Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | ''Известия'' | Каким путём идти России? | 03.02.2006
    3 февраля 2006, 17:23
 
Известия

Релевантные ссылки:

XXI век - век новых империй

Внешнеполитическая эклектика или три стратегии российской внешней политики

Каким путём идти России?

Опубликовано в общенациональной газете "Известия" № 19 (27060) от 3 февраля

На Всемирном экономическом форуме в Давосе были представлены три варианта развития России на ближайшие 20 лет. Условные названия: "Нефтяное проклятие", "Долгий марш", "Возрождение". Первый сценарий предполагает развитие нашей страны исключительно в качестве мирового источника энергоресурсов. Второй - постепенный переход к развитию других секторов экономики. Третий - стремительное реформирование государства. Какой из этих трех путей наиболее приемлем для России? Об этом размышляют участники сегодняшних традиционных известинских "Дебатов".

Василий Дума, член комитета Совета федерации по природным ресурсам: Я сам нефтяник, но, к моему глубокому сожалению, Россия пойдет по пути развития "нефтяной иглы". Я бы этого не хотел, потому что последние 7-8 лет цены на все энергоносители растут и наша страна строит весь свой бюджет только на цене на нефть. Ничего не развивается: ни автомобильная промышленность, ни сельское хозяйство. Мы добываем нефть, но как страна третьего мира все оборудование, начиная с буровых и заканчивая компьютерами, ввозим из-за границы - ничего нового не строим. С такими ресурсами, как у нас, мы должны быть высокотехнологичной страной, должны понимать, что недра - непостоянны, и они исчерпаемы.

Вячеслав Дудка, губернатор Тульской области: Я считаю, что Россия пойдет по пути "Возрождения" - это самый рациональный путь. Задача разработки стратегии перехода на инновационный путь развития была поставлена президентом еще в апреле прошлого года, и именно тогда было сказано о том, что наукоемкие производства должны быть приоритетными. Наша экономика не должна в такой большой мере зависеть от экспорта сырья, и условия для этого есть во многих регионах. У России есть возможность мобилизовать интеллектуальные ресурсы и стать лидером на рынке интеллектуальных продуктов. Я уверен, наиболее перспективными являются именно высокие технологии. Конкурентоспособность в этой сфере основывается на богатейших традициях, накопленных в области научно-исследовательских и опытно-констукторских работ.

 

 

 

Архивы Евразии

Чечня с особыми полномочиями

03.02.2005 - Чечня с особыми полномочиями

Ричард Пайпс, историк: Среди сценариев, обсуждавшихся на саммите на экономическом форуме в Давосе в этом месяце, самый неподходящий, по моему мнению, - полагаться на энергоэкспорт. Во-первых, нефтеэкспорт дает дополнительные блага властям предержащим, которые и так обладают ими в самом неограниченном количестве. Во-вторых, цены на нефть неустойчивы на мировых рынках, и любое серьезное их падение может дестабилизировать российскую экономику. Самое главное, в чем нуждается сегодня Россия, - это создание государства, основанного на власти закона, который одинаков для исполнения и правительственных чиновников, и граждан. В свою очередь капитал - вещь очень осторожная, и он бежит оттуда, где власть проявляет свой деспотизм. Так как Россия не является правовым государством, доля России в мировых инвестициях составляет лишь небольшую часть от того, что получает Китай и Индия. Только когда российское правительство будет придерживаться власти закона, в стране появятся условия для процветающей экономики, которые сделают Россию великой державой в истинном смысле слова и создадут условия, основанные не на страхе, не на принуждении, а на поддержке всего общества.

Александр Дугин, философ: Я являюсь убежденным сторонником третьего пути – проекта "Возрождение". Россия должна использовать благоприятную конъюнктуру на энергоносители для стремительного отстраивания современной развитой экономики, с опорой на высокие технологии и оборонную промышленность. Оставаясь только сырьевой державой или пытаясь укрепиться постепенно и не спеша, мы упустим шанс в историческом соревновании не только с нынешней сверхдержавой, США, которая явно миновала пик могущества и начинает клониться к закату, но и с бурно развивающимися странами Азии и Латинской Америки. Совершенно очевидно, что Россия может сохранить свой суверенитет только возвратившись на позиции мировой сверхдержавы. Надо научиться спокойно и без комплексов произносить применительно к нам самим такие термины, как "реванш", "империя", "Большая Россия", "национальная миссия" и т.д. Все страны современного мира, желающие выйти в лидеры, имеют обширные амбиции и не стесняясь формулируют их.

