Международное Евразийское Движение
СМИ о евразийстве | "Грузия Online" | Кавказ в концепции современной российской геополитики | 21.12.2005
    21 декабря 2005, 20:30
 
Грузия Online Ну, вот так примерно и выглядит идеология евразийства…

Релевантные ссылки:

Нальчик: проба сил

Угроза войны уже стучится в наши двери

Кавказ в концепции современной российской геополитики

Опубликовано на сайте информационно-аналитического портала "Грузия Online"

Редакция "Евразии" в последнее время неоднократно публиковала аналитические материалы по так называемой "грузино-осетинской проблеме" (например, тексты от 19.12.2005 и 16.12.2005). Разумеется, для полноты картины назревающей ситуации не лишним и даже полезным было бы ознакомление с противоположной точкой зрения, что мы и делаем на этот раз. В качестве единственного комментария к данному тексту заметим, что грузинский геополитик, несмотря на знакомство с трудами Александра Дугина, имеет не самое верное, скажем так, представление о евразийской идеологии в целом.

Геополитика как наука сформировалась во второй половине XX века. В её основе лежит «политическая география». По мнению её основателей – шведа Рудольфа Челениса и англичанина Хелфорда Маккиндера – смысл геополитики как дисциплины состоит в следующем: закономерность развития государств, народов, культур, религий и цивилизаций в некоторой степени определяет географическое положение этих государств. То есть география предопределяет экономическое, политическое и т.д. развитие государств.

Составной частью российской геополитики являются спровоцированные с целью сохранения своего влияния на Кавказе конфликты в Абхазии и Южной Осетии и расчленение Грузии. По нашей просьбе сегодняшнюю геополитическую ситуацию на Кавказе комментирует эксперт Малхаз Мацаберидзе.

 

 

 

Архивы Евразии

21.12.2002 - "Новый интеллектуальный порядок" - Александр Дугин: "Тот факт, что в России можно создать партию вообще без интеллектуального лица - плохой показатель, и он свидетельствует помимо всего прочего о том, что с экспертным сообществом у нас не все в порядке"

Малхаз Мацаберидзе: В первую очередь вспомним причины появления этих конфликтов: в начале 90-х гг. прошлого века после развала Советского Союза, Россия фактически ещё раз «перекроила» границы Южного Кавказа. Сам факт создания Советского Союза был итогом первого перераспределения, произошедшего в 1922-23 гг. После развала Советского Союза Россия фактически ещё раз изменила ситуацию в свою пользу и в пользу своего стратегического партнёра - Армении.

В результате уже с 1993-94 гг. существующие «замороженные» конфликты в Абхазии и Цхинвальском регионе (существующие там сепаратистские режимы находятся под полным контролем Москвы), параллельно с этим Армения контролирует Карабах и прилегающие к её границам 6 районов Азербайджана, составляющих 25% территории этого государства. Согласно Российской геополитике, вхождение Грузии и Азербайджана в Содружество Независимых Государств рассматривалось как начало реинтеграции Советского пространства, на основе которого должно было быть создано новое единое государство (тогда в Аджарии уже была сформирована полуавтономное - сепаратистская власть).

Все эти явления можно рассматривать как новое геополитическое перераспределение Южного Кавказа. Для понимания сущности русских геополитических концепций, следует учитывать и другой момент: несмотря на то, что Грузия и Азербайджан являются пострадавшими во время конфликтов сторонами, они, к счастью, не оказались в таком положении, когда уже больше не могли думать о возвращении потерянных территорий, об утверждении собственного суверенитета. Этому способствовали существующие в регионе нефтяные залежи. Повышение интересов Запада, шаги, предпринятые Грузией и Азербайджаном для сближения с Западом, которые приняли более интенсивный характер, вызывают раздражение российской власти. Однако Россия проявляет особую агрессивность именно по отношению к Грузии потому, что по мнению российских геополитиков, Грузия была самым слабым и незащищенным государством Южного Кавказа и поэтому казалось, что именно здесь легко можно будет осуществить новое геополитическое перераспределение. Если Россия могла бы восстановить свой контроль над Грузией, то такие проекты, как TRASECA, Баку-Джейхан – не осуществились бы.

"Apsny": Кого бы из российских политиков Вы выделили?

Малхаз Мацаберидзе: Могу назвать известного российского геополитика, автора книги «Основы геополитики» Александра Дугина. Согласно этому учебному пособию, «атлантизм» является самым большим врагом грузин и нам надо быть с Россией. Концепция Дугина основывается на идее контроля кавказцами Кавказа. Он исходит из принципа, что на Кавказе должны быть всячески ослаблены «горизонтальные» связи и усилены «меридиональные».

"Apsny": Что подразумевается под «горизонтальными» и «меридиональными» связями?

Малхаз Мацаберидзе: Под «горизонтальными» подразумеваются связи между Грузией и Азербайджаном, грузино-азербайджанские связи с Турцией и Украиной. Значит, исходя из концепции Дугина, именно эти связи, соответственно и связи с Западом, должны быть ослаблены.

«Меридиональные связи» - это интеграция России с сепаратистскими регионами – Абхазией, Цхинвальским регионом и Карабахом.

