Международное Евразийское Движение
Регионы | Чувашия | Политическая обстановка и перспективы консервативной революции в Чувашии | 01.12.2005
    1 декабря 2005, 10:45
 

Политическая обстановка и перспективы консервативной революции в Чувашии

До настоящего времени Чувашская Республика оставалась в стороне от Евразийского движения и консервативной революции. Причин можно назвать несколько. В немалой степени это обусловлено своеобразием национального характера чувашского народа, который отличается терпением и уважением к наличной власти. Тем более, что в отличие от соседей, титульная нация в Чувашии составляет большинство населения. Однако списать отсутствие сопротивления в республике исключительно на характер народа будет несомненным преувеличением, в истории чуваши принимали участие во всех крестьянских войнах и сами не раз поднимали восстания против угнетателей. Во многом нынешний застой в политической жизни республики объясняется развитием ситуации в предыдущие годы.

В период перестройки в Чувашии стало активно возрождаться национальное движение, в котором активное участие при-няла творческая интеллигенция. Лидером национальной общественности в начале 1990-х гг. стал ученый-филолог, сын из-вестного в республике поэта Петра Хузангая Атнер Хузангай. Национальное движение сразу встало в оппозицию к чувашскому обкому КПСС, который погряз к тому времени в кумовстве и клановости. Активный национальный деятель, писатель Мишши Юхма даже выступил в местной прессе с жесткой критикой «партийной мафии». Национальное движение тесно взаимодействовало с другими деятелями оппозиции, как их тогда называли - «неформалами», площадкой таких контактов был чебоксарский городской политклуб, который работал, как ни странно, в доме политпросвещения. Имелся политклуб и на истфаке Чувашского госуниверситета, гостями которого бывали известные общественные деятели того времени. Как-то раз был в студенческом политклубе и преподаватель научного коммунизма, кандидат юридических наук Николай Федоров, депутатом Съезда народных депутатов СССР.

Здесь всё схвачено

Релевантные ссылки:

Ранний монотеизм в аграрном "языче-ском" ритуале татаро-чувашского межэтнического пограничья

Выступление В. В. Путина в Чебоксарах

В 1993 г. после разгона советской власти России в Чувашии встал вопрос о выборах президента Республики. Бывший председатель Президиума Верховного совета Чувашии Эдуард Кубарев явно был аутсайдером президентской гон-ки. Наибольшие шансы были у лидера националов Атнера Хузангая. Ельцинское правительство не могло допустить, чтобы в Чувашии возник второй Татарстан с независимой политикой. И здесь очень кстати пришелся ничем себя не проявивший министр юстиции России Николай Федоров, которому было поручено возглавить «демократическое крыло» в Республике. Федоров умело воспользовался безответственными высказываниями некоторых национал-радикалов о введении чувашского языка в качестве обязательного в официальных документах, о выходе Чувашии из состава России, которые напугали не только русских и другие народы, проживающие в Чувашии, но и многих представителей титульной нации, кото-рые, особенно в Чебоксарах, в значительной степени обрусели и не испытывали от этого никакого дискомфорта. Под лозун-гом противодействия национализму Федорову удалось стать президентом Республики и вот уже 12 лет в Чувашии продол-жается «эра Федорова».

За эти годы Николаю Васильевичу удалось полностью маргинализовать какую-либо оппозицию, в настоящее время никакой респектабельной оппозиции режиму личной власти президента в Чувашии не существует. Прежде всего, он нейтрализовал национальное движение. Путем различных уступок и громких заявлений о поддержке национального движения ему удалось свести на нет накал борьбы за национальное возрождение. Немалую поддержку оказало Федорову руководство Чу-вашской епархии в лице правящего архиерея Варнавы, с которым у Федорова сразу сложились самые теплые отношения.

С коммунистической оппозицией Федорову пришлось повозиться гораздо дольше. Чувашия при советской власти была довольно развитым индустриальным регионом, в столице Республики г. Чебоксарах и в г. Новочебоксарске были сосредоточены крупные предприятия оборонной промышленности, работали на оборону и заводы в других городах Чувашии. Падение производства после распада Союза не могло не привести к росту красных настроений у оставшихся без средств к существо-ванию рабочих. Республика долгое время входила в «красный пояс». Федоров с самого начала своего правления показал себя как убежденный сторонник «рыночных реформ», приватизации заводов и фабрик. На борьбу с красными были задействованы все политические ресурсы, вплоть до того, что настоятель Троицкого монастыря в Чебоксарах, личный друг Федорова, архимандрит (ныне викарный епископ) Савватий уговаривал доведенных до отчаяния людей разойтись по домам во время антифедоровского митинга в середине 1990-х годов. Главным электоральным ресурсом федоровских кампаний было население сельской местности, наименее грамотное в политическом отношении. Большой неудачей коммунистов было то, что реском КПРФ возглавлял и возглавляет не харизматический лидер, а партаппаратчик Валентин Шурчанов. Однако окончательно вывести коммунистов с политической сцены в Республике Федорову удалось только с появлением новой администрации в Кремле, которая стала активно использовать лозунги красных, при сохранении в неприкосновенности старого курса.

