Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''АПН-Казахстан'' | ''Киевская'' модель постсоветской интеграции. Плюсы и минусы для России | 03.06.2006
    2 июня 2006, 23:06
 

"Киевская" модель постсоветской интеграции. Плюсы и минусы для России

Опубликовано на сайте информационного агентства "АПН-Казахстан"

Участники организации ГУАМ склонны видеть свое объединение почему-то за пределами СНГ, хотя все еще являются членами этой организации. Пытаются оправдать свою структуру недееспособностью СНГ, умалчивая о том, что постсоветские межгосударственные проблемы исходят в первую очередь из внутренних противоречий самих участников.

Если и находить "соперников" ГУАМ, то это ЕЭП и ЕврАзЭС, с ними и надо сравнивать, от них отталкиваться. "Межгосударственные структуры постсоветского пространства" и "организация СНГ" - объекты хотя и близкие, но не совпадающие. Если СНГ как термин, определяющий политическую организацию постсоветского пространства, через пять-семь лет выйдет из актуального лексикона (возможно, организация закроется), то это отнюдь не явится показателем кризиса тех объединений, что продолжат свое существование на постсоветском пространстве.

Функцию развода советских республик СНГ почти выполнило. Задолго до саммита ГУАМ это констатировал президент РФ Путин. Из чего же состоит постсоветское пространство? Из нарождающихся элементов нового регионального сотрудничества в области экономики (ЕЭП, ЕврАзЭС), обороны (ОДКБ), и развитых двусторонних отношений между странами, компенсирующих ограниченность межгосударственных союзов.

Особый политический выбор фиксирует объединение ГУАМ как область свободного от вмешательства Москвы собственного пространства. Киевский саммит пытался определить возможности экономического сотрудничества (ГУАМ стремится активизировать соглашения о свободной торговле, подписанные странами-участницами в 2002 году), определить возможности альтернативных от России поставок углеводородов и очередной раз убедить себя, НАТО и ЕС в "приверженности демократическому выбору".

АПН-Казахстан

Релевантные ссылки:

Россия будет "мочить" ГУАМ

Можно ли сплотить страны СНГ?

"Ниязов нужен нам, но и мы нужны Ниязову"

Повестка выглядит несколько печально от безысходности: здесь и обида на ошибки России, и кризис организации СНГ, и чувство неспособности быстро войти в европейское пространство. Страны ГУАМ выглядят как сироты при здоровом заокеанском дяде, отсылающем приветственные письма и скупые чеки. Если вспомнить, что все страны в настоящем объединяет та или иная степень проблем, связанных с сепаратизмом, кризисный характер организации налицо.

По отдельности, каждая страна-участник обладает уникальными качествами и достоинствами. Вместе, в ГУАМ они образуют просто широкую зону неопределенности в отношении своего европейского будущего. По отдельности они имеют просто добрососедские (Украина, Азербайджан) либо конфликтно-соседские отношения с Россией. Вместе они стремятся убедить себя и Европу, что им не по пути с непредсказуемой Россией, намекая на имперские амбиции Кремля. Последнее в особенности ожидают услышать вашингтонские чиновники, воспитанные в категориях холодной войны, ибо другой России они знать не хотят.

По сути в СНГ, точнее на постсоветском пространстве, сложно найти доказательства нового имперского проекта Кремля, конечно если не морочить себе и другим голову. Единственное, что поддерживает общую экономику в СНГ - отсутствие таможенных пошлин (товары облагаются только НДС по ставке 18%), а гуманитарное пространство - наличие безвизового сообщения (исключение - Грузия).

Первым пользуются российские импортеры, завозя через Украину, по украинским товарным сертификатам, западную продукцию. Возможный выход Украины из СНГ, к примеру, ударит по этой группе предпринимателей. Товарооборот Украина - Россия составил в прошлом году $23 млрд., существенная часть которого, помимо сырья и продовольствия - именно такой серый импорт. Плюсы беспошлинной торговли нивелируются большим количеством российских ограничений на украинский импорт (спирт, сахар, трубопрокат, оцинкованный лист и прочее). Украина со своей стороны ограничивает ввоз российских автомобилей и цемента.

