Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''Северный Кавказ'' | Угроза войны уже стучится в наши двери | 24.11.2005
    24 ноября 2005, 21:58
 

Угроза войны уже стучится в наши двери

Опубликовано в межрегиональной независимой газете "Северный Кавказ" № 43 от 15 ноября 2005

Недавно в Армении вновь актуализировалась дискуссия о возможном новом формате иностранного военного присутствия в регионе. Произошло это во время ещё одного международного представительного форума, проходившего в Ереване, - молодёжного семинара «Проблемы и возможности в Черноморском регионе и роль молодежи в процессе становления стабильности в регионе. Развитие черноморской молодежной сети», проведенного в отеле «Ани Плаза» под эгидой Атлантической ассоциации Армении (исполнительный директор - Теван Погосян). Подчеркнём ещё один интересный факт, связанный с данным мероприятием: наряду с НАТО, его спонсором выступил печально известный Фонд Сороса, что уже должно наводить на определённые выводы...

Принимавший участие в данном семинаре ответственный офицер НАТО по связям с Южным Кавказом Ромуальдас Ражукас заявил буквально следующее: говоря о вероятных формах участия Североатлантического блока в урегулировании закавказских конфликтов, он отметил, что в случае необходимости НАТО готова разместить свой миротворческий контингент в нашем регионе. В то же время подчеркнем - он не говорил конкретно о той или иной зоне конфликта... Тем не менее на ноябрьское заявление представителя НАТО пошла чуткая реакция. Странно, но первым отозвался официальный Баку. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров высказался категорически против размещения миротворцев НАТО в зоне карабахско-азербайджанского конфликта. По его словам, Азербайджан, Армения и сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ по Нагорному Карабаху едины в том, что миротворчество в случае урегулирования конфликта должно будет проводиться в рамках ОБСЕ. В целом же Баку не приветствует иностранное военное присутствие на азербайджанской территории, подчеркнул министр.

Северный Кавказ К сожалению, запах войны уже близок

Релевантные ссылки:

"С нашими соседями только один закон действует - закон силы"

Маски сброшены

Кавказ на шахматной доске геополитической игры

В отличие от азербайджанской стороны, власти Армении пока воздерживаются от конкретных заявлений. Так, из всех высших должностных лиц в Ереване только премьер-министр страны Андраник Маргарян пока счёл нужным отреагировать на заявление Р. Ражукаса. Согласно комментарию А. Маргаряна, «этот вопрос (т. е. о натовских контингентах в Закавказье, и в Нагорном Карабахе, в частности - прим. авт.) следует рассматривать в комплексе», то есть можно где-то понять, что сегодня власти Армении в целом допускают вероятность появления иностранных воинских контингентов в зонах конфликтов в регионе.

Однако из слов А. Маргаряна также следует, что поскольку «процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта проходит в рамках МГ ОБСЕ, то все предложения следует рассматривать в этом контексте. Если, в первую очередь, Нагорный Карабах, а также Армения и Азербайджан примут решение привлечь к процессу урегулирования еще одну организацию - это другое дело, но обсуждать вопрос вне контекста нет смысла». Заметен настороженный подход главы армянского правительства, что может быть связано не только с опасениями в связи с возможностью появления натовских военных в том же Нагорном Карабахе (а примеров «неудачных» натовских миротворческих операций хотя бы из истории последних десятилетий на Балканах больше чем достаточно), в чём позиция Еревана схожа с позицией Баку, выраженной Э. Мамедъяровым. На наш взгляд, армянский премьер явно учитывал некоторые «подвижки» в позиции своих союзников из России и других стран-участниц ОДКБ СНГ, которые в последнее время всё более явно начинают вырисовываться в связи с продолжающейся агрессивно-наступательной тактикой НАТО на восточном направлении.

