Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''KM.ru'' | Буддизм как средство политики в Юго-Восточной Азии | 18.04.2006
    18 апреля 2006, 00:10
 
Александр Дугин

Буддизм как средство политики в Юго-Восточной Азии

Опубликовано на мультипортале "KM.ru"

В Китае, в городе Ханчжоу, на этой неделе с большим размахом открылся международный буддистский форум, куда прибыло более 1000 делегатов из 10 стран, исповедующих буддизм. Вообще религиозный фактор постепенно занимает все более важное место в политической системе многих стран мира, и в международных отношениях. Еще недавно казалось, что религия безвозвратно ушла в прошлое. Но, оказывается, с этим поспешили, и человечество заново открывает для себя важность и значение религии в решении, казалось бы, самых прозаических вопросов.

Современный индустриальный рывок в Тихоокеанском регионе приходится на страны, исповедующие буддизм

Буддизм является религией, которую исповедуют миллионы людей. Большинство буддистов живут в Азии, но они есть и в Европе. Традиционно буддизм исповедуют некоторые народы России – калмыки, буряты и тувинцы. Буддисты проживают в таких странах Азии, как Япония, Непал, Южная Корея, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия, где они составляют большинство. В Китае, Вьетнаме, Индии - особенно в штатах Сикким и на Шри-Ланке - влияние буддизма исторически чрезвычайно велико. Приблизительное количество буддистов в мире составляет сегодня 400 миллионов человек.

Показательно, что современный индустриальный рывок в Тихоокеанском регионе приходится в основном на страны, исповедующие буддизм. На фоне тех процессов, которые бурно протекают в исламском мире, где религиозное единство становится постепенно важнейшим интеграционным фактором, важнейшим элементом большой политики, на фоне повышающегося самосознания христианских народов, буддистский мир явно отстает. Видимо, главы стран, где буддисты составляют либо большинство, либо значительный процесс населения, начинают пробуждаться к осознанию своего геополитического предназначения.

KM.ru

Релевантные ссылки:

Как "лечили" Будду

Калмыки находят в буддизме духовную опору

Анализ религиозной ситуации в России в 2005 году

Япония ищет новое место в геополитике Юго-Восточной Азии

Самой активной в Тихоокеанском регионе страной, чьи граждане поголовно исповедуют буддизм, является Япония. Влияние этой страны на экономику и политику всего азиатского региона традиционно является огромным. Но японцы ранее не использовали буддизм в качестве интеграционного фактора влияния. Это объясняется закрытостью японской идеологии и тем, что японский буддизм имеет весьма специфические местные черты и тесно переплетен с добуддистскими синтоистскими культами. В нашей ситуации Япония ищет новое место в геополитике Юго-Восточной Азии, и не исключено, что на сей раз Токио попытается использовать буддистский фактор активнее, чем раньше. Тем более что под предлогом общей религии, японское влияние может простираться на азиатский континент.

Однако Пекин остается верным коммунистической теории и открыто не поощряет никаких религий – ни даосизма, ни конфуцианства, ни буддизма. Но в то же время даже в коммунистическую эпоху китайская культура окончательно не порывала связей со своим прошлым, ставя череду коммунистических правителей в один ряд с древними императорами Поднебесной. А коммунистический кодекс китайской морали как-то уж слишком походил на уложения Конфуция.

Тибетские буддисты долгие десятилетия осознавали себя жертвой китайской национальной политики

Сегодня Китай начинает играть все более активную роль в Азии, и соответственно, проводит ревизию тех инструментов, которые позволят еще более укрепить китайское влияние. И хотя самым главным инструментом является китайская демографическая экспансия, видимо, Пекин считает, что стоит дополнить ее и более нюансированными стратегиями. В самом Китае испокон веков существует мощная буддистская традиция, и весьма популярный сегодня во всем мире дзен-буддизм, распространяемый Японией, в саму Японию когда-то попал именно из Китая, и назывался он тогда чань-буддизм, т.е. китайский буддизм.

Особой разновидностью буддизма является тибетский ламаизм. Тибетские буддисты долгие десятилетия осознавали себя жертвой китайской национальной политики, сопровождавшейся и серьезными преследованиями буддизма в Тибете, где он получил повсеместное распространение и особый колорит. Если сегодня официальный Пекин начинает пересматривать свою политику в отношении этой религии, то у тибетского сепаратизма из рук выбивается серьезный козырь.

Усиление религиозного фактора в международной политике неуклонно растет

Чрезвычайно важную роль играет буддизм и в Южной Корее, и в Бирме, и в Лаосе, и в Камбодже, и в Монголии, где эта религия активно влияет на национальную и даже государственную идентичность. И если буддисты начинают постепенно осознавать общность своих цивилизационных ценностей, свое единство, то это значит, что мы стоим на пороге возникновения нового явления – геополитики буддистского мира, которая может иметь особенные, уникальные черты и постепенно стать важным региональным, а то и мировым фактором.

