Международное Евразийское Движение
Тексты | Андрей Щербович | Просвещенный Автократ | Харизматический лидер, который правит автократично | 17.07.2005
    16 июля 2005, 14:31
 

Просвещенный Автократ

Евразия: кризис и судьба

Евразийское пространство переживает нелегкие времена: распад Советского Союза, разрушение связей между его частями, бывшими некогда единым, политически стабильным государством. На постсоветском пространстве происходят региональные и локальные конфликты, наблюдается рост межэтнической напряженности и агрессивного национализма. Все это является следствием распада СССР и обусловлено политической слабостью лидеров большинства республик, неожиданно для себя получивших независимость.

При этом Содружество Независимых Государств было создано в декабре 1991 г. как дезинтеграционная, "бракоразводная" структура. То есть оно изначально несло в себе идейный антиевразийский заряд, направленный против органичного стремления к интеграции входящих в него народов.

Впоследствии на территории СНГ были созданы блоки, направленные напрямую на дезинтеграцию и дальнейшее разрушение евразийского пространства. Например, печально известный ГУ(У)АМ – блок, имеющий явно антироссийский и, следовательно, антиевразийский характер. Как известно, его цель – зафиксировать идею Содружества в качестве не более чем "бракоразводного" инструмента и усугубить дезинтеграционные процессы.

В этой связи следует напомнить, что в двух странах этого блока – в Грузии и на Украине – уже произошли прозападные "оранжевые" революции, а еще один из его членов – Узбекистан – вышел из его состава после подавления попытки андижанского переворота…

Релевантные ссылки:

"Москва-Астана – нерушимая ось" – Александр Дугин: "Я считаю, что среди всех стран Содружества независимых государств, Казахстан и Россия являются наиболее близкими по духу, стилю, по социальному измерению, логике реформ, геополитическим интересам"

"Контакты двух президентов - хороший знак" – Александр Дугин: "В большей степени в этой интеграции заинтересована именно Россия и именно Казахстан. Причем наши интересы – долгосрочные и взаимодополняющие"

Однако, судьба Континента – это Великая евразийская интеграция. Согласно теории евразийства, сама идея интеграции на пространстве Евразии, Континента подразумевает, прежде всего, славяно-тюркский синтез, "союз леса и степи" (по выражению Александра Дугина). Этот синтез детерминирован естественными, геополитическими причинами, а не какими-либо конъюнктурными, политическими (в узком смысле слова) аспектами или тактическими интересами наших стран.

Кто виноват?

Соответственно, противоречивый, неорганичный характер СНГ должен был привести к соответствующим деструктивным результатам. Они уже хорошо известны: вечный геополитический оппонент Евразии, атлантистский "Левиафан", посредством своих агентов, выступающих в данный период времени под именем "оранжевых" (различных неправительственных организаций, фондов, контролируемых ими молодежных движений), дестабилизировали политическую ситуацию на Украине, в Грузии и Киргизии.

При этом надо четко понимать одну простую вещь: "оранжевые" революции представляют собой, по сути, антиконституционные перевороты, не имеющие ничего общего с подлинным демократическим процессом. В результате этих революций идеология Запада, атлантистская по своему содержанию, захлестывает исконное евразийское, туранское пространство. Другими словами, посредством "оранжевых" революций атлантизм вновь (после конца 1980-х гг.) пытается вытеснить евразийство из его исконной континентальной "ниши".

Далее, информация, опубликованная российскими и зарубежными СМИ, позволяет говорить о том, что "оранжевые" революции уже поставлены на поток – их механизм отработан, он может быть применен где угодно. При этом все дело заключается в слабости власти на местах – способна ли она защитить суверенитет страны от такого развития событий? Например, в Киргизии бывший президент Акаев оказался в принципе не способен справиться с возникшей кризисной ситуацией. Его союзники как внутри страны, так и за ее пределами не смогли оказать власти поддержку. Результат известен: власть в Киргизии, как ранее на Украине и в Грузии, только более "жестко", с кровью и человеческими потерями, была передана "оранжевым" революционерам.

