Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | ''OpEc.ru'' | В российской экономике нет проблем в силу ее отсутствия | 18.10.2005
    19 октября 2005, 14:32
 
OpEc.ru Наша страна – с экономической точки зрения - является корпорацией узкой политической элиты по продаже природных ресурсов

Релевантные ссылки:

От конкуренции свободного рынка к конкуренции гиперциклов

Газ как средство против однополярного мира

Александр Дугин

В российской экономике нет проблем в силу ее отсутствия

Опубликовано на сайте экспертного канала "OpEc.ru"

Александр Гельевич, страны G20 считают, что главными угрозами сейчас являются высокие цены на нефть, дисбаланс в мировой экономике – дефицит бюджета в США и медленные темпы роста в Европе – а так же протекционизм. На заседании министров финансов и глав Центральных Банков этих стран в Китае рассматривались различные методы и механизмы противостояния этим угрозам. Но интересно, что в числе прочего предлагается увеличивать помощь беднейшим странам. Можно так же вспомнить, что G8 уже обещала в этом году удвоить до $50 млрд. к 2010 г. помощь Африке.

Что же на самом деле является главной угрозой – проблемы в экономическом развитии стран или то, что происходит в слаборазвитых странах? Такое впечатление, что за ширмой обсуждения темпов роста в Европе и подобных проблем, скрывается панический страх развитых стран перед странами третьего мира. Какова Ваша точка зрения?

Я думаю, что это разные проблемы. Например, рост цен на нефть – это серьезная угроза экономике Китая, потому что китайская экономическая система с такими ценами может принципиально не справиться. Для экономик стран тихоокеанского региона, которые в большинстве своем импортеры нефти, это тоже большая проблема. Для Европы проблема заключается совершенно в другом: европейская экономика никак не может или не хочет переходить на новый качественный уровень – на постиндустриальный. Они ориентирована на высокое индустриальное развитие, и на постиндустриальную модель, на манер американской экономики, они перейти не могут или не хотят. Это очень сложный процесс, поэтому темпы роста экономики в Европе тесно связаны с зависимостью от энергоресурсов и с неготовностью перейти на постиндустриальные рынки.

 

 

 

Архивы Евразии

Букарский
Владимир Букарский

18.10.2004 - Владимир Букарский: "Исторические особенности развития Приднестровья как геополитической ‘контактной зоны’"

Что касается протекционизма, то он свойственен третьей группе стран – отчасти России, отчасти другим странам, то есть, протекционизм является экономической угрозой другого порядка.

И совсем отдельная проблема – это проблема бедных стран. В современной общей геоэкономической картине мира возникает страшная диспропорция. Одна группа стран перешла или почти перешла в постиндустриальные условия – это США и Япония, другая группа бурно модернизируется – к ним относится Китай, Индия. Но в некоторых регионах еще сохраняется доиндустриальная фаза, в частности, в Африке и в некоторых странах Латинской Америки. Это все создает очень причудливую и неустойчивую картину. Для того, чтобы принципы либеральной экономики, открытой экономики, по которым формально живут все эти государства – и постиндустриальные, и индустриальные, и недоиндустриальные – действовали в глобальном масштабе, раз они все равно приняты как общий модуль, то соответственно, все преграды должны быть определенным образом устранены, и ситуация везде должна хотя бы соответствовать минимальным рыночным стандартам. В противном случае в процессе построения единого экономического уклада на планете возникают непреодолимые преграды. В частности, беднейшие страны, где существует угроза голода и недоедания, не говоря уж о недоразвитости, представляют собой политическую и экономическую угрозу. Поток мигрантов из этих мест изменяет социально-экономическую картину, там процветают террористические идеологии, и эта угроза при глобализации становится повсеместной. Состояние беднейших стран на самом деле бросает вызов капитализму, его эффективности в глобальном масштабе. Это одна из проблем.

Протекционизм, где он существует, замедляет курсирование потоков товаров и услуг в надгосударственном уровне, к чему так же призывает свободный рынок, создается еще одна из преград.

Высокие цены на нефть замораживают рост растущих экономик, что в свою очередь порождает политические трения и диспропорции.

Мне представляется, что все обсуждавшиеся угрозы действительно серьезные, они не связаны между собой напрямую, и представляют собой совокупность угроз развития глобального рынка, разнородных, затрагивающих разные группы стран, но, тем не менее, в разной степени опасных и препятствующих гармоничному развитию глобальной экономики.

Интересно, что здесь не упомянута Россия, по одной из нескольких причин – потому что у России нет экономики и ее проблема в другом. Наша страна – с экономической точки зрения - является корпорацией узкой политической элиты по продаже природных ресурсов. Соответственно, проблема России совершенно уникальна (похожая ситуация лишь у Саудовской Аравии). В странах, живущих за счет экспорта природных ресурсов, власть – это ничто иное как корпорация по продаже ресурсов. Соответственно, их проблемы не являются собственно экономическими проблемами. У них нет таких серьезных структурных проблем, как в других регионах, например, проблемы бедности, потому что элита откупается от населения, перечисляя ему гроши от продажи нефти и газа. Нет проблемы протекционизма, потому что, на самом деле, зависимость от энергоносителей нарушает любые протекционистские меры. У них нет проблем с ценами на нефть, наоборот, их это радует.

В этом отношении, если в тех государствах, где экономика все же есть, все это составляет проблему, то в России это не составляет проблемы. И политическая элита спокойно наживается на ресурсах и дальше, поэтому в российской экономике нет проблем в силу ее отсутствия.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2709