старой формации, и новомодные террористы, и «неподконтрольные» местным правоохранительным органам коррумпированные чиновники. Со временем РУБОП упразднили «за ненадобностью», и бороться с оргпреступностью стало просто некому.

Внимание, работает РУБОП!

В постперестроечных реалиях правоохранительные органы Советского Союза столкнулись с несколько непривычными для себя проблемами. Под влиянием теперь уже доступных советским людям «западных ценностей» традиционная «воровская» структура преступного мира СССР начала трансформироваться в некую адаптированную к местным условиям систему мафиозных групп. На криминальной сцене страны вдруг возникла невиданная доселе организованная преступность.

 

 

 

Архивы Евразии

27.06.2005 - День рождения Ходорковского в Москве отметили фейерверком и чтением стихов

Кто-то должен был бороться с этим явлением, и 15 ноября 1988 года приказом министра внутренних дел СССР было создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью. По всей стране начали образовываться так называемые 6-е отделы. В Кабардино-Балкарии такой отдел был создан в марте 1989 года. 26 марта 1992 года свет увидел приказ МВД России о создании отдела по борьбе с организованной преступностью на Северном Кавказе с дислокацией в городе Нальчике.

Для дальнейшего совершенствования структуры этой системы приказом министра внутренних дел РФ №70 от 19 февраля 1993 года региональный отдел был преобразован в Управление по борьбе с организованной преступностью на Северном Кавказе при ГУОП МВД России с численностью в 72 штатные единицы. В связи с тревожной обстановкой, сложившейся к тому времени на Юге России, оно стало единственным из подобных подразделений, которое прямо входило в состав Главного Управления и было непосредственно подчинено его начальнику.

В августе 1996 года УОП на СК было преобразовано в Северо-Кавказское региональное управлении по борьбе с организованной преступностью - СК РУБОП. С учетом достигнутых результатов, накопленного опыта работы, кадрового потенциала на управление были возложены новые, более сложные задачи, и его численность увеличена до 400 сотрудников. На тот момент в структуру РУБОП входили 15 отделов, в том числе по борьбе с бандитизмом, терроризмом, похищениями людей, по защите экономики от организованной преступности и коррупции, отдел собственной безопасности и т.д.

За РУБОП укрепился авторитет очень серьезного подразделения, способного на деле бороться с организованными формами преступности. Перед Управлением стояло много задач, требующих самого серьезного подхода к их решению.

Однако время, как водится, внесло свои коррективы. Окрепший РУБОП начал доставлять вполне определенное беспокойство местным властям. По неофициальным данным, в те годы уровень коррумпированности чиновников в республиках Северного Кавказа составлял почти 80%, и этот факт не мог не заинтересовать сотрудников СК РУБОП, специализирующихся в области экономических преступлений. Аналогичная ситуация складывалась во многих других регионах России. С РУБОП надо было «кончать». Но как?

Ответ не заставил себя долго ждать. В 2001 году «на самом верху» была озвучена идея создания и укрепления вертикали подразделений по борьбе с организованной преступностью. Эта инициатива нового милицейского руководства стала началом конца РУБОП...

Преступная "реформатизация"

Началу «эпохи реформирования» системы противодействия оргпреступности предшествовал мощный информационный вброс, который всячески убеждал россиян в том, что РУБОП, эту неподконтрольную местным властям и, стало быть, законам структуру необходимо ликвидировать. Независимые и, что показательно, «зависимые» СМИ в один голос возопили о зверствах и беззакониях, чинимых сотрудниками РУБОП в процессе борьбы с оргпреступностью: да, результаты есть, но какой немыслимой, по мнению авторов Конвенции о правах человека, ценой они достигаются, и это в нашем, стремящемся к демократии, обществе!!!

Никто даже не пытался задуматься о том, каким образом добывается оперативная информация о планируемых диверсиях, как раскрываются сложные заказные преступления, какую кровавую цену платят сами рубоповцы, чтобы вытащить из воюющей «Ичкерии» очередную жертву похищения. Достаточно было того, что руки, о непременной чистоте которых столь недвусмысленно высказался в свое время «железный Феликс», были испачканы при дезинфекции загаженных российских нужников.

Как бы то ни было, цель - формирование негативного общественного мнения о деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью - была достигнута. С этого момента любые оргштатные изменения в РУБОП приводили только к сокращению либо ликвидации подразделений.

31 октября 2001 года был издан приказ МВД РФ №691 о ликвидации региональных управлений по борьбе с организованной преступностью. Как заявил тогда, обосновывая свое решение, министр внутренних дел Борис Грызлов: «Сегодня мы не видим реальной отдачи от этого подразделения. К сожалению, за некоторыми цифрами, цифрами задержания, цифрами проведения расследований мы не видим общей политики».

