Международное Евразийское Движение
Реальная страна | ''Староверы'' | Печальное размышление о подмосковном старообрядчестве | 21.06.2006
    20 июня 2006, 22:41
 
Староверы

Релевантные ссылки:

Старообрядцы Гуслиц

Евразийцы и старообрядцы на страже Великой Империи Конца

Обзор современного старообрядчества

Печальное размышление о подмосковном старообрядчестве

Опубликовано на портале "Староверы" 14 июня 2006

Прежняя Московская губерния имела немалое старообрядческое население, преимущественно приемлющее священство, разбросанное фактически по всей ее территории. Однако самым старообрядческим был восток нынешнего Подмосковья, уезды – Богородский, Бронницкий, Коломенский Московской губернии, а также Егорьевский Рязанской и часть Покровского Владимирской. Здесь располагались такие знаменитые староверские края как Гуслицы, Патриаршина, Гжель, Вохна, Загарье и другие, не имевшие подобных древних имен. В Гуслицах и частично в Патриаршине старообрядцы составляли подавляющее большинство населения. В других местностях старообрядцы составляли от трети до половины жителей.

Десятилетия безбожной советской власти нанесли русскому староверию страшный удар, уничтожив, прежде всего две главные социально-экономические опоры – купечество и крестьянство. Если ранее старообрядчество было явлением и духовным и экономически, не будем забывать, что целые отрасли российской экономики держались на фабрикантах-старообрядцах, то теперь существование старообрядчества свелось исключительно к богослужениям в храмах и по домам, требам и тому подобное. Поскольку старообрядцы Подмосковья, равно как и большинство их одноверцев по России русские, то отход целых поколений от веры отцов автоматически приводил к мгновенной ассимиляции среди "этнических никониан". Когда кто-нибудь из такой порвавшей со староверием семьи начинал верить, то в большинстве случаев он шел уже не в старообрядческую церковь, а в ближайшую новообрядческую. Особенно это касается мест, где в советское время были ликвидированы старообрядческие храмы. Умирали старики – активные старообрядцы – и вместе с ними в небытие уходила старая вера в данной местности, в данном населенном пункте.

В Гуслицах и в сопредельных с ними местностях ситуация была несколько лучше. Поскольку здесь до сих пор немало целых селений, где практически все коренные жители идентифицируют себя со старообрядчеством, действует несколько приходов, то исчезновения староверия здесь не произошло, как это было, к примеру, в западных подмосковных районах. Однако радоваться здесь не стоит. Все не так благостно как это может показаться – действуют храмы, люди считают себя старообрядцами и так далее.

 

 

 

Архивы Евразии

21.06.2005 - Евразийский мастер-класс на Кубани - торжественное проникновение неоевразийства в Краснодар продолжается

Возьмем, к примеру, два ближайших к Гуслицам районных центра, крупных по подмосковным меркам города – Орехово-Зуево и Егорьевск. В обоих городах действуют храмы Белокриницкого согласия, причем в Орехово он не закрывался никогда, а егорьевцы до 1996 года молились в соседнем селе Алешине. И в том, и в другом случае город в значительной степени населен людьми, имеющими старообрядческие корни, прежде всего гуслицкие. Но год от года в обоих приходах численность активных прихожан сокращается за счет естественной убыли. Представителей среднего возраста, а особенно молодежи в приходах очень немного. Сплошь и рядом приходиться слышать, что у бабушки-прихожанки дети и внуки ходят уже в никонианскую церковь, причем в ряде случаев являются активными ее прихожанами. Для Орехово-Зуева и особенно Егорьевска, где довольно много людей интеллектуальных, творческих, духовно ищущих, эта картина кажется неестественной. Получается, что местное старообрядчество испокон веков игравшее огромную роль в жизни этих городов, а в случае с Орехово-Зуевым создавшее город, ныне расположилось где-то на обочине и фактически не интересует горожан, не является чем-то заметным в духовной и культурной жизни города. Легко понять тяжелую ситуацию с прихожанами в сельских старообрядческих церквах – села и деревни в настоящее время постепенно вымирают, превращаются в условиях современного Подмосковья в дачные поселки. Здесь фактически никто не может ходить в храм кроме представителей старшего поколения, поскольку остальные либо перебрались в города, либо пьют безбожно и понятное дело верой не интересуются. Но среди гуслицких и патриаршинских деревень есть исключения, например, расположенное рядом с городом Куровское деревня Заволенье (700 жителей), Губино (около 4000 жителей), а также ряд других. Эти селения исторически были чисто старообрядческими и до сих пор основную массу населения в них составляют коренные жители. В Губино действует старообрядческий храм Казанской Богородицы, но посещаем он губинцами мало.

