Силы, которые бросают России столь тяжкий вызов, имеют самые серьезные намерения. Не случайно президент В. Путин говорил о российском ядерном оружии, которое многих беспокоит. Но кого конкретно оно может беспокоить? Исламский мир? Ему не до нашего ядерного оружия. И уж, конечно, не Европу. Она глубоко погружена в собственные проблемы. Иран и Китай? Они видят в российском ядерном потенциале основу союзничества в поддержании многополярного мира.
И только США действительно озабочены тем, чтобы расчленить нашу страну, ослабить наше присутствие в СНГ и начать развал России. В этом заинтересованы и республиканское, и демократическое крыло заокеанской державы, здесь у них полный стратегический консенсус, предусматривающий установление мировой гегемонии и превращение XXI века в американский век.
В частности, такая стратегия предусматривает ослабление России на Северном Кавказе. Есть логика в том, что напали именно на осетин. Это входит в планы тех, кто спровоцировал М. Саакашвили напасть на Южную Осетию. Ставится глобальная задача противопоставить осетин вайнахским народам - ингушам и чеченцам, для того чтобы произошел этнический взрыв на Северном Кавказе. И никаким тут исламским фундаменталистам не придет в голову заниматься усложненными и тонкими этнополитическими `шахматами`, это, безусловно, почерк атлантической геополитики, почерк англо-саксонской игры, той, которую они вели веками.
И те люди, которые годами проводят проамериканскую политику и создают более или менее проамериканское общественное мнение (работа ведущих экспертов Путина) являются соучастниками происшедшего год назад преступления.
Кое-кто видит корень зла в либеральной критике президента и его курса. Однако либеральная критика сегодня мало влияет на умы населения. Сами либеральные критики - это ультразападническая интеллигенция, которая по большому счету давно потеряла те позиции, которые она имела при Б. Ельцине. Вина лежит на тех силах влияния в окружении президента, которые взяли на себя ответственность за проведение политики - внутренней, в пространстве СНГ и внешней.
Эти силы никакого отношения к либералам не имеют, это выходцы из олигархических кланов, пиарщики различных банков и бирж. Они мимикрировали под проводимую президентом линию, еще четыре года назад выработали модель псевдопатриотического сообщества. И, по сути дела, подменили реальный патриотизм фиктивным, левый проамериканизм - правым (с налетом псевдонационализма) и решили этим ограничиться. Беслан - это результат их стратегии и тех, кто за этим стратегическим заказом стоит.
Силы, организовавшие теракты, добились всех целей, которые перед собой ставили, а понесли минимальные потери. Погибли смертники, знавшие, на что шли. По большому счету это далеко неадекватная цена совершенного ими злодейства. А если так, зачем им останавливаться? Террористы - только инструмент тех сил, которые приговорили Россию. Терроризм - это среда, это психология и идеология. Но у нас нет никакой последовательной программы борьбы с терроризмом, мы даже не понимаем, с кем и чем мы сталкиваемся.
Россия не сделала ничего плохого радикальному исламу как структуре. И тем более арабскому миру. Россия выступает против акций США в Ираке. Значит, мотивацию терактов надо искать в другом месте, и мы имеем дело с иной формой терроризма.
Если мы осознаем, откуда исходят корни бесланского (и других случившихся в мире за этот год терактов), сможем им эффективно противодействовать и эффективно защищать народ и государство. Но для этого необходимо новое геополитическое мышление в новом мире. Старые идеологические клише уже не действуют, не действуют и розовые очки либерализма и демократии эпохи Горбачева и Ельцина.
Ни президент, ни его ближайшее окружение шагу не должны ступить, не учитывая новые геополитические модели, чтобы правильно и четко соблюдать интересы страны и ее населения. Тот терроризм, с которым мы столкнулись в Беслане, - геополитический, имеющий глобальную природу. Бороться с ним нужно, мобилизуя все ресурсы нашего общества.
Александр Дугин,
руководитель
Центра геополитической экспертизы
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной
безопасности при Госдуме РФ,
доктор политологических наук