По словам милицейского руководства, речь шла о необходимости некоей реорганизации, которая даст возможность максимально эффективно внедрять качественно новые формы борьбы с преступностью.

Такой «формой» стали неудачно скопированные с западных образцов Комитеты федеральной криминальной милиции. СК РУБОП было преобразовано в Северо-Кавказское оперативное управление КФКМ ГУ МВД России по Южному федеральному округу.

В состав СКОУ также вошло оперативно-розыскное бюро с дислокацией в г. Грозном.

Среди негативных моментов преобразования стоит отметить существенное снижение окладов и предельных званий по должностям. Это было связано с тем, что управление уже не входило в состав ГУБОП, а стало лишь еще одним структурным подразделением окружного главка.

При этом, хотя круг решаемых сотрудниками СКОУ задач по-прежнему обретался в сфере борьбы с организованной преступностью, льготное исчисление выслуги лет (1 год за 1,3 года) для большинства личного состава было теперь недоступно.

Вскоре едва народившийся КФКМ - как структура, не оправдавшая надежд и чаяний своих «родителей» - почил в бозе. Началась еще одна реорганизация, спровоцировавшая очередной всплеск диверсионно-террористической деятельности на Северном Кавказе. В период «межсезонья», когда антитеррористические подразделения в полном составе выводятся «за штат», бороться с теми же НВФ просто некому, и боевикам об этом было прекрасно известно.

В июле 2002 года приказом МВД России №712 был ликвидирован Учебный центр СКОУ вместе со штатным составом в 16 сотрудников. Необходимо отметить, что Учебный центр был в каком-то смысле уникальным. Естественный сложный рельеф горно-лесистой местности, наличие вертолета и вертолетной площадки, прекрасно оборудованного стрельбища позволяли проводить здесь адаптационную подготовку сотрудников спецподразделений, направляемых из других регионов России, для участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Имелись все необходимые условия и для отработки навыков штурма с целью освобождения заложников из транспортных средств, летательных аппаратов. Ничего этого не осталось, а штат управления стал меньше на 24 единицы.

В сентябре 2002 года из структуры СКОУ был выведен и отряд милиции специального назначения. С учетом необходимости силовой поддержки проводимых СКОУ мероприятий место дислокации - Нальчик - осталось прежним. В мае 2003 года отряд был сокращен еще на 14 единиц.

Незаконные вооруженные формирования все чаще переходили от открытых боестолкновений к тактике диверсионно-террористической борьбы. Теракты в Ингушетии, Осетии и Дагестане, постоянные вылазки бандитов на территории Чеченской Республики диктовали необходимость создания на Северном Кавказе специализированного подразделения по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Эту дополнительную задачу также решили возложить на экс-рубоповцев.

В январе 2004 года Приказом МВД РФ №12 на базе СКОУ был создан Центр по борьбе с терроризмом ГУ МВД России по ЮФО (Центр «Т»). В связи с некоторой специфичностью региона обслуживания Центру был придан статус самостоятельного подразделения в составе ГУ МВД России по ЮФО. При этом структура и штатное расписание Центра по сравнению со СКОУ претерпели существенные изменения в части ...сокращения и ликвидации подразделений. Были упразднены: подразделение собственной безопасности, пресс-бюро, юрбюро (по одному сотруднику с данными функциями пришлось оставить за счет других подразделений). Информационное и организационно-аналитическое подразделения объединили и сократили вдвое. Из состава Центра были выведены финансовое подразделение и, как это ни странно, отдел по подрыву экономических основ терроризма и экстремизма, а также подразделение оперативного внедрения. Сокращению подверглись и все оставшиеся подразделения.

О том, каким образом организовать плотное взаимодействие аналитических служб, дислоцированных теперь в Ростове-на-Дону, с оперативными подразделениями в республиках Северного Кавказа и обеспечить «быстрое реагирование» ростовского же СОБРа на события в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, милицейские генералы, судя по всему, не подумали.

Или подумали?.. Общая численность Центра по сравнению с СК РУБОП была уменьшена втрое(!). При этом территория обслуживания многократно возросла. Кажущееся сужение спектра возложенных задач на деле увеличивало объем оперативной работы. Если ранее она не выходила за рамки компетенции подразделений по борьбе с оргпреступностью, то борьба с терроризмом и экстремизмом затрагивает очень широкий диапазон проблем и сфер деятельности, начиная с непосредственного противодействия группировкам террористической направленности, недопущения и раскрытия терактов и заканчивая комплексом мер по подрыву экономических основ терроризма и устранению условий, способствующих его распространению (профилактика, антитеррористическая защищенность объектов и пр.).