Увы, в который уже по счёту раз приходится констатировать, что сегодня главным инициатором разного рода антироссийских акций и решений и главным источником дестабилизации Закавказья выступает нынешнее руководство Грузии. В какой-то мере хронологию придётся нарушить. Но в данном случае не это главное. По нашему мнению, сам замысел превратить Закавказье в удобный плацдарм против России возник даже задолго до того, как в Тбилиси срежиссировали «розовую революцию». И сейчас режим Михаила Саакашвили просто послушно реализует волю тех самых сил, которые начали сегодня «засвечиваться» и в Армении, и, по нашим данным, давно уже «засветились» в соседнем Азербайджане...

«НАТО должно более активно подключиться к процессу урегулирования конфликтов на территории Грузии», - заявил 9 ноября в Тбилиси М. Саакашвили на совместной пресс-конференции с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, предпринявшим недавно официальный визит в Грузию. При этом Саакашвили отметил, что у грузинского руководства с администрацией президента США Джорджа Буша «в этом направлении есть интересные планы», и выразил надежду на то, что ЕС тоже подключится к процессу урегулирования абхазо- и осетино-грузинского конфликтов. Как сказал М. Саакашвили, в эти дни в Москве находилась американская делегация, в ходе визита которой обсуждался мирный план урегулирования конфликта в Южной Осетии, и напомнил, что в декабре в Любляне в рамках ОБСЕ пройдет встреча министров иностранных дел дружественных стран, где также будут обсуждаться вопросы урегулирования конфликтов на территории Грузии. И в тот же самый день из Тбилиси пришло сообщение о том, что грузинский парламент угрожает поставить вопрос об исключении России из комитета Парламентской ассамблеи ОБСЕ по урегулированию конфликтов на территории Грузии. «Если Российская Федерация не станет реально выполнять возложенную на нее миротворческую роль и не воспользуется для этого предложенными грузинской стороной разумными сроками, Грузия поставит вопрос об исключении России из комитета Парламентской ассамблеи ОБСЕ по урегулированию конфликтов на территории Грузии», - заявила спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе на встрече с председателем ПА ОБСЕ, членом конгресса США Элси Хейстингсом. Хейстингс, в свою очередь, заверил, что ОБСЕ объективно осуществляет мониторинг событий и открыто зафиксирует результаты мониторинга на международной арене.

Далее, как всегда, на арену «выползло» и МИД Грузии. В его заявлении, в частности, отмечается, что в конфликтных зонах «не прекращаются факты нарушения прав человека и насилия», а «правительство Грузии неоднократно выражало крайнее беспокойство в связи с похищениями людей и безнаказанным разгулом вооруженных бандформирований в конфликтных регионах Грузии и, что особенно тревожно, в зонах, контролируемых миротворческими силами».

Наконец, так называемые «оппозиционные» депутаты парламента Грузии в ходе недавнего пленарного заседания потребовали от спикера Н. Бурджанадзе назначить специальные слушания по вопросу о выработке тактики правительства страны в отношении действий российских миротворческих сил в зонах югоосетинского и абхазского конфликтов. По предложению оппозиции, эти слушания пройдут с участием членов кабинета министров Грузии и в закрытом режиме. В свою очередь, Бурджанадзе также выступила за вывод российских «голубых касок» из конфликтных зон, отметив, что они «должны выполнить возложенные на них мандатом функции - в противном случае мы, согласно постановлению парламента, начнем процедуру их вывода». Как подчеркнула спикер, «Грузии не нужны миротворцы, которые являются инспираторами провокаций и простыми наблюдателями трагедии людей».

