Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Обсуждение Послания Президента Федеральному Собранию | Александр Дугин: ''Мы имеем дело не с эпизодом нашего развития, но с началом нового периода'' | 15.05.2006
    14 мая 2006, 23:08
 

Релевантные ссылки:

Кто ответит за либеральные реформы?

"Евразийский федерализм" в современной России

Неоконсерватизм - идеология для Путина

Настоящее стратегическое направление

Эксперты обсуждают Послание Президента Федеральному Собранию. Стенограмма "круглого стола", проведенного 10 мая 2006 года Политическим департаментом Центрального исполнительного комитате партии "Единая Россия" и Фондом "Единство во имя России" 12 мая 2006.

Опубликовано на официальном сайте партии "Единая Россия"

Вячеслав Алексеевич Никонов, президент фонда "Политика": Позволю себе несколько замечаний, связанных с первыми впечатлениями о послании президента федеральному собранию, которое только что прозвучало. На мой взгляд, послание очень интересное, емкое, содержательное и позволяющее очень четко определить те приоритеты, которые ставит перед собой Путин, по крайней мере, на ближайший год, а может быть, до конца президентского срока, поскольку мы слушали предпоследнее послание президента Федеральному собранию.

Приоритет, который прозвучал первым, со ссылкой на Рузвельта, это вопрос, связанный с коррупцией, со сращиванием государственного механизма с коррумпированным бизнесом. Вторя задача, Путин, наверное, впервые говорил столь детально по этому вопросу, - проблема создания инновационной экономики, выделение тех направлений научно-технической, промышленной политики, которые могут обеспечить рывок России в экономику XXI века: будь то аэрокосмическая промышленность или нанотехнолгии. Это, наверное, впервые озвучено в России на столь высоком уровне. Действительно, не создав экономику XXI века, о чем, кстати, мы не однократно говорили в фонде "Единство во имя России", очень сложно рассчитывать на обретение полной конкурентоспособности в современном мире.

 

 

 

Александр Дугин

 

 

 

Архивы Евразии

15.05.2005 - Александр Дугин: "Из Грузии наши войска выведут за уши, дадут пинка и плюнут вслед"

Третий приоритет – интеграция России в глобальную экономику, причем - на условиях, благоприятствующих самой РФ. Речь идет и о вступлении во Всемирную торговую организацию на основе тех принципов, которые, действительно, регулируются этой организацией. На мой взгляд, весьма отчетливо поставлена революционная задача: решить все вопросы, формально связанные с обеспечением конвертируемости рубля, уже к 1июля нынешнего года. Весьма существенно и предложение о том, чтобы создать биржи, которые торговали бы российскими товарами на российской территории с помощью российской валюты, что явится важнейшим фактором достижения конвертируемости российского рубля.

Наконец, две темы, которые Путин определил как самые главные. Самой главной стала тема любви и продолжения рода. Действительно, демографическая проблема, которая впервые была достаточно развернуто продекларирована в прошлом послании, в нынешнем была серьезно детализирована. Прозвучали цифры, которые должны обрадовать значительную часть российского населения, прежде всего, женскую. Идея о 250тыс. рублей, которые передаются в женские руки для того, чтобы решить, как их лучше вложить: в качестве взноса в ипотеку, в качестве возможного фонда оплаты обучения собственного ребенка или в качестве пенсионных накоплений, это, на мой взгляд, безусловно, интересные вещи, которые с экономической точки зрения позволят сдвинуть с места наши демографические проблемы. В вопросах связанных с демографией, большой пласт не только экономических, но и культурных проблем. Многие страны севера сталкиваются с этим кругом проблем.

Вопросы, связанные с обороноспособностью тоже заняли беспрецедентно большое место в послании президента. Впервые столь много внимания уделено вопросам, связанным с развитием российской стратегической триады, о которой в последние десятилетия стали подзабывать. Впервые спускают на воду подводные лодки, оснащенные ракетными комплексами "Булава".

Дан очень детальный анализ того, что происходит сейчас в Российских вооруженных силах. Здесь, я думаю, надо многое проанализировать, но очевидно, что эти вопросы будут центральными в ближайшие годы, что косвенно подтверждает правильность предположения многих политологов, экспертов о том, что в качестве главных приемников Путина в 2008 году надо рассматривать кандидатуры Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Иванова, потому что первый крупный вопрос прямо ложится в сферу компетенции первого вице-премьера правительства РФ, оборонный комплекс ложится в сферу интересов министра обороны РФ.

Что касается внешней политики, то, судя по всему, слух о том, что именно внешняя политика станет центром послания, был некоей "обманкой", которая должна была привлечь внимание скорее западной общественности. На Западе, очевидно, ждали реакции президента Путина на недавнюю критику, которая прозвучала из уст вице-президента США Чейни, которая звучит сейчас в выступлениях большого числа западных политиков. Путин, как и в случае с оборонной политикой, где он предложил асимметричный ответ, тоже ответил асимметрично.

Внешнеполитический раздел не содержал прямых ответов кому бы то ни было за рубежом. В то же время в другом разделе прозвучали слова о "товарище волке", который "знает, кого кушает", и ставит на первый план свои национальные интересы, забывая о демократии и правах человека, когда это выгодно. Я думаю, эти слова некоторые представители американской администрации могут прямо отнести на свой счет. То есть ответ последовал достаточно жесткий и действительно ассиметричный. Во всяком случае, ни тени извинений в выступлении Путина не было.