В 2000 году Россия приостановила для себя действие Бишкекского соглашения по безвизовому пространству от 1992 года. Теперь безвизовое передвижение, за рядом перечисленных исключений, поддерживается Россией двусторонними соглашениями, а не документами СНГ. По существу, выход той или иной страны из виртуального правового пространства СНГ не нанесет удара по свободной миграции, если того не захочет Россия. Следует упомянуть и такой раздражающий критиков СНГ момент, как бюрократичность системы. Кроме уставных органов СНГ (Совет глав государств, Совет министров обороны, Совет глав МИД, Совет Глав пограничных войск и прочих), имеется еще 65 органов так называемого отраслевого сотрудничества (от ветеранских до стандартологии и антимонопольной политики). Из исполнительных органов известно о реальной деятельности только Исполкома СНГ, хотя существуют еще два (Экономический совет и Совет постоянных полномочных в органах СНГ). Зачем такой аппарат - не ясно.

Несмотря на перечисленные и другие недостатки, "московская" модель для постсоветского пространства все-таки существует и действует независимо от параметров и эффективности организации СНГ. Вспомним формулу последнего года: "суверенитет плюс конкурентоспособность". Суверенитет в данном случае означает невмешательство президентской власти России в дела другой президентской власти в СНГ, демонстративная поддержка партнеров в период выборов, создание общих структур безопасности. Конкурентоспособность - признание энергетики и инфраструктуры рынка сырья в качестве несущих стропил общего экономического пространства, а России в качестве его управляющего.

Последнюю тему Кремль выносит первым козырем на саммите Большой восьмерки. На эту основу добавляются: крупные инфраструктурные проекты (заводы "Русала" в Таджикистане и Армении, проект в Азербайджане, объединенная сеть РАО "ЕЭС", газовая и распределительная сеть дочерних "Газпрому" компаний, нефтепереработка на Украине); крупнейший в СНГ рынок рабочей силы, поддерживающий частный и средний бизнес на территории РФ. По разным оценкам, от $5 до $15 млрд. в год переводится физическими лицами из России в страны СНГ. Эти деньги идут непосредственно семьям мигрантов, находятся в необлагаемом секторе экономики, и могут достигать в пропорции до 20 % ВВП такой небольшой страны СНГ, как Молдова.

Отдельным пунктом можно выделить газовые сделки, вовлекающие постсоветскую властную элиту в интересные бизнес-отношения с менеджерами "Газпрома". Собственно, все эти рычаги можно использовать как для расширения интегрированного пространства, так и в обратную сторону (торгового эмбарго), в случае резкого противопоставления политики отдельно взятой страны СНГ московским инициативам. Страны ГУАМ - Грузия, Молдова, Украина - в разной степени испытали на себе включения подобных механизмов. Азербайджан, не демонстрирующий анти-кремлевских выпадов, остается на особом счету. В этом смысле Азербайджан - наиболее удобный и приемлемый участник ГУАМ для России.

ГУАМ позиционирует себя как пространство про-европейской альтернативы в СНГ. Умалчивая роль российской торговли и инвестиций, участники ГУАМ планируют создать некую альтернативу "московскому проекту" и как бы пытаются подготовить ограниченное пространство ГУАМ к вступлению в евроструктуры. Учитывая то, что страны-участники на разных скоростях двигаются на Запад, имеют индивидуальные планы партнерства с ЕС и НАТО (интегрироваться будет не международная организация ГУАМ, а каждая страна в отдельности), смысл организации пока сводится к клубу общения президентов, жалующихся друг другу на "произвол" Москвы. Саммит ГУАМ определил две перспективные линии развития: альтернативный России сырьевой экспорт и совместная борьба с сепаратистскими анклавами. Задача координации усилий и создание реальных совместных проектов остается пока не выполненной, но не значит, что невозможной.

В области создания независимого от Москвы сырьевого рынка важную роль будет играть Азербайджан. Но здесь необходимо решить ряд проблем. Первое - определить возможный объем и стоимость азербайджанского нефтеэкспорта на Украину, которая, в отличие от Грузии и Молдовы, испытывает значительный дефицит нефтепродуктов (в январе-апреле 2006 года переработка составила 4,9 млн. т. - на 1,7 млн. т. меньше прошлогоднего периода). Многосторонние переговоры последних двух лет между Киевом и Баку, Киевом и Варшавой в отношении увеличения закупок азербайджанской и казахской нефти для нефтепровода Одесса-Броды, с перспективным продолжением на Гданьск и Плоцк, к результату пока не привели. Азербайджан к 2008 году планирует добывать 60 млн. т. нефти, из которых 50 млн. законтрактовано в нефтепровод Баку-Джейхан. Естественно, что остаток не может быть полностью продан по линии ГУАМ, есть и собственный рынок.

