Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''Северный Кавказ'' | Что и где собираются "умиротворять" страны-члены ГУАМ? | 16.06.2006
    15 июня 2006, 23:15
 

Что и где собираются "умиротворять" страны-члены ГУАМ?

Опубликовано в независимой региональной газете "Северный Кавказ" № 23 от 13 июня 206

К большому сожалению, начинают оправдываться самые негативные прогнозы относительно будущего предназначения блока ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова). Вероятнее всего, в кулуарах относительно недавно состоявшегося киевского саммита ГУАМ, в ходе которого президенты вышеуказанных стран пришли к решению о преобразовании аморфного блока в некое новое по качеству образование - региональную международную организацию под претенциозным названием «Организация за демократию и экономическое развитие-ГУАМ» (ОДЭР-ГУАМ), речь шла, в конечном счёте, именно о таком предназначении ГУАМа, а вовсе не о сотрудничестве между данными странами «проамериканской четвёрки» внутри СНГ в сферах политики, экономики, энергетической безопасности, транспорта и коммуникаций, как о том заявляли официальные представители стран-членов ГУАМ ещё 22 мая в ходе встречи в Киеве министров иностранных дел Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы, предварявшей переговоры президентов данных государств.

Общественность стран СНГ убеждали, что при любом повороте дел именно энергетическая составляющая будет преобладать во «внутриГУАМовском» сотрудничестве и что трансформация ГУАМ в ОДЭР-ГУАМ не является «попыткой объединиться против кого-то». Действительно, анализ подавляющего большинства обсуждавшихся тем во время Киевского саммита документов, ряда деклараций и меморандумов, подписанных в Киеве (оговоримся - из числа тех, что были преданы широкой огласке по окончании саммита ГУАМ), свидетельствовали о том, что Киеву, Тбилиси, Баку и Кишинёву было «дано задание» создать на пространстве бывшего СССР новую коммуникационную сеть по прокачке энергоносителей (видимо, всё же из Средней Азии) на Запад, которая стала бы если и не альтернативой уже имеющейся соответствующей инфраструктуре, так или иначе подконтрольной Российской Федерации, то, по крайней мере, создала бы нездоровую атмосферу во взаимоотношениях России со странами-членами ОДЭР-ГУАМ.

Северный Кавказ

Релевантные ссылки:

Россия будет "мочить" ГУАМ

ГУАМ и "Содружество демократического выбора" обнажили свои цели и намерения

ГУАМ напоминает профсоюз проституток

Однако зря тогда, 22 мая, снисходительно было встречено заявление главы МИД Украины Бориса Тарасюка о целях преобразования ГУАМа. Он ведь предварительно всё же сказал кое-что о подлинной цели - это «...желание объединиться во имя... решения существующих конфликтов». Как раз-таки данную цель, как показали дальнейшие шаги Украины, и не следовало игнорировать, а снисходительности следовало удостоить широковещательные надежды Киева на то, что данная «четвёрка» сможет «реализовать общие интересы в сфере экономики» и будет «распространять на наш регион европейские демократические ценности и стандарты». Вначале бы самим, например, Украине и Грузии, начать соответствовать этим ценностям и стандартам... «Северный Кавказ» уже неоднократно писал, каким именно образом в Грузии, к примеру, намереваются «решать» конфликты с Абхазией и Южной Осетией и каким именно образом в этой стране пытаются «решить» насущные проблемы таких крупных национальных меньшинств, как азербайджанцев в Квемо-Картли и армян в Самцхе-Джавахети...

В самих странах-членах ОДЭР-ГУАМ давно уже никто особо не скрывает, что за данной структурой стоят США и их сателлиты из числа «новопринятых» и ещё только готовящихся к вступлению в ЕС, например, Литва, Латвия, Эстония, Румыния и т.д. Сейчас же оказывается, что в кулуарах киевского саммита ГУАМ заинтересованные стороны успели поработать и в рамках недавно созданного формата ГУАМ-США. Не зря один из ведущих азербайджанских политологов Р. Миркадыров уже 23 мая отмечал в своей статье, что ГУАМ превращается в антироссийский клуб и это обстоятельство вскоре уже может создать определённые проблемы во взаимоотношениях Баку и Москвы: «Как бы ни заверял Азербайджан своего северного соседа в полной лояльности, участие в международной организации, состоящей из «враждебно» настроенных к России государств, непременно создаст для официального Баку определённые проблемы во взаимоотношениях с Кремлём».

