Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | KM.ru | На повестке дня выработка национальной стратегии | 16.06.2006
    15 июня 2006, 23:17
 
KM.ru

Релевантные ссылки:

Испытание национализмом

Национализм: русский или российский?

Национализм ненависти убийственен для России

Александр Дугин

На повестке дня выработка национальной стратегии

Опубликовано на мультипортале "KM.ru"

На днях Московское бюро по правам человека обвинило лидера Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова в пропаганде националистических идей. В заявлении бюро говорится, в частности, что Лимонов своими высказываниями провоцирует межнациональную рознь в среде молодежи и подростков. Правозащитники призвали правоохранительные органы дать оценку этим высказываниям, однако, очевидно, что тема национализма гораздо сложнее и выходит далеко за рамки компетенции правоохранительных органов.

Вопрос национализма сейчас вообще стоит в центре политической жизни: нарастает волна шовинизма и ксенофобии, что угрожает стабильности общества, экстремизм на национальной почве поднимает голову и со стороны русских, и со стороны других народов России, возникают проблемы миграции из ближнего и дальнего зарубежья, участились убийства и хулиганские действия на национальной и расовой почве. Простыми заклинаниями о «толерантности», «дружбе народов» и «интернационализме» уже не обойтись. На повестке дня выработка последовательной национальной стратегии России, национальной политики.

В РФ проживают сотни коренных народов

В Российской Федерации сегодня проживают сотни коренных народов, миллионы людей коренных национальностей из соседних стран СНГ, проходят обучение или временно проживают тысячи студентов и специалистов из других стран. Такой состав населения требует определенной и четко описанной модели межнациональных отношений, так как в противном случае спонтанные или подготовленные вспышки национализма, которые могут возникнуть в любой момент, способны нанести колоссальный ущерб всей российской государственности.

 

 

 

Архивы Евразии

16.06.2005 - Родник старинной русской речи

В настоящий момент Россия живет без идеологии, и этим обстоятельством все активнее пользуются представители ультранационалистических, шовинистических и расистских взглядов. В случае русских националистов речь идет о лозунгах типа «Россия для русских!». Причем во всех бедах и неудачах обвиняются «инородцы», «иммигранты», «национальные меньшинства». Но на это крайние националисты других народов России симметрично отвечают: «Татарстан для татар!», «Башкирия для башкир!», «Якутия для якутов!», «Чечня для чеченцев!» и т.д., а во всех смертных грехах обвиняют «русских», «тюрьму народов» и «федеральный центр». Это явление часто называют «фашизмом», но в отличие от исторического фашизма и национал-социализма оно представляет собой не законченную идеологию, но политическую и социальную спекуляцию на бытовых чувствах неприязни к другим народам и национальностям. Точнее можно назвать это явление «национализмом ненависти», который включает в себя неприязнь к другим национальностям и разжигание на этом основании национальной розни; возложение на инородцев и иноверцев ответственности за недостатки в положении коренного населения, а также эксплуатацию любых реально возникающих трений и социальных конфликтов с наличием межнационального фактора для пропаганды своих идей, укрепления своих политических позиций и их непомерного раздувания. Сюда же можно отнести и создание легальных и нелегальных организаций на основе принципов национальной нетерпимости с задачей физического или морального давления на группы, попадающие в разряд «врагов», а так же пропаганду ксенофобии, расизма и экстремизма. Крайним проявлением «национализма ненависти» является организация преступных действий на базе данного комплекса идей: избиения, убийства, теракты на национальной почве.