Несмотря ни на что, Центром «Т» предпринимались все возможные в нынешних условиях меры в сфере координации усилий территориальных органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму, а также организации агентурно-оперативной работы в данном направлении. Как оказалось, всего этого было недостаточно...

А потом было 13-е...

Утром 13 октября группы боевиков общей численностью до 300 человек практически одновременно атаковали дислоцированные в Нальчике подразделения силовых ведомств. Северо-Кавказский Центр «Т», в котором на тот момент находилось до 80 сотрудников плюс БТР, «окружили» 15-20 боевиков, многие из которых не имели даже армейского опыта боевой подготовки. Осада длилась почти 3 часа, пока подоспевшие СОБРовцы совместно с сотрудниками расположенного неподалеку 2-го РОВД не уничтожили трех «воинов Аллаха», блокировавших всю фасадную часть Управления. В тот день главная антитеррористическая сила региона проявила себя как одно из самых небоеспособных подразделений. Погибли 6 сотрудников Центра. Немногим более, да и то лишь благодаря подмоге «соседей», было уничтожено нападавших.

Наверное, сегодня нет смысла осуждать сотрудников Центра «Т» за то, что произошло в тот трагический день: они сделали все, что могли, а могли уже очень и очень немногое. И их боевых товарищей - Игоря Алексеенко, Ибрагима Сусаева, Тамерлана Казиханова, Ахмата Ульбашева, Инала Тешева, Александра Боева - вовсе не боевики убивали. Их убила РЕФОРМА, лишившая этих крепких, отчаянных, прекрасно подготовленных ребят, офицеров «антитеррора» возможности защитить свою собственную жизнь, защищать свой город, страну.

Как это ни странно, события в Нальчике так ничему и не научили многозвездных милицейских стратегов. В марте 2006 года был издан приказ МВД России, а в апреле утверждено новое штатное расписание ГУ МВД России по ЮФО, в соответствии с которым численность Центра «Т» была ...вновь сокращена, теперь уже в 2,5 раза. При этом некоторые подразделения были ликвидированы вовсе. Например, ликвидировано комендантское отделение, обеспечивавшее пропускной режим и охрану объектов Центра. Практически полностью был сокращен отдел, который обеспечивал связь, работоспособность охранной сигнализации и выполнение всех прочих функций по защите объектов Центра. В свете октябрьских событий это нововведение выглядело, по меньшей мере, безрассудно. Численность оперсостава - и это в условиях сложной оперативной обстановки в ЮФО, а также сохранения за Центром «Т» территории обслуживания (13 субъектов федерации) - сокращена на 42%.

Помимо всего прочего, вновь были уменьшены оклады и предельные звания по должностям сотрудников Центра «Т», что, безусловно, не могло не сказаться на качестве комплектования подразделения профессионально подготовленными и опытными сотрудниками. До реорганизации более 30% личного состава оперативных подразделений имели стаж службы в ОВД от 5 до 10 лет, а 60% - более 10 лет. Отсутствие стабильности и профессиональных перспектив практически лишили Центр уникального кадрового потенциала. Лучшие следователи, оперативники, «спецы» были вынуждены искать ДРУГУЮ РАБОТУ.

Статус Центра также уже в который раз был понижен: в настоящее время то, что осталось от некогда славного РУБОПа, входит в состав оперативно-розыскного бюро №1 (Ростов-на-Дону). По мнению специалистов, такое положение дел не может не сказаться на качестве работы и оперативности служб, дислоцированных за многие сотни километров друг от друга.

* * *

РУБОП - далеко не единственная структура, пострадавшая от реформаторских потуг власть предержащих. Разного рода реформирования, реструктуризации и иные трансформации с завидной регулярностью «перетрахивают» все силовые ведомства России, вплоть до полугражданского ведомства Сергея Шойгу с отпочкованно-припочкованной к нему пожарной охраной. Если судить по результатам оных реформ, создается вполне определенное мнение: либо всесторонне полный профан пытается вслепую, методом прямо-таки антинаучного «тыка» добиться повышения эффективности работы российских спецслужб и правоохранительных органов, либо.... группа облеченных властью подонков целенаправленно разрушает систему безопасности России, готовя ее на заклание. Пока лишь традиционная «единость» россиян перед «внешней угрозой» - с Запада, Востока и даже с самого что ни на есть ближнего зарубежья да боязнь бездотационного «автономного плаванья» удерживают национальные окраины России от того, чтобы дружно разбежаться по своим индивидуально-суверенным зинданам.

На какое время хватит действенности этих факторов в условиях республик Северного Кавказа, где размеры дотаций из федерального бюджета определяются, в первую очередь, аппетитами коррумпированного чиновничества, а силовые ведомства уже не в состоянии обеспечить даже собственную безопасность, - покажет время. Увы, пока оно играет не на нас...

Игорь Цагоев

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3150