Недели полторы назад я выслушал еще более резкое выступление, чем выступление Чейни - выступление сенатора Маккейна, который выступал на Брюссельском форуме, где собралась трансатлантическая элита для обсуждения трансатлантических вопросов, но разговаривали, в основном, о РФ. Маккейн предлагал исключить Россию из Большой Восьмерки и т.д. Я задал ему вопрос: "А какого рода реакцию вы ожидаете от российской стороны? Предположим, вы это предложили и даже удалось вам это реализовать, какого рода реакцию вы ожидаете от российского руководства, российского народа?" Ответа не последовало, но на самом деле, это ключевой вопрос, ответ на который, я думаю, сейчас должна искать сама американская администрация.

Если она хочет играть на обострение, то не вполне понятно, какие цели преследуются в результате этой игры на обострение и может ли эта игра принести какие-то позитивные результаты для США. Во всяком случае, сейчас раздуть конфронтационные настроения, как хотелось бы некоторым на Западе, можно, но Россия вовсе не находится в таком настроении, когда она готова участвовать в каких-то конфронтационных действиях. Во всяком случае, если говорят о возобновлении "холодной войны", то надо помнить, что для любой схватки нужны две стороны, и Россия явно не собирается становиться одной из них, она находится в весьма миролюбивом настроении, при этом держа порох сухим и стараясь жить в мире с собой и с остальным миром.

Виталий Товиевич Третьяков, главный редактор газеты "Московские новости": В целом данное послание мне понравилось, хотя я бы лично предпочел, чтобы он было гораздо более политическим. Просто меня это больше интересует.

Три основные задачи, - а именно: экономическая, демографическая и военная, - которые Путин подробно проанализировал и предложил пути их решения, - это такой здравый смысл. Россия так устроена, что пока главный начальник не произнесет некоторые очевидные вещи, все остальные будут долго дискутировать, что является истиной, а что нет. Слава Богу, что Путин все это подробно произнес.

Слава Бугу, что он отказался от предвзятых и внушенных ему упертыми демографами представлений, что демографическую ситуацию в России нельзя поменять, отчасти отнесу это как частичный свой скромный вклад в развитие России. В начале года я лично сказал Путину, что внушаемая ему демографами мысль о том, что нельзя поменять демографическую ситуацию, - это бред, ее можно поменять. Не буду утверждать, что именно моя мысль ему запала в душу, я просто рад, что, наконец-то он выступил с более радикальной программой по изменению демографической ситуации.

Я бы назвал это послание президента мобилизационным посланием. Это план мобилизации всех усилий страны как государства, частного бизнеса и населения вообще, такая рациональная, современная мобилизация перед лицом тех угроз, которые он собирался перечислить, но так и не перечислил, обойдясь международным терроризмом, распространением оружия массового поражения, намеками в сторону "товарища волка" (ясно было, что он такую угрозу рассматривает как американский гигемонизм).

Я, например, давно выступал за то, что это одна из основных угроз не только для России, для многих стран мира, но для России в первую очередь. Ее так нужно и называть. Но президент не может напрямую своему другу Бушу бросать в лицо столь жесткие слова, поэтому он ограничился советским анекдотом, который, я думаю, Бушу расшифруют. В общем, эта современная мобилизация не только в военном смысле, на мой взгляд, это очень хорошо.

Давно уже вырисовался политический стратегический курс Владимира Путина. Это курс не только на возрождение величия России, вывода ее экономики и всего остального из импотентного состояния, но и возрождение ее как одного из главных, глобальных субъектов мировой политики во всех смыслах - политики экономической, инновационной и всех остальных. Этот курс приобретает все больше очертаний, все более конкретизируется, Путин постоянно называет проблемы, как внешние, так и внутренние, которые мешают реализовать эту идею, и к внутренним он опять относит коррупцию внутри страны, в первую очередь, в чиновничьем аппарате, безответственность крупного бизнеса и безответственность государственного аппарата. К сожалению, ни с тем, ни с другим ничего он пока сделать не может, особенно - с безответственностью чиновничьего аппарата. Если олигархов можно прижимать понятными методами, то чиновников в силу многочисленности этого племени прижать невозможно.

Стратегический курс совершенно очевиден и уже дискуссии по поводу того, какой он, быть не может; можно дискутировать о том, кому это нравится внутри страны, кому не нравится, но такие дискуссии локальны. Курс этот – программа на десятилетие. И я склоняюсь к той непопулярной мысли, что реализация этого курса без проведения очередного передела собственности и власти и потери времени и сил на это, на мой взгляд, возможна только в том случае, если специальным конституционным актом конкретному данному президенту будет дана возможность продлить свое правление для завершения этих планов еще на 4 года с тем, чтобы, закончив дело, он уже этой на эту должность не претендовал.

Александр Сергеевич Ципко, главный научный сотрудник Института международных, экономических и политических исследований Российской академии наук: По духу, это качественно новое послание. Это мобилизационное послание, это послание прямого обращения к народу, смелого обращения, и самое главное - это вообще иной взгляд на концепцию развития России.

Мы, выходя из коммунизма, смотрели на все проблемы под углом единственной системы ценностей. Уйти оттуда, - и развивать демократию, рынок. Нас не интересовала проблема, по крайней мере, первые годы, внешней безопасности, мы стояли на позиции, что у нас нет прямого внешнего врага. Мы все-таки, считали, что если мы создадим рыночные условия для саморазвития, то все само собой окупится.

