Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Россiя'' | Понимаем, но… не очень | 22.10.2005
    22 октября 2005, 00:47
 
Россiя Понимаем, но… не очень

Релевантные ссылки:

"Путин не может сказать ничего нового"

Послание во фруктовых тонах

Александр Дугин

Понимаем, но… не очень

Опубликовано в газете "Россiя" № 40 (942) от 20-26 октября

Общение президента Владимира Путина с широкими массами по телевидению вызвало бурю откликов политических аналитиков. Все сошлись во мнении, что с технологической сточки зрения всё было организовано блестяще: такого долгого разговора с народом и такого охвата конкретных вопросов ещё не было. Президент приводил в своих ответах много цифр, деталей и подробностей. В целом из множества разнообразных тем, затронутых им, ярко выделялись вопросы, связанные с социальной политикой.

«На протяжении всех последних лет рост экономики России составляет около семи процентов ежегодно. <…> Прежде всего это касается повышения жизненного уровня граждан, потому что в год – примерный рост реальных доходов за минусом инфляции составляют где-то около 8,5–9–10 процентов» – заявил Путин. Безусловно, эти показатели не могут не радовать. Единственное, что основной источник этого роста – высокая конъюнктура цен на нефть, а следовательно – такой подъем не столько фактор реального развития экономической инфраструктуры России, сколько грамотное использование обилия природных ресурсов.

Поэтому не удивительно, что одним из объектов интереса населения стал стабилизационный фонд, как раз таки и формирующийся из сверх доходов от продажи ресурсов. Но как отметил президент «в результате развития экономики, роста экономики, увеличения доходов мы многое можем сделать» – однако, и на это стоит обратить особое внимание: «Стабфонд – это отдельная песня, он создается не для решения социальных вопросов. Стабфонд создается для того, чтобы удержать макроэкономические показатели, не разрушить экономику, с тем чтобы не взлетали цены, с тем чтобы удержать инфляцию». В этом ответе очень важно стремление Путина разделить тему стабфонда и социальных программ. И здесь кроется, быть может, основное противоречие той политической системы, при которой живёт современная Россия – противоречие между социальными ожиданиями масс и либеральной политикой российского правительства.

 

 

 

Архивы Евразии

Староверы

22.10.2005 - "Доверие вместо единоверия" - в Москве завершил работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви

Совершенно очевидно, что подавляющее большинство населения в России ориентировано на социальную модель экономики, ждёт от государства поддержки и помощи, активного участия в распределении средств в пользу малоимущих и обездоленных. Это не просто дань недавнему советскому прошлому, это продолжение общинных и православных традиций. Выражение нашей национальной трудовой и хозяйственной этики – этики соборного труда. Отсюда и типичные вопросы: раз есть деньги от высокой конъюнктуры цен на нефть, они должны быть пущены на социальные программы, простые люди должны почувствовать это на себе. Но либеральная логика, которой придерживается экономический сектор правительства, совершенно иная. В ней макроэкономические показатели гораздо важнее любых социальных проектов, которые финансируются по остаточному принципу.

Президент Путин разрывается между левыми ожиданиями масс и правыми убеждениями его собственных министров-экономистов, исповедующих крайнюю версию либеральной монетаристской теории. Вопрос о монетизации льгот – был краеугольным камнем всей этой конструкции. И здесь Путин так же показал, что эта тема для него болезненна: «закон о монетизации вызвал столько эмоций – и, считаю, оправданных эмоций, – потому что, несмотря на то что многие меры давно назрели и нужно было принимать адекватные складывающейся ситуации решения, тем не менее, к сожалению, как часто у нас бывает, такие вопросы решаются недостаточно продуманно. Не буду употреблять крепких выражений – не имею на это право, тем более в прямом эфире, но в общем Вы понимаете, что я имею в виду».

Мы все понимаем, что имел в виду Президент. Но не очень понятно другое: какие силы и какие убеждения заставляют его последовательно сохранять в Правительстве группу убеждённых либералов-монетаристов, которые с тем же самым подходом решают и проблемы ЖКХ, и вопросы о жилье для молодежи, и финансирование науки - одним словом, - всю ту лавину вопросов, которая обрушилась на Президента Путина в этом теле-общении с людьми.

Специфика нынешнего политического момента состоит в том, что подавляющие массы россиян ждут социальной политики, левого поворота именно от Президента. Хотя бы потому, что у нас президентская республика, а ещё потому, что, к сожалению, никакой вменяемой и современной, адекватной левой партии или левого движения в России так и не появилось. Вот и обращаются людские массы с надеждой быть услышанными к Президенту Путину, ожидая именно от него – «левого поворота».

В таких выступлениях видно, что и сам Президент явно эмоционально, душой тянется к тому же самому, нравственно разделяет боль людей, сочувствует им. Но какая-то непонятная сила всякий раз возвращает всё к исходной точке – либеральный блок в Правительства Греф, Кудрин, Зурабов, энергетик Чубайс и многие другие по прежнему на местах, по прежнему двигаются в своём направлении. Нам остаётся лишь догадываться, что за этим всем кроется. И Президент как бы дает нам отчаянный сигнал – «в общем вы понимаете, что я имею в виду». На первый взгляд, да, понимаем. Но внимательно сосредоточившись на этой фразе, мы вынуждены признать, что не очень…


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2715