Кому и что делать?

Известно, что революции в Азии проходят не так бескровно, как, скажем, в Грузии, на Украине или в той же Сербии. Это – не европейские державы, где людей все же не станут убивать в массовом порядке, используя освобожденных из тюрем заключенных. В "просвещенной" Европе подобные вещи все же маскируются под "глас народа", применяются такие трюки, как "третий тур" выборов, рок-марафоны и раздача цветов "защитникам режима"…

Что касается Азии, то на примере все той же Киргизии мы уже знаем, что революция там осуществлялась с помощью уголовного элемента, с грабежами, убийствами и массовым мародерством. Эту же технологию применили при неудачной попытке переворота в узбекском Андижане. Как справедливо заметил Сергей Кургинян: "Центральная Азия – не Франция и не Дания. Какое развитие демократии? Здесь это синоним эскалации хаоса и радикализма!"

Слабость власти во многих государствах СНГ, ее неспособность противостоять подобного рода угрозам выражается, прежде всего, в слабости лидеров, отсутствии у них "длинной воли", в том числе – воли к подавлению "оранжевого" элемента различными способами, не исключая силовых вариантов решения проблемы.

При этом для лидеров стран Европы достаточно быть грамотными и мудрыми дипломатами, обладать некоторой прозорливостью, чтобы не допускать "оранжевых" событий, так как важнейшие вопросы в западном мире чаще всего решаются с помощью переговоров, политическим путем.

Не так обстоит дело в странах Центральной Азии, в евразийской теории именуемых "туранскими". Указанных выше качеств руководителю государства здесь явно недостаточно. Исторически великие лидеры Азии – такие, например, как Аттила, Чингисхан или Тамерлан, – как раз и обладали той степенью способности к сверхнапряженному действию или пассионарности (согласно терминологии Льва Гумилева), которой было достаточно для осуществления ими своей абсолютной власти.

Только вот власть понималась этими лидерами не в западном смысле слова, не как абсолютное право на личный произвол, а как высшая правообязанность, как тяжелейшее священное бремя. Именно поэтому имена этих людей навсегда вошли в мировую историю.

Геополитика харизмы

По своему географическому положению Казахстан является срединным евразийским государством или, по геополитической терминологии – heartland’ом, "сердцевинной землей" Континента. Это – исконные континентальные земли, возведенная в абсолют Суша, колыбель кочевников Евразии.

Здесь нет европейских сдерживающих факторов, где "свобода твоего кулака заканчивается там, где начинается мое лицо". Здесь лидер должен обладать харизмой (исключительными, "данными свыше" личными данными, привлекающими людей и заставляющими их добровольно признавать над собой власть носителя харизмы) и быть свободен в принятии решений настолько, насколько этого необходимо для контроля над огромной территорией и для управления весьма пассионарным народом.

В этой связи следует сделать одно немаловажное юридическое замечание: в теории евразийства права человека рассматриваются как достояние, по преимуществу, западной или атлантистской цивилизации. В этом смысле контрастом служит ситуация в цивилизации евразийской: здесь доктрина прав народов неизбежно превалирует над правами человека, также как доктрина правообязанности превалирует над естественно-правовым учением. Это естественно для туранского мира в целом и для Казахстана в частности.

Соответственно, у туранской, "степной" нации должен быть некий харизматический лидер, который должен править автократично. Это проистекает из характера властных отношений в странах глубинной Суши – понимания власти как правообязанности, примата власти над собственностью и т. д.

Таким лидером можно, без сомнения, назвать Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Этот человек правит своей страной уже 15 лет, с момента провозглашения государственного суверенитета Казахстана. Он изначально показал себя как лидер своего народа, который не изыскивает мандатов на принятие решений у лидеров Запада. Он вполне подходит под определение "пассионария" и "харизматика". Александр Дугин сказал о казахстанском лидере, что он – "человек, пронизанный мощным экзистенциальным зарядом, носитель особой евразийской, тюркской, кочевой харизмы, сын своего народа, с пронзительным, уходящим вдаль взором. От него остаётся ощущение огненной стихии".