Сейчас другая парадигма. Это парадигма, которая ставит во главу угла ответ на страшные угрозы и вызовы, которые возникли у нас в результате однобокого 15-летнего развития. Первое. Внутренние проблемы Президент обозначил точно. Он сказал, его пугает недоверие населения к власти и к бизнесу, низкая легитимность собственности. Второй вызов – это демография, ослабление роли нравственных ценностей. Третий - деградация промышленности. Вот система вызовов. Кстати, с политической точки зрения это абсолютно тот язык и те требования, которые выдвигала оппозиция. Я помню и речи Зюганова, и Примакова, которые критиковали Путина. Он ответил на эти вызовы и ответил на внешние вызовы.

Нельзя говорить, что он не ответил Чейни. Честно говоря, более жестко, однозначно, с чувством собственного достоинства ответить, по-моему, не возможно. Он сказал: "Господа, у вас есть политика волчья, политика достижения своих национальных государственных интересов любым путем, политика двойной игры. У нас в этой ситуации остается только один ответ: модернизировать ядерные и вооруженные силы, чтобы вы с нами считались". Помните, он сказал: "Считаются только с теми государствами, которые готовы к адекватному ответу"? Я думаю, с точки зрения последних 15 лет, да даже всего периода истории, это новый взгляд на развитие России.

Здесь нет разрыва с предшествующим периодом рынка, демократии, он говорил о роли бизнеса, что не надо искусственных ограничений, но появились ведь проблемы морального и духовного здоровья народа, проблема соотнесения развития экономики с интересами простых людей и обнищания простого народа. На мой взгляд, это крайне своевременно. Это обращение учитывает реальную ситуацию в стране.

Сегодня ситуация такова, что стабильность есть, рейтинг высокий, но разрыв между народом и властью тоже высокий. Обратите внимание, первый раз в посланиях на первом месте в социальной политике стояло крестьянство. Если вы посмотрите на послание с точки зрения настроения людей, это прямой ответ и, на мой взгляд, крайне удачный и успешный. Этого от Путина ожидали. В целом это чрезвычайно важное и интересное с исторической точки зрения, переломное послание в истории новой России.

Екатерина Филипповна Лахова, член Генерального совета Партии "Единая Россия", председатель комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей: Каждый пытается услышать в президентском послании то, что для него наиболее важно. Вот я остановлюсь на теме любви. Потому что, когда после значительной паузы Президент поднял эту тему, все сразу поняли, что речь пойдет о семье, охране материнства и детства.

Вы знаете, как трудно перед Минфином и Минэкономики отстаивать при очередном бюджете любые 100 тысяч рублей. Когда сегодня сам президент дает установку правительству, что необходимо сделать, мы понимаем, как теперь конкретно сможем работать с бюджетом.

Когда Президент начал говорить о и демографии, то рассмотрел проблему очень подробно. Во всех посланиях он говорил об этом, но так подробно – еще никогда. 70 процентов детей рождаются в молодых семьях, - и Президент говорил о поддержке молодой семьи. Мы все время спорили с демографами, доказывали, что нужно поощрить рождение именно второго ребенка, - и получили поддержку Президента. Около миллиона человек составляет очередность в детские дошкольные учреждения, - и Президент говорил, что детские дошкольные учреждения не строятся, что необходимо, чтоб они были доступны и была дифференцирована оплата, взымаемая в зависимости от того, первый, второй или третий ребенок. И, что очень важно, были названы конкретные цифры.

Хотелось бы сказать о новшествах. Это дошкольный сертификат, который, видимо, будет введен, это родовой сертификат, который будет увеличен с семи до десяти тысяч рублей и во многом стимулирует оказание медицинской помощи именно в учреждениях родовспоможения. Кроме того, был сделан акцент на бесплатном обеспечении беременных женщин, больных женщин для профилактики лечения анемии. Особо мне хотелось выделить проблему сирот. Впервые президент очень подробно остановился на этой теме. Необходимо создавать все условия для того, чтобы находить для ребенка семью в России, - желающих много. Но Президент говорил не только об усыновлении, он точно дифференцировал: приемные семьи, опекунские семьи, - разные формы устройства детей в семью.

Вроде бы частные вопросы, но в сумме они дают принципиальный подход: мы должны говорить не только о количестве населения, мы должны говорить и о качестве населения. Поэтому очень грамотно Президент представил решение демографической ситуации, начав со смертности, миграционных процессов и подробно остановился на стимулировании рождаемости.

Поэтому я бы определила это послание, как наиболее патриотичное из всех, которые я слышала.

Константин Иосифович Косачев, член Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия", председатель комитета Государственной Думы по международным делам: Мне представляется, это послание удивительно тем, что у него, как ни странно, нет четко разграниченных внутриполитической и внешнеполитической частей. В том смысле, что вся его внутриполитическая часть, безусловно, ориентирована в качестве сигнала внешнему миру, - будь то ответ Чейни, либо не ответ ему. А равно и вся внешнеполитическая часть в той же степени сориентирована на нужды и интересы людей внутри страны. Самое главное - в этом послании четко сформулирована мысль, что мы больше не можем жить тем наследством, которое нам досталось от Советского Союза, которое на протяжении ряда лет продолжало работать на статус России как мировой державы.

Нам досталось в наследство огромная территория и соответствующие природные ресурсы, шестое место в мире по уровню населения (которое, кстати, в ближайшее время мы можем сдать такой стране, как Бангладеш, она сейчас за нами по уровню населения, а Пакистан нас обошел), ядерное оружие. Так вот этих факторов для того, чтобы оставаться мировой державой, реально влияющей на события в мире и выстраивающей окружающий мир в соответствии с собственными национальными интересами, явно недостаточно.