В настоящее время политический расклад в Чувашии выглядит следующим образом. Вся политическая жизнь, пресса, телевидение находятся под полным контролем администрации Федорова. Даже деятельность партии «Единая Россия», на фоне постоянно поддерживаемого местными СМИ имиджа Федорова, выглядит незаметной и тусклой. Партии типа «Яблока», СПС, ЛДПР вообще себя никак не проявляют. Местные органы представительной власти почти целиком состоят из начальников разного уровня и местных бизнесменов. Деятельность избирательных комиссий контролируется президентской администрацией. В Республике постепенно складывается культ личности президента, сам Федоров выступает в роли «просвещенного монарха», любит говорить «мой народ», постоянно пытается научить «свой народ» культуре. Любимое занятие президента - устраивать разного рода праздники, народные гуляния, выставки, «пилотные проекты», от которых население уже смертельно устало. Апофеозом режима стало строительство в центре Чебоксар многометрового монумента «Матери-Покровительницы», моделью для которого, как считают, стала фотография матери самого Федорова. На строительство статуи в добровольно-принудительном порядке были собраны средства с бизнесменов и работников бюджетной сферы, отказ вносить деньги рассматривался как проявление нелояльности. Вообще современная Чувашия во многом стала полицейским государством, большое количество «стражей порядка» бросается в глаза свежему человеку, есть даже случаи психиатрических расправ. Коммунистическая оппозиция еще как-то пытается сопротивляться, особенно благодаря яркому лидеру горкома партии, кандидату философских наук Игорю Молякову, который проявил себя настоящим наследником револю-ционеров-большевиков, и даже успел посидеть в тюрьме за борьбу с режимом. Однако его борьба не встречает поддержки у руководства рескома КПРФ, во время последних муниципальных выборов Молякова под угрозой исключения из партии, заставили снять свою кандидатуру с предвыборной гонки за пост главы Чебоксар. По мнению местных аналитиков, председатель рескома Шурчанов договорился с Федоровым, что несколько мест в будущем составе Госсовета Республики будет оставлено коммунистам, в обмен на отказ от активной политической борьбы и нейтрализацию Молякова.

Национальное движение в последние годы вообще себя никак не проявляет. Существующий орган национального воз-рождения Чувашский национальный конгресс контролируется Федоровым, и даже обратился к президенту РФ Путину, с просьбой утвердить Федорова на четвертый президентский пост. Национально ориентированная интеллигенция больше всего озабочена возрождением чувашского язычества и поиском корней своего народа, порой в весьма экзотических местах, наподобие Шумера.

Молодежь Чувашии довольно аполитична, хотя есть небольшая группа нацболов. Некоторое время назад они предприняли несколько акций (напр. бросили тортом в президента Федорова) и их наиболее активные лидеры были нейтрализованы органами безопасности. Да и сейчас их постоянно третирует милиция, избивают, заводят административные дела.

Правый фланг представлен активистами местной епархии РПЦ МП, которые зациклены на монархии, жидоборстве и поисках масонских каверз в виде новых паспортов и ИНН. Руководство епархии полностью срослось с администрацией пре-зидента Федорова, и теперь вместе занимаются бизнесом.

В последнее время наиболее революционно настроена недавно возникшая группа правозащитников. Во главе этого, пока еще небольшого объединения, стоит лидер местного отделения движения «За права человека» Наталья Семенова. Наибольший интерес может вызвать недавняя инициатива этой группы по созданию параллельных органов власти в Респуб-лике. В связи с тем, что истекает срок конституционных полномочий Федорова, было решено создать народную избирательную комиссию по всенародным выборам президента Республики. Инициатива нашла поддержку в Москве, у некоторых левых лидеров. Если удастся найти достаточно средств на проведение предвыборной кампании, то ситуация в республике может стать весьма пикантной. Эта попытка чем-то напоминает создание большевиками Советов в период первой русской революции.

К сожалению, собственно традиционалистские идеи в среде местных интеллектуалов пока еще не получили достаточного распространения, хотя нельзя сказать, что в Чебоксарах совершенно нельзя с ними познакомиться. В городе имеется книжный киоск, где постоянно имеются в наличии книги Генона, Дугина и других традиционалистских мыслителей. Очевидно, что такая литература пользуется некоторым спросом. Для координации такого интереса наверное имеет смысл учредить в Республики постоянное представительство Евразийского движения, провести цикл лекций о традиционализме. Что касается собственно политической деятельности, то представляется целесообразным участвовать в местном оппозиционном движении, так как идеологическое структурирование оппозиции по причине ее слабости, в настоящее время было бы преждевременным. Весьма перспективным было бы возрождение политических клубов в Республике, которые могли бы стать центрами распространения идеологии консервативной революции среди молодежи.

Андрей Берман
Координатор ЕСМ в Чувашии

 

 

 

Архивы Евразии

Дугин и Кушербаев

01.12.2004 - Встреча лидера Междуна-родного "Евразийского Движения" с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2776