От одного из видных московских старообрядцев мне во время разговоров о судьбе гуслицкого староверия постоянно приходилось слышать, что, по его мнению, время деревенского старообрядчества уже прошло. Значит, надо заботиться только о приходах в крупных городах, а сельские объявить "неперспективными". Такая позиция, на мой взгляд, является очень страшной. Так можно обречь на уничтожение значительную часть современного старообрядчества, причем наиболее самобытную. Тем более что следует ожидать в самом недалеком будущем конец стремлению наших сограждан в Москву и крупные города, и начало обратного процесса. Иначе, зачем сейчас москвичи и питерцы так активно скупают дома в деревнях не только Подмосковья и Ленинградской области, но и по всей Центральной России? То, что сейчас происходит с Москвой, в ближайшее время приведет к превращению этого мегаполиса в город не пригодный для нормального жилья. Тогда ныне малолюдные сельские приходы начнут свою новую жизнь. Только вопрос будут ли в них к этому готовы.

Но есть с Гуслицах и соседних местностях населенные пункты, где в случае открытия храмов уже сейчас могут возникнуть крепкие приходы. Это, прежде всего небольшие города и крупные поселки. В начале 2000-х годов открыт Крестовоздвиженский приход в Давыдове, где проживает не менее 14 тысяч жителей, в значительной части выходцев из соседних старообрядческих деревень. Уже несколько лет ведет работу по организации прихода в поселке Авсюнино местная старообрядка Л. П. Красоткина, уроженка деревни Понарино. В Авсюнине сейчас проживает не менее 4 тысяч человек, из которых 70 % являются выходцами из расположенных вокруг старообрядческих селений. Жители этих деревень также должны стать прихожанами нового храма. Пока старообрядцам для моления поселковые власти выделили здание бывшей бани. Зарегистрирована община и начато строительство Ильинского храма в деревне Елкино Воскресенского района, в местности исконно старообрядческой располагавшейся прежде на границе Бронницкого и Коломенского уездов. Здесь до сих пор проживает много староверов, которые пока ориентированы на приход в Егорьевске. Первоначально собирались зарегистрироваться и построить храм в поселке Хорлово, который является ныне фактическим центром этой местности и стоит на трассе Егорьевск – Воскресенск, но ввиду того, что здесь зарегистрировались и начали строить храм новообрядцы, которых ранее здесь никогда не было, старообрядцам отказали.

Большое число жителей со старообрядческими корнями проживает ныне в селе Ильинский погост (1 300 человек) и в соседних деревнях: Поминово, Пичурино, Беззубово, Старово, Сенькино и других. До 1930-х годов во многих деревнях здесь существовали храмы-моленные, а в Поминове – зарегистрированная община-приход, имевшая давнюю историю. Ильинка и ее округа не является "дырой", это своеобразный местный центр цивилизации, сельского округа, здесь всегда будет постоянное население, которое регулярно пополняется новыми жителями. Я думаю священноначалию РПСЦ давно пора обратить внимание на эту местность и возродить здесь приход в Поминове, которое практически вплотную примыкает к Ильинскому погосту. Также вызывает недоумение почему никто не собирается устраивать приходы в городах Куровское и Ликино-Дулево, где они существовали до 1930-х годов и где также сейчас полно населения со старообрядческими корнями?!

Открытие новых приходов не исправит положения и не остановит тихое умирание местного старообрядчества, если не вести еще и духовную работу и с практикующими прихожанами, и с членами их семей. Такая работа в России сейчас ведется практически всеми вероисповеданиями, от новообрядцев до протестантов. Результатом ее являются крепнущие новообрядческие приходы, в том числе и в рассматриваемом нами регионе Восточного Подмосковья. Одно Дулево чего стоит. Заметим, прежде всего, заметный рост активных членов общин, причем не только старшего возраста. К сожалению, нет точной статистики, какой процент из числа нынешних прихожан новообрядческих приходов в Дулеве, Орехове, Куровской и многих других составляют выходцы из старообрядческих семей, но я могу точно сказать – значительный. Очень часто такие люди, не имея необходимых знаний, воспитанные в безрелигиозной среде, но помнящие, что их крестили в старообрядческом храме, что их семья испокон веков была старообрядческой, имея тягу к вере, идут в какие-нибудь Слободищи или Губино, где их неприветливо встретят и местные прихожанки пенсионного возраста и, прежде всего, священник. Человек уходит из храма, обретя в нем при таком отношении огромную обиду на все старообрядчество, и в следующий раз обращается уже к РПЦ МП. А тут уж умеют хорошо поговорить с вновь пришедшим, особенно если у того такая вероисповедная ситуация, обласкать, похаять вместе с ним "проклятых раскольников". Ну и привлекают в новообрядческих приходах также воскресные школы, летние детские и подростковые лагеря, активная приходская вне богослужебная жизнь, паломничества и многое другое. Все это крайне необходимо для нормальной жизни современной приходской общины, но почему-то напрочь отсутствует у нынешних старообрядцев рассматриваемого региона. О миссионерской работе, которая в прошлом была очень развита у старообрядцев и которая является такой же необходимостью для христианской общины, как и богослужебная жизнь, я уже и не говорю. Складывается впечатление, что для многих современных старообрядцев идеалом является существование их веры в советский период, когда Церковь была поставлена в условия физического выживания, и о нормальной духовной и общественной жизни не приходилось даже мечтать. Сейчас же следование "советским" правилам приведет только к постепенному угасанию старообрядческих приходов. Здесь лучше всего обратиться к опыту дореволюционной эпохи, когда, не смотря на гонения, старообрядчество развивалось, прирастало новыми членами, и было воистину неистребимым как ты его ни гони.