И рекомендации, сформулированные Президентом: решительная перестройка нашей экономики с ресурсной на интеллектуальную, решительный пересмотр нашей оборонной доктрины с ориентацией, прежде всего, на асимметричность ответов, а не на классические схемы противодействия военным угрозам, и, безусловно, решение в демографической области – это констатация того, что Россия начинает качественно новый этап своего развития.

Не случайно президент произнес фразу, что и российская внешнеполитическая доктрина, и российская оборонная доктрина должны давать ответы на новые вызовы и угрозы. Для меня в этом констатация того, что и российская внешнеполитическая доктрина, и российская оборонная доктрина не адекватны новым вызовам и угрозам, они устарели и нуждаются в пересмотре. Это очень важный сигнал, это тема, которой нам предстоит заниматься в ближайшее время. Послание Президента я считаю качественно новым, однозначно удачным и, безусловно, создающим основу для реальной программы действий как наших политиков, работающих внутри России, так и для нашей внешнеполитической составляющей.

Олег Викторович Морозов, заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия", первый заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе: Я хочу оттолкнуться от выступления Александра Ципко, потому что я тоже считаю, что в этом послании Путин очень точно ответил на шестилетние ожидания страны. Именно шестилетние, потому что если посмотреть на эмоциональное восприятие этого шестилетия, то фон очень своеобразный. Я как депутат, который избирается в округе и постоянно общается с населением, очень хорошо этот фон чувствую. Так вот он состоит в том, что есть целый набор плюсов, который воспринимается обществом - от бабушки до профессора университета - этот набор плюсов достаточно четко обозначается.

Это и собирание страны, и то, что все понимают, что страна теперь живет по одним законам, а не по разным, это наведение порядка во власти (то, что называлось вертикалью власти). Это воспринимается абсолютно позитивно, не надо строить иллюзий, будто кто-то недоволен тем, что от всеобщих выборов губернаторов перешли к новой системе. В нашем кругу это обсуждается горячо и неоднозначно, а рядовому избирателю важна эффективная дееспособная власть, которая о нем заботится, и он полагает, что если назначит Путин грамотного человека, то и отлично. И Чечня - безусловный плюс, победа и прекращение войны, - в широком смысле победа. Много плюсов.

Минусы – неэффективная социальная политика, а если быть точным, то имитация проведения социальной политики. Человек ведь воспринимает социальную политику очень просто, он говорит: "Медленно растет зарплата, пенсия, зарплата в бюджетной сфере ниже, чем прожиточный минимум…". Мне кажется, что если на бытовом уровне сопоставить эти вещи, неизвестно, что перевесит, плюсы или минусы.

Плюсы перевешивали не потому, что они тяжелее, а потому, что колоссально доверие к Президенту, колоссален личный рейтинг Путина и еще потому, что сложилось единство властей, которые обеспечивают политический курс: Путин, Дума, Совет федерации, исполнительная власть.

Но кредит доверия не бесконечен. Просто надо понимать, что отсутствие эффективной социальной политики в течение шести лет – это не потому, что кто-то не хотел ее проводить. Нужно было сначала завести мотор экономики и начать какую-то реальную экономическую жизнь, отличную от предыдущей, когда падает экономика, когда дефицитный бюджет, когда пустая казна. И если бы мы не накопили потенциал, мы никогда не смогли бы никакую социальную политику, ни эффективную, ни неэффективную проводить. А теперь время для нее пришло.

Мне кажется, это послание переломное, когда впервые появляется гармония в понимании того, что такое социально-экономический курс, который проводит власть. Гармония состоит в том, что, действительно, трудно разорвать ткань этого послания, потому что это некий абсолютно цельный курс. В рамках этого курса - социальная справедливость: невозможно терпеть дальше, чтобы так разрывали страну между богатыми и бедными, эту несправедливость не выдержит общество, если тенденция не будет прекращена. Это эффективная социальная политика, потому что то, что называется "Национальные проекты", - это не вообще политика некая, а осмысленная, продуманная, просчитанная. Это, безусловно, новая экономика, экономика инноваций, экономика знаний. Это здоровая нация, не умирающая страна, а решение демографических проблем, что является стержнем социальной политики. Если в это не вкладывают деньги, то страна жить не может, мы просто прекратим себя как государство, ни о каком суверенитете на этих географических просторах и в этих климатических условиях без эффективной демографической политики невозможно говорить. Путин обозначает этот приоритет, это уже даже не проект, это мегапроект, это идеология национального выживания. Кто-то поднимается сейчас в зале и скажет, что он против этого? Никто. Это совершенно объединяющая идея.

Следующий тезис, тоже как элемент целостной концепции, - ничего этого невозможно сделать, если у нас нет повернувшейся вовне конкурентоспособной экономики, если у нас нет нормальной эффективной армии, если у нас не обеспечена национальная безопасность и не проводится эффективная внешняя политика как по отношению к ближним, так и по отношению к дальним соседям. На мой взгляд, это новое качество развития страны, которое предложено президентом в послании, которое сделано на переломе этого времени. Я не буду сейчас обсуждать тему, которая была уже предложена, что там делать с третьим сроком, потому что, действительно, курс рассчитан, на 10 лет, а потом мы посмотрим. Но я убежден, что это абсолютно ярко выраженное новое качество этого курса, параметры которого я попытался обозначить.