"Национализм ненависти" опасен для современной России

Проявления «национализма ненависти» лишь с натяжкой можно назвать «фашизмом», так как исторически фашизм, обладая некоторыми из этих качеств, имел еще и развернутую социально-экономическую теорию и прямую связь с исторической национальной традицией. «Национализм ненависти» может развиться в любом обществе, с опорой на простейшие бытовые реакции обывателя, которые при определенных обстоятельствах легко становятся объектом манипуляции экстремистов. Фашизм же представлял собой развернутый социально-политический феномен, имевший помимо «национализма ненависти» еще много дополнительных элементов. Это значит лишь то, что «национализм ненависти» как таковой намного опасней для современной России, так как большинство групп, его проповедующие, при желании легко смогут доказать отличие своих идей от фашизма, а вот действительную их причастность к фашизму будет установить чрезвычайно тяжело. В этом заключается двусмысленность борьбы с этим, безусловно, негативным явлением под эгидой антифашизма, который представляет собой идеологию - чаще всего левую, социал-анархистскую и социал-демократическую, отвергающую фашизм по идеологическим же основаниям. Призывая бороться с очевидным злом, антифашизм лишь придаёт формальную осмысленность и связность тому, что пока представляет собой разрозненные, хаотические, периферийные тенденции. Но при этом совершенно очевидно, что «национализм ненависти» – это явление не просто негативное, но взрывоопасное, и предпринимать что-то в этом направлении надо незамедлительно.

Необходимо четко сформулировать основные принципы новой национальной политики

Для эффективного противодействия поднимающейся угрозе «национализма ненависти» власти необходимо четко сформулировать основные принципы новой национальной политики. И если современная Россия, будучи многонациональной и многоконфессиональной страной, не предложит внятной и действенной модели, ей будет угрожать распад. Тем более, всегда есть внешние силы, которые не преминут воспользоваться нашими проблемами и подольют масла в огонь.

Национальная политика России должна дать понять всем народам России, где их место в нашей государственности на новом этапе его развития. В такой ситуации у «национализма ненависти» будет выбита из-под ног почва, его политическое оформление будет запрещено законодательным образом, а питательная среда бытовой ксенофобии будет заведомо блокироваться всем настроем государственной политики. При этом за рамками закона окажется не просто «национализм» как таковой, а его худшие, деструктивные и шовинистические проявления, т.е. «национализм ненависти».

Оптимальной формой российской национальной политики на нынешнем этапе будет признание безусловной ценности каждого народа перед лицом российской государственности с особой ролью русского (великорусского) этноса, исторически являвшегося и остающегося осью державостроительства. Русский народ был и остается этнической, культурной, языковой и социальной основой государства, сделавшей нашу страну тем, чем она была и есть сегодня. Это признание центральности русского народа поставит точку в болезненном чувстве унижения, что русские испытывают сегодня после ряда исторических неудач в последние десятилетия, которые нанесли серьезный удар по «национальной гордости великороссов».

Но вместе с закономерным признанием заслуг русских следует здесь же особо подчеркнуть открытый характер русской культуры и русского этноса, всегда осознававшего себя носителем культурной и цивилизационной миссии всем остальным народам России. В данном случае «национализму ненависти» следует противопоставить «национализм любви», открытой братской любви как к своему народу, так и к иным народам, солидарным с русскими в их историческом пути.

Необходимо политически утвердить значение каждого народа России в создании российской государственности

«Национализм любви», в отличие от «национализма ненависти», основан на повышенном внимании к истории своего народа, активной пропаганде исторических культурных традиций, заботливом отношении образовательных структур к языку, передаче новым поколениям традиционных ценностей. Сюда же можно отнести и усиление роли религиозного фактора в воспитании и образовании, в формировании морального облика народа. Мобилизация национального самосознания перед лицом угрозы глобализации и универсалистских претензий западной либеральной культуры также является одним из проявлений «национализма любви».

Выработка такой национальной политики станет надежным основанием для массированной атаки на ксенофобские, расистские и шовинистические группировки и вместе с тем начисто лишит их основного мобилизационного аргумента. Никто не осмелится больше сказать, что власть и государство пренебрегают проблемами русского народа, ничего не делают для излечения от чувства исторического унижения. Если само государство будет гарантом великорусской национальной идеи в разумном, просвещенном и чисто конструктивном ключе, идеи экстремистов станут достоянием ничего не значащих ультрамаргинальных групп.