Буддистское население России всегда отличалось предельной лояльностью к государству, и с этой конфессией у нас никогда никаких проблем не было. Современные деятели буддистской сангхи в России активно участвуют в диалоге традиционных конфессий и находят полное взаимопонимание с православной церковью. В принципе, и Россия могла бы использовать буддистский фактор для продвижения на сей раз наших геополитических интересов в Восточной Азии. Так как усиление религиозного фактора в международной политике неуклонно растет, это может быть дополнительным каналом взаимодействия со странами Тихоокеанского региона, в котором Россия в последнее время проявляет все большую активность.

В Непале явно назревает революция
А в стране, где родился царевич Гаутама, нареченный впоследствии Буддой, в Непале - явно назревает революция. В среду в Катманду наступило затишье после четырехдневных массовых демонстраций и забастовок, которые проходили по инициативе семи ведущих оппозиционных партий страны под лозунгами демократизации и против «авторитарного режима Гьянендры».

Поводом к нынешним выступлениям стали события более чем годовой давности. В первых числах февраля 2005 года король Гьянендра взял власть в свои руки, отправив в отставку предыдущее правительство, ввел в стране чрезвычайное положение, вывел на улицу войска и отдал приказ о начале арестов оппозиционных политических деятелей. Международное сообщество продолжает считать произошедшее в феврале 2005 года государственным переворотом и призывает к демократизации Непала. Оппозиционные лидеры от лица большинства политических партий в стране призывают население к акциям гражданского неповиновения, и непальцы с удовольствием этим призывам следуют. А армия оказалась не в состоянии справиться с маоистами в горных районах страны.

У Непала два пути: провести демократические выборы или погрузиться в пучину гражданской войны

Протестные действия со стороны населения страны постоянно нарастают, и все чаще непальской полиции приходится разгонять антиправительственные демонстрации, к которым с удовольствием присоединяются и некоторые граждане зарубежных стран. Таким образом, можно предположить, что акции протеста со стороны оппозиции будут продолжаться, и в перспективе это может привести даже к падению в Непале монархии по причине дискредитации самого этого политического института нынешним правителем. В этом случае, у страны будет два пути - провести демократические выборы или погрузиться в пучину гражданской войны, что более вероятно, учитывая влияние маоистских экстремистов из Компартии Непала.

Гьянендра стал королем Непала при очень странных обстоятельствах. В 2001 году его родной племянник наследный принц Дипендра сошел с ума. Принц одел камуфляжную форму, взял автомат, пришел в столовую, где обедала королевская семья и расстрелял всех, включая отца и мать. По словам чудом выжившего свидетеля, Дипендра был в сильном опьянении, он шатался, падал, выбегал из комнаты, потом бросался обратно, и постоянно стрелял. Последним выстрелом Дипендра пальнул в себя. Но остался в живых.

Сегодня треть территории Непала контролируется маоистами

По странной – видимо чисто буддистской – логике – после этого Государственный Совет Непала назначил королем именно его. Но рана оказалась серьезной, и Дипендра скончался. Тогда-то и взошел на трон нынешний король Непала, бывший опекуном странноватого кронпринца.

Однако несчастный непальский народ не получил облегчения. Непальское общество разъедается тотальной коррупцией, по радио и телевидению идут только развлекательные трансляции и сериалы, обсуждать социально-политические вопросы категорически запрещено. Гьянендра учредил культ себя самого при полной неэффективности госаппарата. В 2002 г. подданные признали его «живым Буддой» и отметили это событие пышной церемонией.

Сегодня треть территории страны контролируется маоистами, которые ведут полноценную герилью и периодически вторгаются в крупные населенные пункты. Это одна из последних оставшихся коммунистических групп во всем мире, которая действует с опорой на собственные силы. Но вот что парадоксально – непальским маоистам помогает не близлежащий коммунистический Китай, а демократическая Индия. Тогда как Пекин, напротив, негласно помогает именно «живому Будде» Гьянендре.

Как все запутано в азиатской политике

Очевидно лишь одно, король Гьянендра, попытавшийся устроить в затерянной азиатской стране постмодернистический коктейль из разных исторических формаций – этакую причудливую смесь древней архаики, начальной модернизации и вполне современного «общества спектакля», - сталкивается с серьезными проблемами. По данным некоторых мировых информационных агентств, в сегодняшних волнениях в Катманду принимают активное участие и граждане России.

 

 

 

Архивы Евразии

18.04.2005 - Оппозиции подменили митинг – вместо противников Муртазы Рахимова в Уфе собрались его сторонники


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3034