Стоимость доставки нефти - тоже отдельный вопрос. Придется учитывать две перевалки: в грузинских портах и на Украине (одна перегрузка обходится от $7 до $12, доставка ж/д цистернами по маршруту Баку-Поти $34, нефтепроводом Баку-Супса $3,7 за тонну нефти). Президенты Ющенко и Алиев обсудили возможность снижения тарифных барьеров, и создания рентабельного маршрута для азербайджанской нефти. Определенный импульс этим переговорам придает согласие Астаны направить казахскую нефть на украинский рынок (решается вопрос о глубокой переработке казахской нефти на НПЗ в Бродах)

Чтобы привлечь Азербайджан, украинская сторона предлагает организовать сеть автозаправочных с участием азербайджанского капитала и нефти. Подобный опыт уже есть в Молдавии. Компания "Азпетрол" занимается строительством Джурджулештского нефтеналивного терминала, грузопассажирского порта, НПЗ, создает сеть АЗС, которая будет в ближайшие месяцы. Общий объем азербайджанских инвестиций по молдавским проектам может достигнуть $250 млн.

В целом параметры развития подобного сотрудничества не вполне ясные, после саммита создана рабочая группа, которая должна дать экспертную оценку азербайджано-украинским проектам. Но эту линию сотрудничества в ГУАМ московским политологам не стоит игнорировать.

Сложнее в рамках ГУАМ решить вопрос газовой независимости от России. Для этого необходимо создание транс-черноморского газопровода (Баку-Тбилиси и далее – Украина), обеспеченное надежными поставками азербайджанского и, возможно, туркменского сырья (отдельная проблема). Другим сырьевым проектом ГУАМ может стать добыча углеводородов непосредственно в Черном море. В Тбилиси уже определили параметры тендера на свой шельф и береговую зону. Американские геологи оценивают грузинские ресурсы в 1,3 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Некоторые горячие головы утверждают, что Черное море имеет сопоставимый с Каспием нефтегазовый потенциал. Еще правительство Януковича включило прикерченский шельф Черного моря (10% украинского шельфа) в перечень участков недр, которые могут предоставляться в пользование на условиях соглашений о распределении продукции. По данным Минохраны природной среды, объемы ежегодной добычи нефти на Прикерченском участке шельфа могут составить 1 млн. тонн нефти и 4 млрд. куб. м газа. Есть оценки, согласно которым Украина достаточно легко может добывать 20% от нынешнего газового баланса на своей территории.

Для столь мощных, в масштабах региона, сырьевых схем необходим соответствующий инвестиционный проект. На киевском саммите этот вопрос не обсуждался, во всяком случае, о нем не известно. Собственно, это понятно: украинские и азербайджанские госкапиталисты и их внутренние партнеры не намерены вкладываться в общий котел ГУАМ, без надежной поддержки западных финансов. Пока банки ЕС и США не вполне активны в отношении проектов ГУАМ. А что в другой части СНГ? Недавно созданный Россией и Казахстаном Евразийский банк развития с уставным капиталом $1,5 млрд. очень кстати придется в развитии проектов ЕврАзЭС. По размеру этот капитал равен суммарному уставному капиталу первой десятки украинских банков.

Анти-сепаратистский проект ГУАМ в реальности останется на бумаге (механизмы урегулирования находятся за пределами столиц стран-участников), но с пропагандистской позиции будет иметь определенный резонанс. Сейчас, после создания международной организации ГУАМ-ОДЭР (Организация за демократию и экономическое развитие), ей потребуется площадка, на которой можно будет о себе громко заявить. Борьба с сепаратизмом - самый удобный способ.

Более того, ГУАМ-ОДЭР может иметь и некоторый оттенок хаки. В середине июня в Киеве пройдет встреча заместителей начальников Генеральных штабов стран ГУАМ для обсуждения вопросов создания структуры совместного миротворческого подразделения в рамках стран-членов организации (миротворческие задачи ООН и ОБСЕ).

Каждый конфликт на территории четверки имеет свои уникальные особенности, развитие и схемы решения. Карабахский конфликт никак не вписывается в приднестровскую ситуацию, Абхазия гораздо ближе к состоявшемуся государству, чем Южная Осетия, нынешняя киевская политика в отношении русского и крымско-татарского населения работает на накопление взрывного потенциала. В целом существует определенная тенденция обиды на Россию (то же касается непризнанных государств), попытка оттеснения Москвы из процесса урегулирования, привлечение европейских и атлантических сил, способных укрепить позицию унитарных государств, подверженных сепаратистской болезни.