Важна также и личность священника, который служит в старообрядческом храме, проводимая им политика. К сожалению многие вновь пришедшие в храм люди судят о вере по духовному лицу и активным прихожанам. К еще большему сожалению многие священники рассматриваемого региона не умеют элементарно разговаривать с вновь пришедшими людьми и отталкивают их от старообрядчества. Например, возьмем губинский приход, который, не смотря на то, что расположен в многолюдном старообрядческом поселке, где большая часть населения является потомственными староверами (до 1917 года в огромной деревне Губинская не было ни одного новообрядца), постепенно хиреет. Помимо следствий советской политики по отвращению людей от веры, значительную работу по дискредитации староверия здесь проделали некоторые священники, служившие в местном Казанском храме. В Губине местные жители, представители молодого и среднего возрастов, выходцы из старообрядческих семейств, негативно отзывались о нынешнем священнике, который довольно груб с людьми, не желает идти на контакт и, мало того, позволяет себе поступки, которые могут шокировать кого угодно. Даже за пределами Губина вам расскажут о том, как несколько лет назад батюшка избил соседского ребенка повздорившего из-за санок с поповским сыном. Понятно, что подобный поступок недостойный даже обычного человека крайне возмутил губинцев, после чего и без того малолюдный приход потерял многих прихожан, которые теперь предпочитают тратить силы и время на поездку на мольбу в Орехово, нежели ходить к такому "священнику".

В деревне Слободищи, где также как и в Губино непрерывно с 1945 года функционирует Казанский храм, ситуация не намного лучше. Хотя слободищенская церковь вот уже несколько десятилетий является одним из немногих духовных центров староверов-гусляков, но в последнее время его репутация оставляет желать лучшего. Прежде всего, проблему связывают также с личностью местного батюшки. Он человек достаточно грубый и не умеющий работать с людьми. Хорошо отзываются о батюшке лишь верные прихожане, которых достаточно немного. Остальные высказываются о нем крайне отрицательно. Несостоявшиеся прихожане Слободищ составляют ныне не менее трети многолюдного прихода Спасо-Гуслицкого монастыря РПЦ МП в Куровском. Его игумен уже высказывает мысль о том, что он сделает то, что не смогли сделать настоятели монастыря до 1917 года – покончить с гуслицким староверием. При личной встрече с слободищенским батюшкой мне даже довелось услышать, что его прихожане не старообрядцы, а всего лишь внуки настоящих старообрядцев, что никакого возрождения староверия в Гуслицах быть не может и, что когда "вымрут последние бабки", он "повесит на моленную замок". Помимо такой, мягко говоря, странной позиции, священник плохо воспринимает любые попытки открытия новых старообрядческих храмов на территории, которую он считает "своей". Возмущался он открытием храма в Давыдово, писал всевозможные доносы на авсюнинцев, пытающихся зарегистрироваться и открыть храм в своем поселке. В то же самое время жители гуслицких деревень, за небольшим исключением, при первой же возможности покидают слободищенский приход. Так целыми деревнями старообрядцы уходили и в Давыдово, и в Устьяново, когда туда был назначен постоянный священник. Понятно, что поведения двух вышеописанных настоятелей не придает старообрядчеству авторитета в глазах жителей края, а наоборот служит хорошей антистарообрядческой пропагандой.