Вячеслав Викторович Володин, Секретарь Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия", заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе: Каждое послание Президента является знаковым и особым, но это отличается от предыдущих, потому что дает ответ на вопрос, что значит суверенное государство. В этом послании есть внутренние блоки, которые отвечают на вопрос, каким государством должна быть Россия. Это эффективная экономика, основанная на технологиях, услугах, которые мы должны экспортировать, это страна, которая может создавать новый продукт, потому что есть интеллектуальный потенциал, есть люди, и нет демографического кризиса.

Вопросу демографии было посвящено, пожалуй, две трети послания. Для "Единой России" это особо значимый факт, потому что на шестом съезде нашей Партии в Красноярске Председатель Партии говорил о необходимости приоритетного отношения вопросам материнства и детства. И сегодня, когда фактически Госдуме и Совету Федерации была предложена программа мер поддержки матери и ребенка, зал просто взорвался аплодисментами, потому сто эти меры были столь радикальными, что никто не ожидал.

Практически каждый год приходится убеждать правительство в необходимости увеличения помощи ежемесячной, допустим, тем матерям, которые ухаживают за детьми до полутора лет. Эта помощь составляет несколько сотен рублей, а сейчас в разы увеличена эта поддержка, и что самое главное – отношение к проблеме материнства и детства кардинально изменилось. Мать, родившая второго ребенка, получает базовый капитал, который можно будет использовать как на обучение ребенка, так и на решение жилищной проблемы, или как накопительную часть пенсии. Сама проблема материнства и детства совершенно в ином ключе звучала.

Тот опыт, который сегодня уже реализован, при использовании родовых сертификатов, показал, что это эффективно. И это тоже было предложение нашей партии. Мы видим, что оно находит поддержку, потому что финансирование его так же кардинально увеличивается, вместо 5 тысяч будет 7 тысяч выплачиваться по родовому сертификату, вместо 2 тысяч 3 тысячи по женским консультациям.

Говоря о семье, необходимо отметить, что это не только прямая поддержка государством материнства, но и защита детей-сирот. Ведь раньше финансировались детские дома, но не выплачивались пособия тем, кто усыновил, тем, кто взял попечительство. В послании президента все точки расставлены, и сейчас должно быть кардинально изменено отношение в целом к семье. Мы обменивались впечатлениями с другими представителями Партии, у всех складывается единой мнение – пришло время создавать семьи, а время революций уходит.

Вопросы обороноспособности государства - это опора на профессиональную эффективную армию, увеличение количества частей постоянной боевой готовности, наращивание их к 2011 году до 600, исключение использования в конфликтах не профессионалов, а призывников.

На мой взгляд, как раз эти базовые составные части послания говорят о том, что это послание является комплексным и дает общую картину перспектив развития нашей страны. Вместе с этим, давая общие посылы, оно носит в себе конкретные черты, конкретный характер для того, чтобы участники обсуждения этого послания в Совете Федерации, в Государственной Думе, в правительстве могли бы в течение этого года начать его реализацию. Для нас совершенно очевидно, что следующий год, год предвыборный, для России будет переломным с позиции укрепления основ государства и формирования России как суверенного государства, страны быстро развивающейся и интегрированной в мировое пространство.

Александр Александрович Дынкин, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, член-корреспондент РАН: Я думаю, что если мы проследим за темами, которые упоминались в послании Президента, - это образование, здравоохранение, демография, инновации, глобализация, - то практически все постиндустриальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается страна, окажутся поименованными. Безусловно, это послание войдет в историю не как экономическое, а как, прежде всего, социальное, с акцентом на демографию, что имеет и экономический смысл.

Но, мне кажется, несколько важных экономических тезисов все-таки в этом послании прозвучали. Во-первых, мне очень понравился тезис о необходимости перехода к инновационной экономике. В таком концентрированном виде ни в одном послании до сего дня об этом не говорилось. Здесь содержится намек на фундаментальное изменение экономической политики. А речь шла о том, что мы должны перейти от универсальных хозяйственных режимов к дифференцированным, - прежде всего, в пользу областей высоких технологий. Были названы несколько из этих областей. Это нанотехнологии, атомная энергетика, телекоммуникации, космос и некоторые другие. При этом Президент сослался на свое послание 2003 года, в котором говорилось о задачи макроэкономической стабильности и сохранении высоких темпов роста. То есть правительству предложено перейти к более сложной, более тонкой экономической политике, чем та, которая проводилась до сих пор.

Вторая идея, которая привлекла мое внимание, - это то, что Президент в своем послании связал идеи инновации и энергетики. Он сказал о том, что мы конкурентоспособны только в области добычи. Но такие звенья энергетического цикла, как геологоразведка, транспортировка, переработка, и особенно потребление, - здесь, конечно, наша конкурентоспособность далека от желаемого. Направить острие инновационной активности в эти сферы – это был такой очень точный и своевременный тезис.

И последнее, о чем бы я хотел сказать, - интеграция в мировую экономику. Говорилось о том, что будут созданы биржи, которые бы работали на национальной валюте при торговле российскими товарами. Это очень смелая заявка. Она, конечно, не будет реализована одномоментно, но в этом просматривается некое видение рубля как одной из серьезных мировых валют и постепенная реализация этого подхода: сначала в торговле со странами СНГ, потом, видимо, с Китаем. И это тоже, безусловно, достаточно точный и своевременный подход.