В своё время Дугин не обошёл и Аджарию своим вниманием, призывал к усилению связей Армении с Россией, что способствовало бы усилению позиции России на Кавказе. Тогда возникал вопрос: что должна сделать Россия с Грузией, оставшейся без Аджарии, Абхазии и Цхинвальского региона? И тут Дугин вдруг вспоминает популярную среди грузин идею «кавказского дома» и создает свою версию. В его книге возникает такое положение: «дадим братскому христианскому грузинскому народу возможность «контролировать» кавказский дом, т.е. Дагестан, Ингушетию и Чечню» - именно эти республики, согласно теории Дугина, и представляют «кавказский дом» под предводительством Грузии». По Дугину - это очень выгодное для России соглашение, так как она, тем самым, «избавится от вечной головной боли», которую представляют собой Дагестан и Ингушетия как дотационные республики. И если теперь они станут «головной болью» Грузии, а Россия «получит» Абхазию, Цхинвальский регион и Аджарию, это не станет для России «невыгодным обменом».

"Apsny": Чем мы заслужили такую немилость российского геополитика?

Малхаз Мацаберидзе: Распад Грузии является одним из главных тезисов российской концепции геополитики по отношению к Кавказу, согласно которой Грузия как государство должно навсегда «исчезнуть». И «оправданием» этим коварным замыслам являются следующие «аргументы»: неблагодарные грузины, которые два столетия назад пригласили русских на Кавказ, вынудили их бороться, проливать кровь, а сейчас отвергли их (вообще для российских геополитиков все кавказские народы являются неблагодарными). Согласно этой версии, Грузия, как единое государство, было создано под эгидой России в советское время, и как только Россия покинет Кавказ, Грузия лишится ее поддержки и распадется.

Следует заметить, что эта версия российских аналитиков выглядела очень убедительно, так как Грузия потеряла Абхазию, Цхинвальский регион, не контролировала Аджарию во времена Аслана Абашидзе, и над Джавахетией контроль центральной власти был слабым. И именно потому, что этот тезис основывался на «слабости контроля центральной власти» Грузии над своими регионами, российские политики не шли на компромиссы. Шеварднадзе изначально предложил политическому руководству России компромисс в виде вхождения Грузии в СНГ и 25-летний срок пребывания российских военных на территории Грузии с автоматическим продлением срока каждые последующие пять лет. Взамен Россия должна была «вернуть» Грузии Абхазию и Цхинвальский регион и оказать помощь в строительстве грузинской армии. Это фактически, была современная версия «георгиевского трактата». В итоге, Грузия оказалась бы в ситуации, аналогичной той, что сложилась 200 лет назад: полная зависимость от России и в своей внешней политике. Но Россия «не пошла на это». Тогда российские аналитики прямо заявили, что Россия «и Абхазию сохранит, и Цхинвальский регион, и базы, и свое влияние над Грузией».

"Apsny": Чего же не учли российские геополитики?

Малхаз Мацаберидзе: Они не могли представить себе, что события в Грузии развернутся таким образом, что фактическое «возвращение» Аджарии в лоно Грузии, означало начало процесса перераспределения границ Южного Кавказа. Это было неожиданным явлением для российских геополитиков и стало крахом всех их концепций, крушение их большой надежды на строительство «коридора» для Армении.

Согласно концепции Кремля, должно было произойти объединение двух Осетий, что стало бы связывающим звеном между Россией и Арменией. Одновременно произошло бы присоединение Джавахетии к Армении, а также Боржоми и Горийского района к Осетии и «получилась» бы эдакая «длинная Осетия», граничащая с Арменией.

Карты, составленные по этой концепции, были опубликованы в российской прессе. Это преследовало одну цель – спровоцировать грузин и армян.

В то же время 26 марта 1998 года пред саммитом СНГ в Кишиневе в «Независимой газете» был опубликован документ под авторством Миграняна и Затулина. В нем говорится о новом перераспределении Южного Кавказа по следующей схеме: распад Азербайджана, установление над Джавахетией полного контроля Армении, выход Аджарии из состава Грузии, что предоставило бы России свободный выход к Черному морю.

"Apsny": Как Вам представляется будущее Кавказа?

Малхаз Мацаберидзе: Следует заметить, что российские геополитические концепции в том виде, в каком они существуют сегодня, фактически устарели. Так как шаги, предпринятые на основе этой концепции, не сумели сохранить контроль России над Кавказом: задействован нефтепровод Баку-Джейхан, Аджария вышла из-под контроля России, решён вопрос вывода баз с территории Грузии.

Реакция России на всё это весьма болезненна, и позиция российских политиков, грозившихся «не вернуть» Абхазию и Цхинвальский регион, заметно ослаблена.

В то же время, России будет трудно «сохранить» Армению, в которой усилятся позиции прозападных политических сил, в результате которой в Армении может произойти «бархатная революция». Наверное, Россия внесёт коррективы в проводимую ею политику на Кавказе и предложит новые политические схемы, в которых, наверняка, основной акцент будет сделан на «христианский фактор».

Материал подготовила Лела Маргиани

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2811