Такая лестная оценка объясняется тем, что Нурсултан Назарбаев первым – из всех постсоветских лидеров, – провозгласил евразийскую интеграцию в качестве императива своей внутренней и внешней политики. То есть евразийская философия, понимаемая в данном контексте как "социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности", не просто использовалась как некий лозунг, но была практически реализована, имплементирована в политику Президента Назарбаева.

В частности, им был провозглашен курс на создание Евразийского Союза на базе СНГ. На "туранском" направлении этот курс предполагает консолидацию Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Туркменистана с тем, чтобы, создав единое экономическое и политико-стратегическое пространство, в дальнейшем интегрироваться с Российской Федерацией или, шире, со Славянским Союзом на базе России.

Другими словами, Евразийский Союз можно рассматривать как проект "региональной глобализации". Подобная "глобализация" является, в принципе, инструментом противостояния глобальной, всемирной глобализации под эгидой атлантистского блока во главе с США, и, таким образом, гарантирует сохранение казахстанской национальной и, шире, общеевразийской идентичности перед лицом "растворения в американоцентристском глобализме". (Как отмечал в этой связи Александр Дугин: "Глобализация принимается в ограниченном пространственном масштабе в случае народов и государств, связанных культурными, цивилизационными, историческими узами, интегрированными по экономическим параметрам, со сходной социальной системой, с "общностью судьбы". Кроме того, здесь речь идет и о современной рецепции теории Фридриха Листа относительно "автаркии больших пространств", которая подразумевает, что нерыночные государства, поставленные в условия жесткой конкуренции с рыночными, должны выработать модель автономного развития, отчасти воспроизводящую технологические достижения либеральных систем, но в строго ограниченных рамках масштабного "таможенного союза").

Строя единое большое пространство в просторах Евразии, Назарбаев строит модель нового мира – многополярного, сбалансированного, демократического, плюрального, мирного и процветающего. К сожалению, российское руководство изначально восприняло идеи Назарбаева без энтузиазма. Эти идеи были попросту проигнорированы Ельциным и его окружением, которые ориентировались на сотрудничество исключительно с Западом…

Политика "цветущей сложности"

Далее, с точки зрения теории евразийства, помимо экономической концепции "автаркии больших пространств", в Казахстане вполне успешно применяется и идеология "цветущей сложности". Одним из безусловных приоритетов политики Нурсултана Назарбаева является создание в стране условий для духовного развития и межконфессионального согласия, того, что евразийцы называют "цветущей сложностью" (используя термин великого русского философа Константина Леонтьева). Это означает укрепление начал веротерпимости, недопущение национального и религиозного шовинизма. Такая политика традиционна для туранского сознания, она наследуется еще со времен кочевников Золотой Орды, их традиции уважения к религиям других народов.

В частности, в Казахстане была провозглашена концепция "светского общества, опирающегося на традиционный ислам и суфийскую духовность, в сочетании с национальной культурой, открытой для диалога с иными культурами и религиями". Разумеется, что в рамках такой политики большое внимание уделяется развитию родного языка государствообразующего этноса – казахов.

При этом следует отметить, что Президент Назарбаев неоднократно подчеркивал, что необходимо создавать терпимое общество, "где каждый казахстанец, какой бы нации и вероисповедания он ни был, мог быть свободен в выборе обычаев, культуры и религии".

Наконец, для Евразийского Союза в целом была принята идея "прав народов", согласно которой народы, этносы Евразии будут проживать там, где это получается естественно, без всяких ограничений по национальному, культурному и религиозному признаку. Это – также одна из "составных частей" евразийской идеологии.