Роза Митрофановна Клементьева, председатель Движения сельских женщин, член Общественной палаты при Президенте РФ: Послание мне понравилось, потому что оно смелое. Хотелось бы сказать, что это послание пронизано не только заботой о стране, но и о человеке конкретно. Я хотела бы сказать о беспризорности. Лучше сельской семьи, лучше фермерской семьи никто не может принять детей-сирот и воспитать их, не зависимо от того, кем они станут впоследствии - фермерами, юристами, педагогами. Главное - они будут знать труд, у них будет теплый дом, земля, я считаю, они вырастут настоящими людьми.

У нас много примеров, назову только два. Первый: семья в Краснодарском крае, трое своих детей и еще шесть детишек-сирот стали своими, второй: в Щелковском районе 23 ребенка в семье! Я хотела сказать, что в этом вопросе я лично заинтересована, у младшего сына 2 детишек, я думаю, что буду убеждать, чтобы был третий, потому что вдохновлена посланием Президента.

Я хотела бы сказать, и об укреплении связи с ближним зарубежьем. Есть такое понятие "сельская дипломатия". Фермеры России, Белоруссии и Украины старались не потерять эту связь, в прошлом году встречались в Одессе, нам есть о чем поговорить, тем более, сейчас национальный проект развития сельского хозяйства и малых форм: кооперативы, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые касаются жителей глубинки. Теперь мы собираемся пригласить из ближнего зарубежья фермеров в Россию и будем крепить сельскую дипломатию.

Владимир Ростиславович Мединский, член Генерального совета Партии "Единая Россия", заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму: Все, кто слышал выступление Президента, наверное, обратили внимание, что это из семи посланий Федеральному Собранию - самое взволнованное, носящее наиболее личный характер и по форме, и по эмоциональной окрашенности. И дело не только в том, что речь шла о любви, семье, демографии, но дело в том, в первую очередь, что президент пропускает через себя каждую из проблем в стране.

Мы все, говоря о демографии, об обороне, забыли о том, что президент начал свое выступление с проблемы коррупции и неравномерного распределения национального богатства, которое у нас произошло в первые перестроечные годы. И эта проблема действительно им была поставлена во главу угла, и было сказано, что давление на мозоли тех олигархов, которые неправедным путем нажили свои чудовищные состояния, будет продолжаться. Здесь было процитировано высказывание Рузвельт 1934 года, и мне кажется, эти слова должны прозвучать очень серьезным предупреждением. Жалко, что в той части не было такой же конкретики, какая была в последующем разговоре о демографии.

Демография, рост народонаселения являются одним из основных критериев эффективности государства, и не только экономической. Потому что, понятно, люди рожают детей, когда с экономикой более или менее все нормально. Но речь идет не только о социальных гарантиях: ведь рожают не только богатые, - речь идет и о духовной составляющей. Очень важно, что Путин сказал о необходимости возрождать старинные семейные российские ценности. Без пропаганды, без духовного подъема, без целенаправленной государственной пропагандистской политики, ориентированной на возрождение семейных ценностей и семейных приоритетов, каких бы мы успехов не добивались в росте ВВП (будет ли это 7,8 %, будем ли мы платить 700 рублей или 4000 рублей за второго ребенка) - без этого все равно демографическую проблему мы не решим.

Я приведу, может, резкий пример, но специально, чтобы он запомнился. Задумайтесь, какое из европейских государств побило абсолютные рекорды по темпам прироста населения в короткий исторический промежуток времени в 20 веке? Это была нацистская Германия между 34-м и 39 годами. Никакой толком экономической составляющей, никаких социальных гарантий, одна демагогия. Но колоссальная государственная пропаганда привела к фантастическому взрыву рождаемости в Германии. Этот пример говорит, что без этой третьей составляющей мы проблему не решим.

Это вопрос нашего телевидения, СМИ, работа и политиков, и депутатов, и чиновников. Иначе нам придется вспомнить о страшной фразе, которую приписывают Маргарет Тэтчер, когда она сказала, что оптимальным с экономической точки зрения для Советского Союза было бы население в 15 млн. человек, поскольку для обеспечения охраны и добычи природных ископаемых этого более чем достаточно.

Александр Гельевич Дугин, политолог: Я хотел бы обратить внимание на то, что, конечно, это послание стратегическое, оно ставит точку, на мой взгляд, в формировании того, что можно называть геополитической стратегией президента Путина. Сейчас становится очевидным, что мы имеем дело не с эпизодом нашего развития, но с началом нового периода, очень показательно, что через шесть лет своего срока Путин формулирует по-настоящему основное стратегическое направление. Звучит это не как завет, а как начало большого пути.

Ничего не могу с собой поделать, не возникает никаких образов преемников, возникает образ Путина, который наконец-то назвал все вещи своими именами и который, засучив рукава, наведя порядок в том кошмаре, который ему достался от предшественника, начинает приниматься за дело. У Ельцина был преемник, но не было преемственности, у Путина может быть наоборот.

Если мы посмотрим на основные пункты этого послания, то здесь мы встречаемся с отточенным, однозначным формулированием основных идеологических принципов совершенно нового направления развития России. Если обратим внимание на основные политические термины, используемые в этом послании, то можем явственно представить себе идеологию, особенно сравнив это с девяностыми годами и инерцией употребления некоторых терминов, предшествующих посланию.

Вместо прав человека мы видим в центре внимания этого послания народ, причем, не как общее место, а как политическую и стратегическую категорию, которая стоит в центре внимания. Отсюда демография и все остальное. Вместо демократии, о которой в предшествующих посланиях, особенно при Ельцине, все время говорили, мы здесь видим державность. Вместо понятия рынка, о котором говорилось раньше, мы видим социальную справедливость.

