В начале ХХI века эта инициатива была подхвачена их последователями – Митрополитом Кириллом и Митрополитом Ювеналием. В 2000 году сам Патриарх Всея Руси Алексий II празднуя двухсотлетие Единоверия, отслужил в Успенском Соборе Кремля службу по старому чину. РПЦ сегодня полностью открыта к диалогу со старообрядчеством. Гонения на старообрядцев осуждены, а нападки на них признаны клеветой. Но проблема теперь в другом. После стольких веков гонений, преследований, пыток, притеснений сами старообрядцы испытывают, впрочем, вполне понятное недоверие к так называемым "никонианам", т. е. к новообрядцам.
Отстаивание своей истины, своего учения, своего обряда стало важнейшей частью особой старообрядческой культуры, созданной за последние столетия староверами.
Покойный митрополит Андриан занимал в этом вопросе довольно авангардную позицию. Не отказываясь ни на йоту от канонов и догматов старой веры, он был открыт для диалога с Московской Патриархией. И что ещё важнее, он считал своим долгом активизировать социальную, информационную и культурную политику старообрядчества, чтобы донести истину до как можно более широких масс.
При митрополите Андриане наладились контакты РПСЦ с государством. Староверы стали постоянными участниками заседаний президентской комиссии по религиозным вопросам. И общество отвечало на это ростом интереса к вопросам староверия. Знаменный распев, сохранившийся у старообрядцев всё чаще стали внедрять в новообрядческих приходах. Долгие торжественные службы староверов без сокращений и нововведений постепенно начали перенимать православные монастыри и отдельные храмы, стремящиеся вернуться к корням своей веры, к древней русской традиции. Казалось, что вот-вот и в отношении к староверию в русском обществе наступит перелом. Огромная заслуга в этом была лично Митрополита Андриана. Но, увы, судьба распорядилась иначе. Сердце этого светлого человека, духовного подвижника, молитвенника не выдержало высоких напряжений и тягостей святительского служения, и Митрополит преставился ко Господу во время крестного хода.
Как будут отныне складываться отношения староверов с Московской Патриархией, с российским государством, с широкими кругами общественности трудно предсказать однозначно. Хочется лишь надеяться, что эти прекрасные, благородные и в высшей степени целительные для России, для нашей национальной идентичности процессы будут продолжены и при его преемнике, которого предстоит определить на предстоящем скоро Соборе в Рогожской слободе. Вечная память тебе, достопочтенный Владыка! Спаси Христос!