Не будем судить, услышат ли голоса, подобные мнению Р. Миркадырова, в окружении азербайджанского президента Ильхама Алиева. Последние события, контакты между азербайджанскими и российскими властями убеждают в том, что Баку, по крайней мере, на данном этапе не склонен подвергать риску свои отношения с Москвой. Чего явно не скажешь об Украине, Грузии и Молдове. Не зря, фактически даже не дожидаясь конца киевского саммита ГУАМ, начальник главного штаба Вооружённых сил Украины генерал-полковник Сергей Кириченко «бросился» буквально с визитом в Армению. Понятное дело - учитывая сложившееся реноме, Армению и на Украине воспринимают как надёжного военного и военно-политического партнёра и союзника России. И, видимо, целью С. Кириченко во время его скоропалительного визита в Ереван было попытаться убедить армянское руководство в том, что ожидавшаяся трансформация аморфного ГУАМ в ОДЭР-ГУАМ, перед которой американские «спонсоры» создания новейших антироссийских «санитарных кордонов» ставят задачу, по меньшей мере, «вмешаться» в мирное урегулирование актуальных межэтнических конфликтов в СНГ, не должна беспокоить официальный Ереван и что Украина является дружественной для Армении страной. На это и было рассчитано его заявление от 24 мая, озвученное в Ереване, в котором он опровергал сведения о том, что Украина активно занимается военными поставками странам Закавказья.

Тут следует сделать одно отступление. Второй документ, принятый на киевском саммите - это совместное коммюнике, в коем сказано, что «неурегулированные конфликты и незаконное присутствие иностранных войск и вооружений в государствах ГУАМ воспринимаются ими как главные препятствия на пути полномасштабных демократических преобразований и экономического развития в регионе». Участники встречи приветствуют реализацию поэтапного плана разрешения приднестровского конфликта «К урегулированию через демократию», представленного еще на Кишиневском саммите, включая «продолжение переговорного процесса с участием США и ЕС». Обратим внимание на выделенную фразу. Что имеют в виду в ОДЭР-ГУАМ под «незаконным присутствием иностранных войск и вооружений в государствах ГУАМ», вскоре выдали с потрохами власти Молдовы и Грузии. Если кому-то показалось, что Кишинёв и Тбилиси (вернее, «прячущиеся» за спинами Молдовы и Грузии американцы) имели в виду российские военные базы, то это - глубочайшая ошибка. В Молдове давно нет российских войск, кроме группы миротворцев, разделяющих конфликтующие стороны, и военнослужащих, охраняющих пока так и не вывезенные военные склады бывшей 14-й армии. В Грузии процесс демонтажа и вывода 12-й и 62-й российских военных баз из Аджарии и Ахалкалаки, что называется, развивается на полном ходу. Нет. Кишинёв и Тбилиси имели в виду именно российских миротворцев, и сегодня в Киеве, под строгим «присмотром» дядюшек из США и НАТО, они назвали «незаконным» присутствием именно ту миротворческую миссию, которую выполняли и выполняют российские военнослужащие, причём по решению отнюдь не одной лишь России. Как известно, вопрос о появлении и размещении российских миротворцев в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии в своё время решался коллегиально - в ряде случаев на уровне глав государств и правительств всех стран-членов СНГ, а в ряде - и с участием таких крупнейших евроструктур, как ЕС и ОБСЕ.

И когда после Киева вначале власти Молдовы, а затем и парламент Грузии начали требовать незамедлительного вывода российских миротворцев, стало понятно, что развязка близка, что называется... Мы вряд ли должны обманываться последними сообщениями из Тбилиси о том, что президент Грузии Михаил Саакашвили «дозвонился» до Президента РФ Владимира Путина и впереди нас ожидают переговоры между ними, в связи с чем спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе «запретила» своим парламентариям возвращаться к вопросу о российских миротворцах в Абхазии и Южной Осетии. Сами грузинские источники в течение 10-11 июня не скрывали, что М. Саакашвили поедет говорить с российским президентом языком ультиматума - или Россия «сама возвращает» Грузии Абхазию и Южную Осетию, что по-грузински называется «содействует урегулированию конфликтов», или Тбилиси приступит к силовому решению данной проблемы. Примерно так же выражаются сегодня и в официальных кругах Молдовы, когда говорят о том, что Россия могла бы «посодействовать» мирному урегулированию вопроса с Приднестровско-Молдавской Республикой (ПМР).

Впрочем, и в то время всё ещё сохранялась надежда на благоразумие в рядах ОДЭР-ГУАМ. Ведь 31 мая в Баку предстояло проведение очередного заседания Совета министров обороны стран-членов СНГ. Однако из того, как повела себя там Украина, многое стало ясным. Во-первых, и.о. министра обороны этой республики Анатолий Гриценко ещё за сутки до начала данного заседания объявил, что Киев не намерен подписывать каких-либо документов в рамках СМО СНГ. И тут же добавил, что «фактически наблюдателями будут и грузины», если вообще приедут на встречу. «Ведь они откровенно заявили о намерениях выйти из межгосударственного объединения. Украина же пока критикует Содружество за беспомощность. А визит в Баку, хотя и наблюдательный, может быть полезен». А встретившись в тот же день со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым, А. Гриценко и предпринял первый шаг, косвенно направленный против России. Киев предлагает Баку создание в Азербайджане авиационного центра для подготовки военных летчиков, заявил он. По словам А. Гриценко, украинская сторона считает необходимым «не затягивать решение этого вопроса во времени» и «готова перейти к решению вопроса о создании авиационного центра в практическую плоскость». Позднее министр обороны Украины направил поручение заместителю украинского Главштаба Игорю Романенко изучить детали этого вопроса, а также по результатам визита украинской делегации в Азербайджан доложить о предложениях по ускорению создания центра. «Это нужно двум странам, и это обоюдовыгодно», - пояснил А. Гриценко. На встрече министры обороны Азербайджана и Украины обсудили также вопросы военно-технического сотрудничества, а также вопрос реформирования вооруженных сил двух стран, а также вопросы региональной безопасности.

