Международное Евразийское Движение
Тексты | Михаил Хазин | И снова: кризис неизбежен | 03.08.2005
    2 августа 2005, 23:12
 
Кризис подкрадывается – и вовсе не незаметно

Релевантные ссылки:

"…Жертвой при этом являются и сами США"

"О необходимости создания валютной зоны рубля"

И снова: кризис неизбежен

В последнее время мы неоднократно сталкивались с ситуацией, что мировые цены на нефть били очередные рекорды. Такие события не являются каким-то локальным временным явлением, которое можно проигнорировать. Такого рода ситуация означает, что мир находится на сломе той модели, в рамках которой функционировали все мировые рынки, включая рынки нефти и газа.

Ещё до недавнего времени единой мерой стоимости в мире был американский доллар, и оценка нефти в долларах была абсолютной, т. е. эта цена зависела от геополитических факторов, от некоторых сложных процессов, которые проистекали внутри наиболее крупных потребителей, - но собственно с долларом она никак не была не связана. То, что мы видим сегодня, невозможно объяснить ни экономически, ни в рамках прежних геополитических процессов.

Фактически рост цен на нефть означает, что мировые рынки стали рассматривать доллар не как единую меру стоимости, а просто как одну из многих валют, которая точно так же, как и любая другая валюта, может деградировать. Это грозит принципиальными изменениями мировой экономической модели и той логики, в рамках которой функционируют мировые рынки, и прежде всего финансовые. И к этой ситуации надо быть готовыми.

Почему? Потому что спецификой развития мировой экономики последние 20-30 лет было создание глобальных рынков. Причем до конца 80-х гг. эта тенденция развивалась по двум азимутам. Была глобализация западная, капиталистическая, и была глобализация восточная, социалистическая.

После 1991 года глобализация стала единой, и построена она была на базе доллара. И если предположить, что доллар может девальвироваться, то это равносильно признанию того, что доллар не может рассматриваться как база для мировых рынков, потому что, что мировой рынок - это, прежде всего, единый ценовой прогноз.

Если у нас нет фиксированной шкалы, которой до недавнего времени выступал доллар, то мы не можем в принципе обеспечить функционирование единых мировых рынков, а тогда уже принципиальную роль начинают играть источники и месторождения сырья и каналы его доставки к потребителям.

Сегодня мировое потребление в том виде, в каком оно существует, во многом является следствием повышенной эмиссии доллара, т. е. иными словами имеет место феномен сверхпотребления. И в случае, если миру придется отказаться от доллара как единой меры стоимости, это автоматически приведет к существенному (очень сложно сказать на сколько – на 10-15-20%, может быть даже 30%) падению мирового спроса, что в свою очередь приведет к резкому падению спроса на сырье, прежде всего на энергоресурсы.

В то же время это может привести к резкому разделению цен на нефть и газ. Сейчас эти цены тесно связаны. В Европе, например, где газ - основной источник обогрева, от закупок газа отказаться не могут, а вот уменьшить потребление нефти могут. И в этом отношении могут происходить разные процессы, на которых я останавливаться не буду.

Если отвлечься от конкретики, то можно отметить следующее обстоятельство: до лета прошлого года проводимая США экономическая политика в принципе не допускала обсуждения потенциального мирового кризиса, т. е. эта тема не обсуждалась в принципе, и связано это было с тем, что США, отдавая себе отчет в некоторых негативных моментах в экономике, считали, что у них достаточно ресурсов для того, чтобы этими ресурсами преодолеть любой кризис.

Где-то к лету прошлого года до руководства США дошло, что преодолеть кризис собственными силами невозможно. И в этот момент начались очень активные обсуждения этой темы: на уровне семерки, восьмёрки, десятки, двадцатки, различного рода экспертных сообществ, в Давосе и ещё в разных местах. В основном проблема формулировалась следующим образом: как преодолеть так называемый двойной дефицит США, т. е. дефицит внешнеторгового баланса и бюджета, во-первых, и, во-вторых, как реагировать на падающий доллар?