Надеемся, что всё понятно из этих инсинуаций, с которыми выступала Грузия на протяжении последней недели. Если нет, то можно вкратце сказать: речь ведётся о смене формата урегулирования и демонтаже формата миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии, с полным «выдворением» российского военного элемента из данной части Закавказья. И поскольку М. Саакашвили во время переговоров с В. Адамкусом ссылался на то, что американский президент «в курсе» последней тактики Грузии в регионе, следует сделать вывод о том, что опекуном официального Тбилиси вновь выступают США. А если добавить к данным выводам и заявление Р. Ражукаса, сделанное в ереванском отеле «Ани Плаза», то тогда понимаешь, что и высшее руководство НАТО примкнуло к США и Грузии, хотя сами натовские представители постоянно ссылаются на то, что в рядах Североатлантического блока ни одно решение не принимается без консенсуса и что в последнее время в НАТО нет единства во мнениях. То есть мы не утверждаем, конечно, что в НАТО уже состоялись соответствующие обсуждения и принято не менее соответствующее решение о способствовании вытеснению российских миротворцев из Закавказья, поскольку подобной информации просто нет. Просто констатируем: представители НАТО нагло лгут в закавказских и иных столицах СНГ, когда утверждают, что политика блока не зависит от мнения одних только США...

Разумеется, подобные выпады не могли остаться без ответа. Вначале было распространено заявление пресс-группы зарубежной информации и коммуникации Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в котором отмечалось: «Российские миротворцы всегда стояли и стоят на страже мира и спокойствия населения в зонах разъединения воюющих сторон. В соответствии с положениями мандата на проведение операции по поддержанию мира, выполнение российскими миротворцами полицейских функций не входит в перечень возлагаемых на них задач». Затем выступил и президент Абхазии Сергей Багапш. «Изменение формата урегулирования грузино-абхазского конфликта без участия абхазской стороны невозможно», - подчеркнул он в ходе пресс-конференции 10 ноября. По его словам, «подобное желание изъявляют ОБСЕ, НАТО, которые кровно заинтересованы в этом, а Грузия ставит вопрос о замене миротворческих сил на смешанные». «Но позиция Абхазии остаётся прежней - ни о каких смешанных силах на территории Абхазии речи нет и быть не может. Уже 12 лет, как мы действуем по наработанной схеме, и от нее мы не уйдем», - сказал Багапш. По словам главы государства, «ультиматумы Грузии надоели не только нам, но и всем. Они могут делать ультиматумы, заявления, но мы будем работать так же, как работали в целях достижения прочного мира. Есть переговорный процесс, и мы в нем работаем», - заявил Багапш. Поставил точку глава МВД Абхазии Отар Хеция, заявивший также 10 ноября: «Абхазия даст достойный отпор тем, кто попытается проникнуть на нашу территорию». И хотя министр отвечал на угрозу грузинских ультранационалистов вновь развернуть «партизанскую войну» (читаем: осуществлять теракты) на абхазской территории, слова О.Хеция в полной мере можно отнести и вообще к любым военным или военизированным формированиям той или иной страны, которые при возможности захотели бы «внедриться» в том или ином качестве в Абхазии...

Но во всей этой канители с НАТО и её возможным «легитимизированным» с помощью Грузии и при поддержке США присутствием в регионе есть и более веские аргументы, чем просто опасения в связи с тем, что под угрозой окажется пока ещё сохраняющееся перемирие в зонах закавказских конфликтов. 11 ноября, наконец, объективную оценку фактору НАТО на границах с Россией дал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Он признал, что военные базы США и НАТО, расположенные вокруг России, несут потенциальную угрозу её безопасности. «Эти базы - мощный элемент военной структуры, который может быть задействован для подавления военных, экономических и информационных объектов в конкретном регионе при проведении конкретных операций», - подчеркнул Бордюжа. Вместе с тем, по его оценке, «в ближайшей обозримой перспективе» не существует опасности возникновения «какого-то крупномасштабного конфликта в зоне действия договора о коллективной безопасности». Но мы бы не торопились соглашаться с генсеком ОДКБ.

