Международное Евразийское Движение
Тексты | ''Русский Курьер'' | Оглашенные | 26.10.2005
    27 октября 2005, 12:39
 

Оглашенные

Новые староверы идут по жизни с именем не протопопа Аввакума, а Эрнесто Че Гевары.

Опубликовано в газете национальных интересов "Русский Курьер" № 71

Старообрядчество требует соблюдения едва ли не всех библейских заповедей, благополучно забытых другими христианскими течениями. Мужчинам запрещается бриться, а женщинам стричься. Причем бороду нельзя даже подравнивать – ее вообще не должны касаться ножницы. Запрет содержится в Книге Исайи: «Постризало (то есть ножницы) не должно коснуться ни одного волоса». Те, кто стрижется, отстраняются от причастия.

Староверы выполняют и другие предписания Библии, забытые никонианами, скажем, в пище: нельзя есть свинину, крольчатину. Кроме того, они должны ходить на церковную службу в традиционной русской одежде, досконально изучить «крюки» (древнеславянскую «нотную» грамоту), на что уходят годы.

О том, насколько все это серьезно, я могла судить после знакомства с 25-летним новообращенцем Алексеем.

Получив благословение у батюшки, я рассчитывала на непринужденную беседу с налетом легкого флирта и потому первым делом поинтересовалась: «Давно ли вы носите бороду, и нравится ли она девушкам?». И тут же поняла, что совершила непоправимую ошибку.

«А вы сами как думаете?» – свирепо спросил Алексей и после каждого последующего вопроса только яростно зыркал на меня и молчал. Впоследствии я узнала, что родители Алексея не были староверами. Крестился он недавно, но еще пять лет назад прошел подготовительную часть крещения – «оглашение». За это время человек должен доказать, что достоин стать членом церкви. В никонианском, то есть современном православии нет ничего подобного – а ведь именно так поступали первые христиане. Император Константин целые четверть века был «оглашенным», так как не считал себя достойным крещения.

Русский Курьер Андрей Езеров вдруг признается, что его любимые герои Че Гевара и Фидель Кастро

Релевантные ссылки:

Русь, Америка, Израиль…

Родник старинной русской речи

Священное писание у никониан и староверов одно и то же. Но к соблюдению заповедей старая церковь относится строже.

Видимо, старообрядчество потому и стало маргинальным, что не отвечало духу основной массы русского народа, который изображен в сказках в виде мечтательного бездельника Емели или хитрована Балды. Староверы любят порядок. Материальные блага для них – результат повседневного кропотливого труда, а не свалившееся с неба «чудо». Вроде бы полное совпадение с этикой протестантизма, на которой основана западная цивилизация. Но есть принципиальная разница. Для старообрядца всегда и во всем преобладала духовная составляющая. Морозовы, Мамонтовы и другие знаменитые купцы-староверы богатели честно – ростовщичество старая вера запрещает.

Всечасное стремление к горнему миру старообрядцы доказывали на живых кострах. Лучше сгореть или уйти в леса, чем предаться в руки власти, которая с 1666 года есть власть антихриста. Рассуждая так, староверы бежали в дремучие леса и строили срубы без окон и дверей, где устраивали самосожжения, или, как их еще называли, «гари». Протопоп Аввакум, сидящий в ту пору в земляной тюрьме в Пустозерске, благословлял: «Сожегшие телеса своя, души же в руце Божии предавшие, ликовствуют со Христом во веки веком самовольные мученики». Помимо самосожжения, существовали и другие способы принять мученический венец – «самоутопление», «самозаклание» и «самоуморение». Святитель Димитрий Ростовский описывал заволжские «морельни», в которых замуровывались и «постились до смерти».

В начале XVIII века Петр I снаряжал к старообрядцам стрельцов, в первой половине XX века в таежных дебрях их искали отряды ОГПУ. Над староверами не было ни чиновников, ни даже попов – беспоповцы, например, не признают священников. В Сибири и сейчас существуют деревни, где приверженцы старой веры живут без электричества, безо всяких документов, без денег. Большие семьи выживают за счет натурального хозяйства, охоты и рыбалки. В уральских городах вроде Невьянска старовер не пустит чужака на двор, не захочет говорить, не даст воды: «Мы сами по себе, вы – сами. Живите, как знаете».

Старообрядцы уверены в своей правоте, но обычно никому не навязывают ее, как это делают протестанты. Миссионерства в старообрядчестве никогда не было. Зачем? Можно ли исправить мир, где правит антихрист? Нонконформизм – вот основная причина, по которой эту веру все чаще стала принимать молодежь. Два года назад на Рогожском кладбище в Москве открылось духовное училище, куда поступают юноши и девушки, которые с воодушевлением учат «крюки». Не так давно образовался «Союз старообрядческой молодежи» и уже этим летом организовал молодежные старообрядческие лагеря под Ржевом, в Калужской области, под Казанью и Костромой, на Алтае…

Если в советское время неординарные личности приходили в РПЦ, то сегодня туда устремляется молодежный мейнстрим – за карьерой. Радикалы же предпочитают старообрядчество или мусульманство. Старообрядчество – протест, но принимающий отличную от мусульманства форму: не газавата, а ухода от мира. Борьбу с мировым злом староверы всегда понимали в духе Льва Толстого: хочешь изменить мир – меняй себя. Однако с приходом молодых этот главный принцип старообрядчества подвергается ревизии. На мой вопрос, как должен «древлеправославный» реагировать на несправедливость, последователь «Белокриницкого согласия» Андрей Езеров отвечает, что желает всему миру спасения через молитву. Но потом вдруг признается, что его любимые герои Че Гевара и Фидель Кастро, и с большим воодушевлением рассказывает, как топтал американский флаг у посольства Грузии: «Классно было! Весело! Проткнули чучело Саакашвили...» Неудивительно, что староверов можно встретить среди молодых коммунистов. Один из таких сказал мне, что не видит никакого противоречия между двумя идеологиями: «Давал же Морозов деньги на революцию!»

Мария Ряховская

 

 

 

Архивы Евразии

К. Хаухофер

26.10.2002 - Комментарий А.Дугина экспертному порталу "Кремль.org" о геополитике и книге К. Хаухофера


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2724