Борис Гребенщиков, музыкант: Мы пойдем сложной смесью всех этих путей. Но опираться нужно на то, что в России должна быть многолетняя династия - династия в кавычках - правление, которое не меняется кардинально. Только этот путь приемлем для России. Был бы Николай Третий - отлично. Но его нет - перебили всех, и неоткуда взяться. Так давайте устроим нормальную передачу власти из рук в руки, чтобы курс только не менялся. Для нас с вами это значит, что красть больше не будут. Потому что тем, кто уже украл, нужно будет только упрочить свое положение.

Не нужно насильственно развивать никакие отрасли экономики - может быть, дать им развиваться естественно? У нас не так много талантов в компьютерной области или в области тяжелого машиностроения. Да, мы можем сломавшуюся машину починить топором. Но она далеко не уедет, и второй раз ее починить не удастся. Поэтому надо дать возможность стране развить свои настоящие таланты, которых тысячи! У нас есть колоссальное богатство духа, про которое в последнее время как-то забыли. Как в старом анекдоте: в России хорошо то, что сделано не руками. А книги и музыка, картины делаются не руками, а сердцем.

Нужно дать этой стране жить естественной жизнью - без новых фашистов, новых воров, новых демократов. И забыть о революционных геополитических целях. Нам не нужно мыть сапоги в океане, нам нужно снять сапоги и немножко подлечить страну. Лет сто.

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области: В любом обобщении есть элемент упрощения. Ограничивать будущее России лишь тремя вариантами развития было бы слишком примитивно. Путь стремительного реформирования всего без конца может завести в тупик. Не следует забывать, что мир заговорил о японском, германском экономическом чуде или о молодых "азиатских драконах" в тот момент, когда их достижения уже нельзя было не замечать. Реже вспоминают, в скольких странах стремительные реформы закончились в лучшем случае топтанием на месте, а в худшем случае - падением в пропасть. Стремительно реформировать можно что угодно, но какой ценой, с какими последствиями?

Предпочтительнее курс на развитие высокотехнологичных секторов экономики, привлечение инвестиций в перспективные отрасли, подъем реального производства, цивилизованное и неизбежное встраивание в мировое хозяйство. Либо Россия будет конкурентоспособной, либо название нашей страны останется лишь в истории прошлых веков. Другого пути России не дано.

Игорь Иванов, запред комитета Совета федерации по экономической политике: На мой взгляд, страну ожидает развитие положительных тенденций в экономике. Этому призван способствовать новый закон о концессионных соглашениях, в соответствии с которым, например, возможно приступить к решению такой извечной российской проблемы, как "дороги". Именно сегодня, спустя три четверти века после опыта советских концессий 1930-х годов, стало возможным объединить частные средства с возможностями государственного инвестиционного фонда для воплощения в жизнь крупных инфраструктурных проектов.

Минтрансом России одним из первоочередных таких проектов рассматривается создание современного автомобильного и железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Как сенатор от Приморского края, я готов приложить все усилия для развития инфраструктуры нашего края и строительства на условиях государственно-частного партнерства портовых терминалов, железных и автодорог. А ехать по новым дорогам, как говорят железнодорожники, всегда будем "вдоль" и в нужном направлении.

Главное – результат

Для подавляющего большинства населения нашей страны, далекого от заумных экономических и политологических теорий, не имеет принципиального значения, каким из предложенных в Давосе путей пойдет Россия. Главное для них - конечный результат, а в том, что он будет оптимистичным, не сомневаются 62% россиян (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). "Тяжелых времен" и "глубокого кризиса" ожидают в перспективе только 8% участников общенационального опроса, проведенного в конце прошлого года. При этом большая часть респондентов (47%) настаивает на усилении влияния государства при определении социально-экономической стратегии страны. Дескать, ему и решать, какой путь выбрать.

Вместе с тем в обществе достаточно высока доля модернистов - людей, выступающих за продолжение радикальных реформ с целью полного перевода государственного и экономического устройства на западные рельсы. Согласно данным Института социологии Российской академии наук, давосский проект "Возрождение" поддерживает каждый четвертый гражданин страны.

Георгий Ильичев

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2878