Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Европейский клуб | Интеграция - веление общности судьбы | 04.07.2005
    3 июля 2005, 23:26
 
Кремль.org А для того, чтобы Москва включилась в процесс интеграции, должно произойти что-то революционное в сознании, в волевом потенциале наших руководителей

Релевантные ссылки:

Реанимация СНГ? – Александр Дугин: "СНГ было задумано как инструмент дезинтеграции единого цивилизационного, политического, экономического и социального пространства. И с этой функцией оно справлялось"

Дискуссия "Новый советский проект" – Александр Дугин: "С точки зрения ретроспективы я считаю, что это важнейший элемент настоящего будущего русского проекта, как позитивное переосмысление советского периода"

Интеграция - веление общности судьбы

Выступление Александра Дугина на заседании Европейского клуба по теме "Интеграция на постсоветском пространстве: планы политиков, мнения избирателей"

Опубликовано на сайте политической экспертной сети "Кремль.org"

Хотелось бы обратить внимание на достаточно пассивное и неопределенное отношение к интеграционным процессам, которое фиксирует экспертный опрос "Восприятие интеграционных процессов на постсоветском пространстве экспертами и лидерами общественного мнения". В мониторинг-исследовании по этому же вопросу наблюдается сходная картина, о том же говорят и обычные наблюдения. Поэтому в отношении интеграции следует выделить один очень важный вопрос.

Это качественный вопрос, который трудно измерить количественными категориями, но он представляет собой большой интерес. А именно: пара понятий - дезинтеграция и интеграция, которые следует исследовать более внимательно. Что такое дезинтеграция постсоветского пространства? Первое - это процесс объективный. Второе - это процесс энтропийный, то есть это процесс, который сопряжен с переходом системы с более упорядоченного уровня на менее упорядоченный. Отсюда возникает энергия распада и происходит определенная преддезинтеграция, на которой основаны национальные идеи многих постсоветских государств – например, Грузии и Молдовы, а также "оранжевой" Украины.

Итак, существует энтропическая дезинтеграция постсоветского пространства из-за перехода процесса с более высокого уровня на менее высокий, и существует интеграция - но это не объективный процесс, это уже субъективный проект. Это некая политическая воля, и никакой объективной предпосылки к интеграции на постсоветском пространстве нет. Это миф, ностальгический миф.

 

 

 

Архивы Евразии

04.07.2002 - "Евразия будет сделана и уже делается " – Александр Дугин: "Никто не утверждает, что евразийская интеграция – это нечто простое и легкое. Строить и создавать всегда сложнее, чем сносить и разрушать. И однако, следует учитывать, что предыдущие стратегические издания евразийской геополитики при всех своих плюсах имели колоссальный минус – они рухнули, оказались недолговечными, не справились с исторической задачей надежной геополитической интеграции континента"

Существует возможность геополитического, социального, экономического проекта интеграции постсоветского пространства. Это энергоемкий шаг - это не инерциальное действие, оно предполагает негэнтропическое действие. На практике это означает политическую волю и подтягивание ресурсов. Максимальная воля, которую мы видим на постсоветском пространстве в этом направлении, проявляется у президента Назарбаева – она наиболее адекватная и с большим количеством ресурсов. Далее, она есть у Лукашенко - с более частными, локальными интересами. Но мы совершенно не видим её в Москве.

При отсутствии настоящей политической негэнтропической воли - с концентрацией на интеграции как проекте - никакой интеграции происходить не будет, поскольку никто не будет вкладывать настоящего ресурса - ни политического, ни экономического, ни интеллектуального, ни экспертного, ни медийного. Следовательно, блеклость интеграции связанна именно с этим.

То, что постсоветское пространство пребывает в дезинтеграционном состоянии - это объективный развивающийся процесс. С одной стороны, существует некий ностальгический образ - как дань по прошлому, и существует некая вялая пиаровская деятельность в настоящем, которая проявляется в решениях частных региональных задач каждой из участвующих в этом процессе стран. И все.

Следовательно, интеграция не является достаточно емким понятием. Кстати, об этом свидетельствует и само упомянутое исследование – интеграция здесь не зафиксирована и точно не определяется. Политического проекта попросту нет. Интеграция как явление на постсоветском пространстве не идёт.

Но она должна быть, это вопрос уже политических оценок или паритетов. И я, как евразиец, считаю, что это некое задание, порученное нам на пространствах Евразии, это веление общности судьбы. Но это вопрос и политического выбора. Очевидно, что в Кремле думают иначе. Наш президент, наша политическая элита и наш политический класс не вкладывают в этот процесс политического, волевого и силового начала. А так как без России никакого объединения постсоветсокого пространства невозможно, то этот процесс и представляется совершенно замороженным. Дело не в ЕврАаЭС, не в таможенном союзе, не в СНГ - все эти структуры будут разрушены, развалены, если Москва не включится в процесс. А для того, чтобы она включилась в него, должно произойти что-то революционное в сознании, в волевом потенциале наших руководителей.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2543