По отношению к исконно старообрядческим землям востока Подмосковья до сих пор проводится странная политика игнорирования и священноначалием Рогожки. Конечно, и покойные митрополиты Алимпий и Андриан приезжали в край, молились в его храмах, посещали его другие святыни, как-то места беливских скитов, но реальных дел по началу фактического возрождения самого близкого к Москве старообрядческого региона не предпринимали. Скорее наоборот было сделано многое, чтобы навредить местному старообрядчеству и, в конце концов, ликвидировать его полностью. Если бы процесс возрождения белокриницкого старообрядчества начался бы на рубеже 1980-1990-х годов, тогда же когда и у РПЦ МП, то сейчас положение было бы совершенно иным. Были бы полные храмы, открывались бы новые. Но за прошедшие полтора десятилетия упущено очень многое. Теперь на исконно старообрядческих землях господствует "православие", с которым считаются светские власти. О продолжающем существовать здесь старообрядчестве предпочитают умалчивать чтобы "не обидеть" батюшек официальной веры. Последние же спят и видят когда же наконец-то "проклятые раскольники" вымрут окончательно чтобы записать их вымирание в свои "духовные подвиги". Политика в отношении Гуслиц эпохи Владыки Алимпия привела к открытию храмов в Егорьевске и Давыдово и возвращению старинного церковного здания, существующему приходу в Орехово-Зуево. В то же самое время, когда в 1989 году на Рогожку приехали гжельские старообрядцы с просьбой открыть им храм в деревне Новохаритоново, то ходокам было сказано, что в существующие храмы некого попами ставить, а вы тут еще, мол, еще что-то открываете. В результате храм Великомученика Георгия был все же открыт, но уже как приход Новозыбковской архиепископии. Примерно таким же образом встретили на Рогожке в 1994 году почетного гражданина Орехово-Зуевского района Устинью Григорьевну Андриянову, которая провезла документы на открытие старообрядческого храма в городе Куровское. В результате общину "перехватили" единоверцы и возник униатский приход, который, по моему мнению, сделал немало вреда местному старообрядчеству. В единоверии оказались старообрядцы многих гуслицких селений. Многие потом вернулись в старообрядчество, после открытия прихода в Давыдово, но часть из них, к примеру, жители деревни Авсюнино (не путать с соседним одноименным поселком) и одной из крупнейших деревень – Мисцево – остались в единоверческом приходе. В Мисцеве даже перестроили в единоверческую церковь старинную каменную кладовую. В Куровском, в единоверческом храме служит крайне грубый и не умеющий нормально общаться с людьми священник. С одной стороны он сам своей политикой распугал большую часть прихожан, и создал себе плохую славу, с другой, называя себя "старообрядцем", продолжает дискредитировать старую веру.

Обиднее всего то, что рассматриваемый регион расположен очень близко к Москве, к Рогожке и другим старообрядческим центрам. В Москве есть немалые интеллектуальные силы старообрядчества, которые могли бы принести немало пользы в деле реанимации подмосковного старообрядчества. К тому же на Рогожке немало старообрядческой молодежи, немало представителей, которой имеют и образование, и достаточно сил, чтобы при желании поработать в крае, тем более что ехать далеко никуда не надо, здесь легко оборачиваться одним днем. Но пока вымирающее гуслицкое и иное старообрядчество само по себе, а Москва сама по себе. Московскому интеллигенту легче высокомерно "приговорить" сельское и вообще провинциальное старообрядчество к "неперспективности" и продолжать красоваться своим интеллектом, чем начать что-либо делать на практике. Организовывать при областных приходах летние лагеря, воскресные школы и работать с людьми которым с детства не прививали свою веру, свою культуру занятие очень долгое и неблагодарное. А найти среди интеллигентов-москвичей подвижников крайне сложно.

Фактически бессильно и старообрядческое духовенство. У него нет ни сил, ни понимания того, что же надо делать. Вообще-то и прежде старообрядческие священники не всегда отличались в регионе достаточным пониманием. Они занимались в основном своими прямыми священническими обязанностями, а именно служением и требоисполнительством. В основном вся идеологическая нагрузка лежала на деревенских начетчиках – прекрасных знатоках и богослужения и всех тонкостей старой веры. Именно начетчики, которых в каждой деревне было немало, контролировали духовную жизнь односельчан, вели споры, разъясняли непонятные вопросы и т.п. Когда в 1930-х годах закрывали старообрядческие храмы и репрессировали священников, общины не прекращали своего существования именно благодаря начетчикам, которые устраивали моления на дому, поддерживали связи с немногими оставшимися на свободе священниками. Благодаря начетчикам многие общины, лишившись моленных и духовенства, существовали еще многие десятилетия, а в ряде мест существуют и до сих пор. Постепенное исчезновение начетничества одна из бед старообрядчества, которое в отличие от новообрядчества никогда не держалось только на священстве. Сейчас же все начинает сводиться только к священникам и зарегистрированным приходам. В дальнейшем это может привести к печальным последствиям.

На тему судьбы старообрядчества Гуслиц, Вохны, Патриаршины и других мест можно говорить еще очень много. Но это вряд ли решит проблему. Чтобы местное старообрядчество, в конце концов, не сошло на нет окончательно, чтобы в ближайшие десятилетия его не вытеснила господствующая церковь, необходимо начинать работу по его реанимации, что вообще-то надо было сделать еще как минимум лет пятнадцать тому назад.

Василий Короленко

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3139