Что касается протекционизма, то он свойственен третьей группе стран – отчасти России, отчасти другим странам, то есть, протекционизм является экономической угрозой другого порядка.
И совсем отдельная проблема – это проблема бедных стран. В современной общей геоэкономической картине мира возникает страшная диспропорция. Одна группа стран перешла или почти перешла в постиндустриальные условия – это США и Япония, другая группа бурно модернизируется – к ним относится Китай, Индия. Но в некоторых регионах еще сохраняется доиндустриальная фаза, в частности, в Африке и в некоторых странах Латинской Америки. Это все создает очень причудливую и неустойчивую картину. Для того, чтобы принципы либеральной экономики, открытой экономики, по которым формально живут все эти государства – и постиндустриальные, и индустриальные, и недоиндустриальные – действовали в глобальном масштабе, раз они все равно приняты как общий модуль, то соответственно, все преграды должны быть определенным образом устранены, и ситуация везде должна хотя бы соответствовать минимальным рыночным стандартам. В противном случае в процессе построения единого экономического уклада на планете возникают непреодолимые преграды. В частности, беднейшие страны, где существует угроза голода и недоедания, не говоря уж о недоразвитости, представляют собой политическую и экономическую угрозу. Поток мигрантов из этих мест изменяет социально-экономическую картину, там процветают террористические идеологии, и эта угроза при глобализации становится повсеместной. Состояние беднейших стран на самом деле бросает вызов капитализму, его эффективности в глобальном масштабе. Это одна из проблем.
Протекционизм, где он существует, замедляет курсирование потоков товаров и услуг в надгосударственном уровне, к чему так же призывает свободный рынок, создается еще одна из преград.
Высокие цены на нефть замораживают рост растущих экономик, что в свою очередь порождает политические трения и диспропорции.
Мне представляется, что все обсуждавшиеся угрозы действительно серьезные, они не связаны между собой напрямую, и представляют собой совокупность угроз развития глобального рынка, разнородных, затрагивающих разные группы стран, но, тем не менее, в разной степени опасных и препятствующих гармоничному развитию глобальной экономики.
Интересно, что здесь не упомянута Россия, по одной из нескольких причин – потому что у России нет экономики и ее проблема в другом. Наша страна – с экономической точки зрения - является корпорацией узкой политической элиты по продаже природных ресурсов. Соответственно, проблема России совершенно уникальна (похожая ситуация лишь у Саудовской Аравии). В странах, живущих за счет экспорта природных ресурсов, власть – это ничто иное как корпорация по продаже ресурсов. Соответственно, их проблемы не являются собственно экономическими проблемами. У них нет таких серьезных структурных проблем, как в других регионах, например, проблемы бедности, потому что элита откупается от населения, перечисляя ему гроши от продажи нефти и газа. Нет проблемы протекционизма, потому что, на самом деле, зависимость от энергоносителей нарушает любые протекционистские меры. У них нет проблем с ценами на нефть, наоборот, их это радует.
В этом отношении, если в тех государствах, где экономика все же есть, все это составляет проблему, то в России это не составляет проблемы. И политическая элита спокойно наживается на ресурсах и дальше, поэтому в российской экономике нет проблем в силу ее отсутствия.