Путь устойчивого развития

18 февраля 2005 года Президент Нурсултан Назарбаев направил Послание к народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации". Обращаясь к согражданам и подводя итоги пятнадцати годам своего правления, Президент описал это время, как эпоху последовательных реформ. Итоги этого исторического периода, согласно Посланию, выглядят вполне оптимистично.

Во-первых, впервые в истории казахского народа построено независимое государство, ставшее уважаемым игроком на международной арене. С учетом нестабильной политической обстановки в Киргизии и Узбекистане, Казахстан сейчас стал фактическим лидером в регионе Центральной Азии. Казахстан также добровольно закрыл Семипалатинский ядерный полигон, показав всему миру пример ядерного разоружения и заботы об экологии региона.

Впечатляют результаты экономических реформ: в стране создана успешно работающая рыночная экономика, введена национальная денежная единица (при этом – в согласии с теорией "автаркии больших пространств", – взят курс на переход в будущем на единую валюту с Россией и другими странами СНГ), развивается энергетический комплекс, в национальную экономику активно вливаются зарубежные инвестиции.

Как и в России, в Казахстане взят курс на удвоение ВВП. "Увеличив ВВП в два раза, вместе построим еще один Казахстан", – сказал Президент в своем Послании. Кроме того, в стране осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, децентрализация управления экономикой.

В политическую жизнь Казахстана последовательно внедряются демократические механизмы принятия решений. Президент Назарбаев перенял опыт западных демократий, установив в частности, систему "сдержек и противовесов", разделения властей, свободных и демократических выборов. Тем самым повышается авторитет законодательной власти. Проводится последовательная политика, направленная на установление независимости судебной власти, защиту процессуальных прав и гарантий граждан страны. Осуществляется борьба с преступностью и коррупцией: "Наказывать не только берущих взятки, но и дающих их", – заявляет Назарбаев.

Казахстан также успешно реализует модель социального государства - осуществляется поддержка семьи, материнства, детства, старшего поколения. В частности, введены знаки отличия "Материнская слава", по которым полагается денежное вознаграждение. В стране развивается образование и профессиональная подготовка, в частности, реализуются государственные программы по материальному стимулированию и поддержке студентов и преподавателей. Осуществляется грамотная жилищная политика. Президент утверждает, что "жилищное строительство – новый локомотив нашей экономики".

Нурсултан Назарбаев особенно подчеркнул, что в Казахстане необходимо создать общество равных возможностей, отдавая приоритет правам личности, особенно тех, кто сам не в состоянии себя защитить, то есть детей, женщин, старшего поколения.

Следует отметить, что в этой связи Президент обратил внимание на важность таких категорий, как честь, достоинство и репутация, высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности.

Рассказав об успехах и стратегических задачах своей политики, Нурсултан Назарбаев сказал и о некоторых проблемах во внутренней и внешней политике Казахстана. Главных проблем внешнего характера две: торговля наркотиками и международный терроризм. Кроме того, при осуществлении внутренней политики Нурсултан Назарбаев сталкивается с некоторыми внутренними проблемами.

Комментируя Послание Президента Назарбаева, Александр Дугин отмечал следующие три основных вызова политической стабильности и устойчивому развитию в Казахстане:

  1. вызов со стороны проамериканской, антиназарбаевской, ультралиберальной элиты, которая критикует Назарбаева за "авторитарные" черты его правления, за его приверженность евразийству, за позитивное отношение к России;
  2. вызов со стороны казахских националистов, которые по-разному оценивают Назарбаева: отчасти его поддерживают, отчасти нет, или даже критикуют его за лояльное отношение к русскому населению;
  3. вызов со стороны экстремистов из русской диаспоры в Казахстане, которые недовольны самим фактом существования национального казахского государства.

Несмотря на эти вызовы, Президент Назарбаев с оптимизмом смотрит в будущее. Он намерен и дальше проводить четкую политику, направленную на евразийскую интеграцию, на создание Евразийского Союза. Кроме того, Президент предлагает создать объединение государств Центральной Азии, заключив договор о вечной дружбе между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, с возможностью присоединения к этому договору других участников.