Все эти переговоры, если отвлечься от конкретных их приложений, сводились к тому, что США всем своим союзникам поставили довольно жесткий вопрос: готовы ли вы предоставить свои ресурсы, прежде всего финансовые, для поддержки американской экономики, и, прежде всего, американского доллара? Если вы не готовы, то учтите, что падение мировой экономической системы, основанной на базе доллара, принесет вам негатива значительно больше, чем, соответственно, будет та польза, которую вы можете получить от того, что США перестанут быть мировым экономическим гегемоном.

Ответ был получен, и он был однозначным: все экономически развитые страны мира, которые играют некую роль в мировой экономике, включая Китай, объявили о том, что они готовы поддерживать американскую экономику, потому что неприятности от разрушения мировой экономической системы будут больше, чем возможный выигрыш в случае её крушения. Но при этом все страны мира явно или неявно потребовали от США ответа на очень простой вопрос: где гарантии того, что получив эти ресурсы, США обеспечат исчезновение, полную ликвидацию кризиса? Где гарантия, что получив эти ресурсы, США обеспечат бескризисное развитие мировой экономики?

Внимательное изучение и чтение между строк документов всех перечисленных форумов показывает, что такую гарантию США дать миру не смогли. В результате сначала Китай, потом Япония, потом Южная Корея и даже Россия стали говорить о том, что они собираются выводить свои резервы из доллара. Причем, сначала говорили, что старые резервы останутся в долларе, а новые уже будут диверсифицироваться. Потом, правда, речь уже зашла и о том, что уже накопленные резервы также из доллара начнут переводиться в другие валюты. После этого начался очередной этап роста цен на нефть, что также свидетельствует о слабости доллара.

Обсуждение темы кризиса, в общем, закончилось, больше мы этого не слышим. Последние два месяца эта тема практически не обсуждается. Что это означает? Это означает, что США осознали, что того мирового ресурса, который они реально могут получить, недостаточно для того, чтобы предотвратить кризис.

Таким образом, мы должны отдавать себе отчет, что через некоторое время: через год, через два, через пять лет, может быть через 10 лет, хотя это менее вероятно, но уж точно не через 50 лет, а существенно раньше, мы окажемся в ситуации, когда единые мировые рынки, в том числе на энергоносители, будут разрушены. И в этой ситуации роль защиты суверенитета государств над сырьевыми рынкам будет очень важна и также будет очень важна проблема защиты и охраны коммуникаций, по которым эти ресурсы доставляются.

Эта проблема у нас сегодня практически не обсуждается. Вообще, за пределами Соединенных Штатов Америки, которые искренне убеждены, что все ресурсы в мире принадлежат им, эта проблема не обсуждается нигде. Может быть, эта тема обсуждается в Китае, но она также не выносится на широкое рассмотрение.

Последние события в мире совершенно четко показывают, что все основные участники поняли, что избежать кризиса уже невозможно, даже суммарными мировыми ресурсами. И как быть дальше в этой ситуации - это вопрос, на который нужно ответить.

Для России это особенно принципиально, потому что российская экономика сегодня не самодостаточна. Есть очень много того, чего мы производить не можем, а кое-что мы теряем на глазах. Мы еще можем производить самолеты, но, я думаю, что через три года мы их уже производить не сможем.

Единственный ресурс, который у нас есть и который можно будет в будущем использовать для того, чтобы восстанавливать, то что мы потеряли - это энергоресурсы. И по этой причине нужно максимальным образом продумать, как мы будем защищать наш суверенитет над этими ресурсами. Причем, защищать самыми разными способами, например, все нефтепроводы вести через Москву, потому что Москву труднее всего оторвать, или ещё что-нибудь в этом роде. Вот эта тема, мне кажется, сегодня является самой актуальной.

Михаил Хазин
Подготовлено на основе выступления на
научно-практическом брифинге
"Геополитика газа на новой карте евразийского материка"

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2597