Дело в том, что ещё 7 ноября стало известно, что командование НАТО направило для охраны воздушного пространства трех стран Прибалтики не традиционные самолеты ПВО, а летательные аппараты, которые предназначены для подавления и прорыва противовоздушной обороны противника. Об этом сообщили в Центре зарубежной военной информации и коммуникаций Балтийского флота РФ. Такая смена типа самолетов - с оборонительного на ударный - произошла впервые с марта 2004 г., когда НАТО разместило свое авиационное подразделение на аэродроме Зокняй под Шяуляем в северной части Литвы, заявил представитель Центра. Самолёты данного типа (F-16CJ) применялись ВВС США в ходе военных действий против Югославии (1999 г.) и Ирака (2003 г.). Осталось только напомнить для неосведомлённых или страдающих амнезией, что республики Прибалтики из числа стран - не членов НАТО граничат только с... Россией и Белоруссией. Так угрожает ли что-либо милитаристское России и другим членам ОДКБ СНГ или нет?!

На наш взгляд, с прошедшей недели военная угроза уже вплотную подобралась к России. Естественно, и к её союзникам по ОДКБ. Следовательно, ещё октябрьские надежды руководства ОДКБ на то, что НАТО предпочтёт сотрудничество со странами СНГ, хотя бы в плане подготовки сил быстрого реагирования для совместной борьбы с угрозой международного терроризма, о чём тогда говорил вышеупомянутый Н. Бордюжа, сегодня уже «похоронены» ястребами в Брюсселе. И на этом тревожном фоне уже явно недостаточно тех мер, которые пытаются предпринимать руководство как России, так и ОДКБ и Совета безопасности СНГ. Конечно, можно и сейчас всё ещё уповать только на ту самую стратегию «гуманитарного присутствия» России в странах СНГ и Прибалтики, о которой в конце октября говорила руководитель Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова в своём интервью РИА-«Новости». Можно также параллелльно поощрять расширение ОДКБ - пусть даже и за счёт тех стран Средней Азии, которые ещё не вступили в данную организацию. Если верить словам секретаря Совбеза РФ Игоря Иванова и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сейчас руководство Узбекистана серьёзно рассматривает вопрос о своём возвращении в ряды ОДКБ.

Можно также ещё несколько раз повторить слова председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина, подчеркнувшего, что нет иного государства, кроме России, которое способно было бы выполнять миротворческую операцию на Кавказе, и что без российских миротворцев данная миссия в нашем регионе невыполнима. Можно и нужно продолжать мероприятия по типу того, что недавно предприняли Армения и Россия, создав совместную антитеррористическую группу на базе Канакерского полка Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Кстати, на днях эта группа провела свои первые и вполне успешные военные учения в расположении 102-й российской военной базы в Гюмри. Наконец, можно, как писала в середине октября газета «Ведомости», привлекать к себе и готовность России кредитовать страны, желающие купить её оружие и технику. Но достаточно ли всего перечисленного, чтобы остановить агрессивное приближение НАТО к центрам жизнеобеспечения самой России и других стран-участниц ОДКБ?.. Достаточно ли этого, чтобы положить конец близоруким намерениям властей Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии дать полную свободу рук на своей территории врагам России и российской государственности и «разрешить» превращать территории их стран в самые настоящие пункты передового боевого базирования ударных авиа- и иных военных групп НАТО?

К сожалению, запах войны уже близок. НАТО может ещё долго расшаркиваться перед Москвой и утверждать, что уровень сотрудничества с Россией чрезвычайно высок благодаря функционированию Совета РФ-НАТО. Вопрос в том, верить ли лживым утверждениям натовцев и американцев. Их дела расходятся с их словами. Есть только один способ поумерить всё возрастающие аппетиты военных из НАТО и США - перенацелить некоторые классы ракет на те территории, где сейчас базируется или собирается базироваться авангард ударных воинских группировок НАТО. На Кавказе - это Грузия...

Сергей Шакарянц

 

 

 

Архивы Евразии


Наталья Витренко - Председатель Прогрессивной Социалистической партии Украины, Член Высшего Совета Международного "Евразийского Движения"

24.11.2004 - Наталья Витренко: "Агентура США рвется к власти"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2766