Наконец, определяя глобальную внешнеполитическую линию своей страны, Президент Назарбаев характеризует ее как "активную, разностороннюю и сбалансированную внешнюю политику, способную противостоять вызовам XXI века и нацеленную на обеспечение долгосрочных национальных интересов".

В завершении Послания Нурсултан Назарбаев сказал, что "Казахстан сейчас находится в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией. И наша задача использовать это уникальное геополитическое положение в интересах своей страны и международного сообщества". Он призвал всех граждан Казахстана, все политические объединения сплотиться ради общего прогресса, будущего страны.

Это – евразийское Послание. В нем все подчинено единой цели – созданию великого, динамичного, современного и одновременно сохраняющего свою культурную идентичность нового государства.

Миссия Назарбаева

Итак, мы видим, что Казахстан действительно является наиболее динамичным государством Центральной Азии. При этом он, с одной стороны, наиболее близок к России. С другой стороны, Казахстан – это самое политически стабильное государство региона.

Правление Президента Назарбаева – наиболее сбалансированное и гармоничное в Центральной Азии. На Казахстан не распространилась волна "цветных" революций, охвативших постсоветское пространство. В рамках существующей политической ситуации в Казахстане и в регионе в целом руководство Президента Назарбаева представляется безальтернативным. Сегодня он является гарантом устойчивого, предсказуемого развития региона с учетом событий в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане.

Следует особенно подчеркнуть, что все политические и экономические реформы Назарбаев проводит хотя и жесткой рукой, но исключительно в рамках действующей Конституции страны.

Нурсултан Назарбаев избрал жесткую и последовательную евразийскую политическую линию, курс на поддержание национальных интересов, показав себя тем самым в качестве авторитарного правителя. В то же время он не изолировал свой народ от международного сообщества, предоставил населению все необходимые демократические права, свободы и гарантии, развивает предпринимательство, поддерживает образование.

При этом права и свободы, предоставленные гражданам Казахстана, в данном случае не являются калькой с законоположений либерально-демократических режимов Запада. Они осуществляются как необходимое средство поддержания функций публичной власти в условиях современного, далеко не традиционного, общества. Осуществление этих прав, таким образом, не противоречит евразийской идеологии.

Это показывает, что Президент Назарбаев, проявляя автократические тенденции в управлении страной, делает это не для укрепления неограниченной личной власти, а лишь для блага казахстанского народа. Кроме того, Президенту Назарбаеву удается проводить грамотную межнациональную политику, не допускать межнациональных конфликтов между Югом, населенным по преимуществу казахами, и Севером, где проживает значительное количество русских.

Далее, говоря о роли Нурсултана Назарбаева в продвижении идеи Евразийского Союза, экс-спикер Государственной Думы Российской Федерации Геннадий Селезнев отмечал, что "следует отдать дань прозорливости Президента Назарбаева, который первым провидчески провозгласил необходимость Евразийского Союза. По этой причине, а также учитывая стратегическое положение Казахстана в ансамбле евразийских территорий, Казахстану и его руководителю по праву принадлежит пальма первенства в евразийском интеграционном процессе".

Наконец, завершая, следует еще раз процитировать Александра Дугина: "Нурсултан Абишевич Назарбаев – это крупнейший политик международного масштаба. Он перерос локальный уровень. Я считаю, что за ним огромное будущее. Евразийская идея в таком формате, который он предлагает, безусловно, имеет все шансы быть принятой и на Западе, и в России, и в Азии. Я вижу миссию Назарбаева планетарной".

И с этим трудно не согласиться.

Андрей Щербович

 

 

 

Архивы Евразии

Вся власть мудрейшим!

17.07.2004 - "России новые пути" – Александр Дугин: "Главная наша проблема - это существующий в России политический класс. Как показали первые четыре года президентского срока, на региональном уровне он постепенному исправлению не поддается"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2568