Параллельно признанию роли русских в державостроительном делании необходимо политически утвердить значение каждого народа России в создании российской государственности, тщательно и справедливо оценить сделанный вклад, если необходимо, то открыто принести извинения за исторические несправедливости, осуществленные прежними властями России – как царской, так и советской. Для каждого народа России – даже самого малого – должно найтись место в общем контексте национальной политики. Русская культура, многовековой процесс модернизации, сотрудничество разных народов в деле построения государственности придают этому «национализму любви» в случае каждого народа общий знаменатель, позволяющий не только дифференцировать, но и интегрировать процесс национального утверждения всех народов России в целом.

Принцип "общего врага" в лице вызова глобализации заставляет представителей просто "национализма" выбрать именно "национализм любви"

Смысл предлагаемой национальной политики состоит в том, что Россия должна провозгласить себя государством народов – русского народа, и всех остальных народов, проживающих на ее территории. «Национализм любви» следует предложить не только русским, но и всем другим народам России, которые таким жестом будут призваны не просто «терпеть» других (а понятие «толерантности» подразумевает именно «терпеть, выносить» соседа или кого-то еще), но жить в добрососедстве и братской любви.

Такой «национализм любви» выносит понятие «врага» заведомо за дальние пределы российского общества. Все народы России и дружественных нам стран СНГ, а также страны и цивилизации, признающие многополярный уклад мира, оказываются в положении друзей и союзников перед лицом катка глобализации и однополярного мира. Всякий народ, который практикует в самом себе «национализм любви» в отношении самого себя, становится при таком подходе логическим союзником других народов, делающих то же самое в своем собственном контексте. Общность народов возникает здесь не из гуманистического пафоса, а из рационального выбора – «разумного эгоизма».

Принцип «общего врага» в лице вызова глобализации заставляет представителей просто «национализма» выбрать именно «национализм любви» – любви в первую очередь к себе, но и к окружающим народам – перед угрозой полной утраты своей самобытности в глобальном «мировом смешении». И здесь теория и практика «национализма ненависти» открывается как инструмент глобализма, сеющего рознь между разными народами, стремящимися каждый сам по себе укрепить и возродить свою идентичность

Власть должна пойти навстречу многообразию народной стихии

Строго соблюдая монополию на стратегическое управление всей территорией России, власть должна пойти навстречу многообразию народной стихии, предложив этносам развиваться на основе своих духовных, культурных и даже иногда правовых традиций – при строгом запрете навязывания своих правил другим. В такой модели народ признается основным политическим субъектом, добровольным учредителем самой государственности. Если и при таких шагах навстречу национальному чувству те или иные политические силы – как среди русских, так и среди других этносов – будут настаивать на экстремистских требованиях, то они будут автоматически делегитимизироваться самими соплеменниками как откровенные провокаторы.

Как только будет предложена такая последовательная национальная идеология, будет уничтожена сама основа «национализма ненависти», и угроза «фашизма», «расизма» и политического экстремизма на национальной почве будет ликвидирована в корне, а отдельные эксцессы будут иметь частный характер, подлежащий юрисдикции обычного уголовного права.

Важно понять, что идея исключительности русских, «русский расизм» – являются совершенно нерусскими явлениями, не просто никогда не встречавшимися в русской истории, но и прямо противоречащими коренным интересам русских. Копирование европейского нацизма и неонацизма не имеет ничего общего с подлинными национальными традициями русского народа, является грубой пародией и идет прямо против самого духа русской нации, всегда открытой для других народов, оживленной великой миссией – нести миру свет, добро и справедливость.