Собственно говоря, на данный момент в карабахском вопросе многое зависит от давления США на обе стороны, в грузинских - от мощности амбиций Саакашвили, в Приднестровье - от роли России, ЕС и Украины. Все, в том числе ГУАМ, понимают, что решить конфликты в любой схеме быстро не получится, велики шансы на независимость отколовшихся территорий. Но можно оказывать информационное давление и создать ощущение единства членов ГУАМ по этому вопросу. К примеру, Грузия в отношении заявляет о необходимости изменения формата переговоров (Россия, Северная Осетия, Южная Осетия представляют одну сторону против одиночества Грузии), и международная организация ГУАМ -ОДЭР будет поддерживать эту инициативу на уровне ООН и других организаций. В любом случае, это усложнит позицию России и тех сил, что выступают за независимость анклавов.

Кратко резюмируя ГУАМ, мы имеем две пары. Украина-Азербайджан могут явиться экономическим модератором проекта. Рост ВВП Украины в 2005 году составил 2,4% с понижающимся прогнозом на этот год, однако промышленность и рынок в сравнении с другими странами ГУАМ гораздо активнее. Азербайджан на подъеме - 26% роста ВВП с большими запасами углеводородов. Численность населения ГУАМ около 63 млн. человек (Украина - 46,85 млн., Азербайджан - 8,5 млн., Молдова - 3,4 млн., Грузия - 4,3 млн. человек). На Украине достаточно большая азербайджанская диаспора (до 500 тыс. человек), сосредоточенная в Киеве и восточных регионах страны.

Грузия-Молдова - ведомые, с наибольшим комплексом экономических и социальных проблем. При этом данная пара политически наиболее управляемая с позиции западных центров сил. Они участники ВТО, что позволяет легче создать зону свободной торговли. Однако создать таковую между четырьмя территориально разбросанными странами за 30 дней, как это предлагает Ющенко, невозможно. Кроме унификации таможенного налогообложения (на уровне парламентов всех стран), требуется согласование транспортных тарифов. Кроме того, необходимо разобраться в том, как будут действовать подобные преференции в отношении собственных производителей (производители крымских вин не восторге от появления продукции грузинских коллег). За 30 дней это не делается. Между прочим, у России с Украиной имеется зона свободной торговли в рамках ЕЭП, с большим потенциалом развития.

Зона свободной торговли в рамках ГУАМ не является проблемой для России в сравнении с другим. Вступление Украины в ВТО на разных основаниях с Россией может нанести определенный урон внутреннему рынку РФ. Как следствие, придется закрываться, что окончательно перечеркнет участие Украины в ЕЭП. Несколько примеров: после присоединения к ВТО Украина будет держать пошлину на ввоз сельскохозяйственных товаров в размере 11,1 %, в России после присоединения и истечения переходного периода (3-5 лет) она будет больше 18 %. Средний тариф на ввоз промышленных товаров в Украину составит 4,6% процента, у России - больше 7%. К ВТО подверстывается еще один момент - запретительные меры на ввоз, связанные с нарушением санитарных норм, необходимо будет согласовывать в рамках ВТО.

Для России ГУАМ не проблема. Сложность в том, какую политику осуществляют отдельные члены организации. Получается, что, с одной стороны, они пытаются выторговать наиболее приемлемые параметры для своей экономики (цены на энергоносители, таможенные преференции), игнорируя политические инициативы Москвы, имеющей, кроме коммерции и бизнеса, собственные политические интересы.

Инициативы ГУАМ показывают водораздел, который все сложнее компенсировать. Раньше можно было говорить про ГУАМ как несерьезную организацию и закрывать глаза на ее серьезных покровителей. Теперь оказывается, что несерьезная организация начинает манипулировать серьезными проблемами. Скоро окажется, что России придется иметь отношения с ГУАМ по такому вопросу, как расширение НАТО на восток. Уже сейчас актуально ставить вопрос о внеблоковом статусе Украины, обеспеченном совместными гарантиями США и России. Если договорится по этой теме в отношении одной страны, то можно распространить решение на всю четверку.

Центробежный потенциал и процессы демократической трансформации постсоветских стран делают общий ландшафт разнообразным и динамичным. Возможно, что одна из структур, рожденных в СНГ, станет действующей международной организацией. Но если перспектива современного, привлекательного интеграционного проекта между Евросоюзом и гигантской Россией за пределами ближайшего будущего, то из этого не стоит делать легкомысленные выводы. Работать с подобными ГУАМ организациями необходимо сейчас, всегда имея в голове определенный сценарий негативного для России будущего. Для начала неплохо бы получить статус наблюдателя.

Александр Караваев

 

 

 

Архивы Евразии

03.06.2005 - "…Во тьме звёзды Евразии светят ярче…" - митинг ЕСМ у грузинского посольства


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3108