Было понятно, что вопрос о подобном центре - это явно не «нужда» для Украины и Азербайджана. Вернее - не только их «забота». В конце концов, и Украина, и Азербайджан до 30 мая 2006 г. где-то же готовили своих военных лётчиков! И не следует думать, что необходимость в создании под украинским «патронажем» подобного центра подготовки в Азербайджане - насущное веление времени. Но вот если рассматривать предложение украинского военного министра в контексте того самого коммюнике о «неурегулированных конфликтах» и если воспринять данную инициативу как первый шаг в направлении создания коалиционных вооружённых сил ОДЭР-ГУАМ, то тогда всё встаёт на свои места. И всё становится более чем понятным.

И когда уже 31 мая информационные агентства Украины распространили сообщение из Баку, в котором говорилось, что заместители начальников генеральных штабов Вооруженных сил стран-членов ГУАМ обсудят создание совместного миротворческого подразделения в середине июня и что об этом договорились и.о. министра обороны Украины А. Гриценко и министр обороны Азербайджана С.Абиев на встрече в Баку, то рассеялся и «последний туман». В частности, Гриценко и Абиев обсудили вопросы создания этого совместного миротворческого подразделения. Также Гриценко предложил министру обороны Азербайджана провести встречу с министрами обороны ГУАМ осенью этого года для детального изучения этого вопроса.

Честно говоря, вопроса в том, где именно попытаются задействовать уже «запланированные» миротворческие совместные контингенты страны ОДЭР-ГУАМ, сомнений не вызывает. Украина свыше 2 месяцев держит в сухопутной блокаде ПМР, «помогая» властям Молдовы «убедить» приднестровцев в безысходности ситуации. Грузия, как уже указывалось выше, пытается руками России «вернуть» себе Абхазию и Южную Осетию. Сейчас не будем затрагивать вопроса об армяно-азербайджанском конфликте, в рамках которого не было и нет места пока вообще какому-либо миротворческому контингенту. Формат Минской группы ОБСЕ, где «первую скрипку» играли и играют и Россия, и США, и ЕС в лице Франции, лучшая гарантия того, что никакой грузинский или молдавский «миротворец» никогда не появится в Армении, Азербайджане или Нагорном Карабахе.

Вопрос сегодня видится в двух аспектах. Первый - КАК именно собираются «умиротворять» ПМР, Абхазию и Южную Осетию господа-сотоварищи из ОДЭР-ГУАМ? Им же прекрасно известно, что ни приднестровцы, ни абхазы с осетинами добровольно никогда не откажутся от ныне существующего формата миротворческих операций в зонах их конфликтов. Выходит, что Украина, Грузия и Молдова готовы воевать с населением указанных непризнанных республик. Но что способны «навоевать» эти страны даже сообща, если недавно в результате только МИРНОГО ВОССТАНИЯ населения Крыма власти Украины и руководство НАТО были вынуждены отказаться от планов проведения в Крыму очередных военных учений «Си Бриз-2006»?!

Второй аспект: для чего Украине, Грузии и Молдове провоцировать Азербайджан и втягивать официальный Баку в явные военно-политические авантюры в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии?! Тут явно идёт на ум вопрос о «круговой кровавой поруке» - то есть о нанесении крупного вреда авторитету Азербайджана на международной арене.

Между тем ни середина июня, ни осень 2006-го не за горами. То есть вскоре общественности Кавказского региона могут объявить о том, что страны-члены ОДЭР-ГУАМ «претендуют» и на то, чтобы вмешиваться во внутренние дела практически всего Кавказа, раз уж они стоят на грани создания совместных воинских контингентов. Не будем наивными - на наших глазах заокеанские радетели демократии в странах СНГ пытаются посредством одурачивания правительств стран-членов ОДЭР-ГУАМ создать военный противовес существующему в рамках СНГ военно-политическому блоку - ОДКБ, в который входят, напомним, помимо России, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. И это обстоятельство говорит нам уже о том, что в деле о возможном формировании совместных вооруженных сил ОДЭР-ГУАМ появляется и третий важнейший аспект, который визуально «не обнаруживается» даже при исследовании текста киевского коммюнике о «неурегулированных конфликтах»...

Что ж, ещё раз подчеркнём - глубоко прав был бакинский аналитик Р. Миркадыров: страны-члены ГУАМ сегодня пытаются превратиться во враждебную России и её союзникам по ОДКБ структуру. То есть те самые «разделительные линии», о необходимости избежать которых на протяжении последних 5-6 лет неоднократно говорили российские руководители разных уровней и рангов, сегодня пытаются провести именно по территориям постсоветских государств. Допустим ли мы все, обитатели единого Кавказа, очередное преступление против своих народов?!

Сергей Шакарянц

 

 

 

Архивы Евразии

16.06.2005 - Провал европейской конституции: шанс для России


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3130