Предлагая национальную политику «государства народов», стоит обратить внимание и на развитие собственно гражданского общества, в основе которого лежит не принцип этнокультурной идентичности, но гражданство и принадлежность к единому государству. На этом уровне различия между национальностями (народами) России должны быть полностью ликвидированы, так как перед лицом государства во многих вопросах все его граждане абсолютно равны. Эту модель можно назвать «гражданским российским национализмом», где в основе всего лежит принцип гражданства и общность патриотизма, независимо от этнокультурных и конфессиональных особенностей. Интеграция всех народов на этом гражданском уровне будет осуществляться на добровольной основе. Люди, тяготеющие к участию в федеральных процессах – властных, культурных, управленческих, административных, будут составлять костяк гражданской нации, лишенной каких-то, особенно этнических или конфессиональных, принципов. Эта российская нация должна формироваться по принципу светскости, гражданского общества и строгого равенства каждого перед законом в индивидуальном качестве.

Проблема мигрантов должна решаться принятием концепции "Евразийского союза"

Проблема «мигрантов» должна решаться принятием концепции «Евразийского союза». Смысл этой концепции в признании того, что распад СССР был трагической ошибкой и что наши народы снова рано или поздно должны объединиться в едином социально-политическом и экономическом образовании. Страны СНГ и народы, их населяющие, должны рассматриваться как ближайшие партнеры нашего грядущего объединения. Такой подход формирует отношение к «приезжим» из стран СНГ не как к конкурентам или «досадным мигрантам», а как к народам братских стран, с которыми нам в скором времени предстоит жить вместе. Это не просто «интернационализм» или абстрактная «дружба народов», это идея объединения различных народов Евразии в рамках общего цивилизационного проекта.

Если мы попробуем бороться с националистическим экстремизмом, который, увы, набирает силу в нашем обществе, только репрессивными мерами, мы лишь загоним болезнь внутрь. Без идеологии, без национальной политики и без определенности в вопросе содержания таких понятий, как «нация», «народ», «государство», «суверенитет», «гражданское общество», «федерализм», Россия дальше развиваться не сможет. Тем более что неуклонно приближается дата 2007-2008 годов, когда власти предстоит выдержать серьезное испытание. Вопрос встанет о преемственности курса, а раз так, то народ потребует предъявить ему этот курс – в понятных и недвусмысленных терминах. А это значит, что вопрос о национальной политике будет поставлен ребром.

Одержать победу над болезненным, разрушительным и провокационным национализмом может только национализм здоровый

В такой ситуации, безусловно, поднимет голову и крайний экстремистский национализм, «национализм ненависти». Те внешние, да и некоторые внутренние силы, которые не приемлют даже намеки на национальное возрождение России, не преминут воспользоваться этим явлением для достижения разрушительных целей. Это особенно опасно, поскольку сегодня всем очевидно, что «оранжевой революции» с опорой на либерально-демократическую оппозицию в ближайшие годы явно не получится. Популярность западнических ультралиберальных идей в современной России сегодня близка к нулю, а вот бытовая ксенофобия, напротив, чрезвычайно распространена. Совершенно очевидно, что заокеанские спонсоры всех «оранжевых революций» в СНГ, да и беглые олигархи, еще лучше понимающие российские реалии, уже сделали и будут делать с ещё большим напором ставку на «национализм ненависти». И это означает, что вместо заведомо обреченной на провал «оранжевой революции» кое-кто попытается реализовать сценарий «революции коричневой». И вот тут провокаторы, увы, найдут гораздо больше горючего материала.

Достаточно только инсценировать какое-то вопиющее преступление с национальным подтекстом, и дело легко может дойти до погромов. И самое страшное, что некоторые фигуры в нынешней власти, не осознавая риска для страны, могут соблазниться использовать этот фактор для того, чтобы решить какие-то свои частные корпоративные или групповые вопросы в процессе передачи власти. «Коричневая революция» в России гораздо более вероятна, нежели «оранжевая», и заигрывать с этими силами - значит выступить против интересов государства, русского народа и других народов России.

Однако не следует заблуждаться: простым подавлением, запретами и «антифашизмом» с джинном национализма справиться невозможно. Одержать победу над болезненным, разрушительным и провокационным национализмом может только национализм здоровый, созидательный и жизнеутверждающий. Национализм любви, соучастия и взаимного уважения различных наций, религий и культур.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3131