Тот, кто занимается политологией, понимает, что существует либерализм и существует социальная справедливость и эти понятия являются антитезами в политическом языке. Вместо ориентации на Запад речь идет о России и странах СНГ. Иными словами, не случайно Путин начинает свое послание с цитаты из Рузвельта. Это, собственно говоря, новый курс.

По отношению к чему? По отношению к ультро-либеральной политике американского государства, приведшей к великой депрессии и биржевому краху 1929 года. На самом деле, конечно, Рузвельт – это часть американской истории, но это наименее либеральная, наименее ортодоксальная, с точки зрения неофундаменталистов, ее часть, наиболее социально ориентированная часть.

Поэтому, конечно, речь идет не об ответе Чейни, не о сиюминутном уточнении позиций на 2 года. Я думаю, что речь идет о том, что президент впервые последовательно сформулировал политику России на ближайшее десятилетие. И еще становится очевидным, что следовать такой жесткой линии в таких тяжелых условиях будет чрезвычайно трудно. Соответственно, тут я совершенно согласен с Третьяковым, нужна мобилизация. Тут Путин очень точно вытроил иерархию трех понятий в своем послании: интересы, ценности и силовое обеспечение.

Путин сказал, что без силового обеспечения никакой защиты наших интересов и утверждения наших особых ценностей не будет. Одновременно силовое обеспечение является sine qua non, для того чтобы наши собственные, совершенно уникальные, связанные только с нашим национальным государством и нашими соседями по СНГ, - о гуманитарной интеграции говорилось в послании, - необходимо защитить.

На самом деле, на мой взгляд, имеет место совершенно жесткая мобилизационная повестка дня в трудных условиях, которую просто так саму по себе реализовать не получится, нужна колоссальная мобилизация, нужна воля. Я думаю, что сейчас в принципе мы живем уже немножко в другой стране, где вопрос о преемнике не является ни самым главным, ни даже очень важным, потому что теперь уже народ после этого провозглашения потребует от Путина, чтоб он реализовал заявленную стратегию, чтобы была осуществлена преемственность данной политики, которая четко обозначена, основные ее понятия сформулированы и отражают курс на укрепление нашего суверенитета и возрождении России.

Я полагаю, что следующая проблема, с которой фундаментально столкнется наша власть,- это не проблема 2008 года, а проблема несоответствия нашей политической элиты и нашего чиновничества реализации этого курса. По сути дела, мы стоим перед совершенно новой проблемой, не "куда идти", не "кому идти", а "как воплотить эти ценности в жизнь". С этим будут самые большие проблемы, потому что, конечно, эта мобилизация может рассосаться и не привести к результатам.

Надежда Константиновна Арбатова, заведующая сектором международно-политических проблем Европы Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, доктор политических наук: Я согласна с теми, кто сказал, что послание президента было программным и стратегическим. Мне кажется, что оно было направлено не столько на мобилизацию, сколько на консолидацию общества, нации на основе решения наиболее острых проблем. Здесь, конечно, трудно не согласиться с Виталием Товиевичем, который сказал, что 10 лет – это достаточно большой срок, после 10 лет не понятно, кто с кого будет спрашивать за выполнение задач.

Так или иначе, Путин очень четко уловил наболевшие проблемы и, мне кажется, в его послании впервые прозвучал очень важный сигнал для общества: призывники не будут направляться в зоны конфликтов.

Меня как европеиста интересовала, конечно, внешнеполитическая часть, и при провозглашении многовекторности внешней политики, мне кажется, Путин все-таки особо выделил европейское направление. И дело даже не в том, что он говорил о Европейском союзе, просто Европейскому союзу было уделено особое место в этой внешней политической части. Второй тезис о европейском направлении, вернее, это был первый тезис Путина о том, что нам необходимо формировать единую европейскую энергетическую политику. Здесь, правда, больше будет зависеть, пожалуй, от Европейского союза, потому что, на сегодняшний день, у ЕС нет общей энергетической политики.

Конечно же, Путин послал очень четкие сигналы руководству США, они были абсолютно понятны, хотя и завуалированы. Здесь содержалась очень острая критика, в частности, утраты интереса США к разоруженческой сфере при наращивании военного потенциала. НАТО же вообще, по-моему, даже и не упоминалось. Тем не менее, вот этот пассаж о том, что Россия должна иметь возможность участвовать в локальных конфликтах, мне кажется, это очень четкий сигнал в данном случае не только США, но и НАТО. Очень важно, что США упоминались в одном ряду с другими странами, чего прежде никогда не было, США всегда выделялились особо.

Для меня самым загадочным разделом в послании остался раздел о СНГ. Там упоминалась необходимость реформы СНГ, но в чем она будет состоять, было абсолютно непонятно, и у меня создалось впечатление, что сегодня президент делает упор на два направления: ЕврАзЭс и союзное государство с Белоруссией.

Дмитрий Иванович Орлов, заместитель генерального директора Центра политических технологий: Вплоть до самого недавнего времени, полагаю, именно до сегодняшнего дня, экспертное сообщество задавало себе вопрос, есть ли у Путина собственная доктрина? Я полагаю, что как раз сегодня мы ответ на этот вопрос получили, ответ вполне ясный и артикулированный. Он выражается словосочетанием "Свой дом", причем не "крепость Россия", о которой говорили некоторые наши изоляционистские наблюдатели, и не загородный особняк, о чем тоже сегодня сказал Путин, говоря о вреде беспрецедентного личного обогащения, а свой дом для всех граждан.

Путин и раньше обнародовал формулы, которые имели такой протодоктринальный характер: вертикаль власти, суверенная демократия, равноудаление олигархов, национальная конкурентоспособность, энергетическая сверхдержава, но завершение объединения, синтез мы имеем только сегодня. Можно ставить и не ставить эту доктрину в определенный ряд, где есть доктрина Монро или Брежнева, но так или иначе доктрина сложилась.

Во всех основных элементах доктрины, о которых говорил сегодня президент, мне кажется, образовались ясные сгустки смыслов, которые позволяют говорить о ее долговременном, динамичном и развивающемся характере. Во внешнем аспекте, во внешней политической доктрине жестко заявлен формат диалога с международными партнерами, более того, обеспечение суверенитета является теперь основополагающим. Президент фактически дал асимметричный ответ на заявление Чейни, но не только в этом message послания. Национальная безопасность в его логике должна быть гарантирована с помощью модернизации вооруженных сил. Вот эта формула, которую он предложил, стратегический баланс сил, она возвращает нас к совершенно определенной логике, возвращает и в то же время встраивает.

В экономической доктрине произошли наибольшие изменения, она претерпела очень значительную эволюцию. Если в начале первой легислатуры президента преобладали мотивы либерализации, то уже с середины 2005 года были социальные аспекты и стимулирование экономического роста. Сегодня мы видели завершение этой логики, совершенно очевидная, жесткая, сильная социальная политика, заявление об общем благе и замечательная цитата из Рузвельта.

Бережение народа – это формула, которая позволяет обеспечить этот самый суверенитет народа в его собственном доме. Либерализация предпринимательского пространства уступила место локомотивам роста и инвестиционной экономики, это совершенно иной взгляд на экономическую доктрину. В социальной доктрине от поддержки слабых в контексте развития сильных в конкурентоспособности граждан, о которых шла речь в начале этого века.

Вот сейчас мы имеем переход к сильной социальной политике и жестким конкретным мероприятиям. С моей точки зрения, применительно к социальной доктрине президента очень важна ясная конкретная мера по поддержке второго рождения – 250 тысяч - она ни в коем случае не должна иметь инфляционного характера, о чем сказал президент. Таким образом, доктрина создана и она имеет долговременный характер.

Александра Васильевна Очирова, президент международной общественной благотворительной организации "Международный женский центр "Будущее женщины": Я как раз отношусь к тем людям, которые в послании президента нашли в виде вопросов и в виде ответов те проблемы, которые меня волновали на протяжении очень многих лет, как и моих коллег по Общественной палате, общественным организациям, ученых… Дело в том, что рассмотрение вопросов стратегии страны без учета социальной составляющей ведет к потере управления всеми процессами, которые в стране происходят.

Когда говорят о том, что наши социальные реформы не успешны, - уже даже не модно на эту тему говорить, - то я думаю, что одна из главных причин, которую мы всегда называли: отсутствие в стране стратегии и концепции социального развития. Когда речь заходит о самых разных проблемах, очень часто и ученые, и простые люди говорят о том, что все есть в стране для справедливого решения этих проблем и на материальном, и на ценностном уровне, нет только политической воли.

Сегодня, это послание, на мой взгляд, является проявлением политической воли. Эта воля определила стратегию, которую мы не дождались ни от законодательной, ни от исполнительной властей. Данное послание можно называть и мобилизационным, и объединительным - это не взаимоисключающие понятия, это понятия, предполагающие друг друга, когда речь идет о национальной стратегии. Объединяющим здесь является то, что оно все построено на понятии, присутствующем в языке любого народа, в понятиях внешней и внутренней политики любой цивилизованной страны – это безопасность. Речь идет не только о безопасности внешних границ, но и о социальной безопасности, которая, к сожалению, на сегодняшний день еще не стала активной составляющей нашей концепции национальной безопасности. Я надеюсь, что представители данного направления присутствовали в зале и учтут пожелания Президента.

К сожалению, не могу сказать, что у нас есть лоббирование женских и детских проблем, проблем демографии и т.д. Вместе с тем, наша Общественная палата уже каким-то опережающим образом, иногда одновременно с Государственной Думой ставила подобные проблемы. Совсем недавно мы провели общероссийские слушания по бедности, к сожалению, там было очень мало депутатов. Мы сейчас сделаем какие-то коррективы в связи с данным посланием, которое я рассматриваю как определение национальной стратегии.

Вместе с тем, все люди, которые задумывались, куда идет страна, никогда не ставили себе вопрос, от какого наследства мы отказываемся. Никогда ни от какого наследства, которое есть в России, мы не отказываемся. Это и ресурсы, когда мы говорим об экономике, о том, что она должна развиваться. Но развиваться не ради самой экономики. Она должна развиваться с учетом того человеческого капитала, по мнению нобелевских лауреатов-экономистов, все знают, что это одна из самых важных составляющих развития экономики, не говоря о всех других ресурсах страны.

Я думаю, что в концепции национальной безопасности, задумаются о технологиях, которые должны привести к решению поставленных Президентом задач в полном объеме. Это и кадровая политика - особая технология решения, потому что когда мы теряем управление при потере глобальной цели, это приводит к очень серьезным подавляющим народ решениям, к дестабилизации общества.

Президент всего четырежды процитировал достаточно известных людей, но я думаю, не случайным образом он это сделал. Если вот это все, что было обозначено впервые, будет реализовано, я думаю, президенту по вертикали исторической и по горизонтали, если говорить о народных массах, будет чем отчитаться о своей работе. Надеюсь, что это послание будет цитироваться многими и в стране и за рубежом.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3075