Международное Евразийское Движение
Регионы | Пылев  А. И. | Война с басмачеством на юге Киргизии (20 — 30-е гг. ХХ в.) и ее региональные особенности | 29.06.2005
    29 июня 2005, 16:51
 

Релевантные ссылки:

Энвер-паша и среднеазиатское басмачество: различные интерпретации в исследовательской литературе

Война с басмачеством на юге Киргизии (20 — 30-е гг. ХХ в.) и ее региональные особенности

(по материалам областного архива г. Ош, Кыргызстан)

Современные среднеазиатские государства СНГ, бесспорно, имеют весьма важное значение для России и в геополитическом отношении, и как традиционные экономические партнеры. В связи с этим, современные социально-политические процессы, экономические связи и стратегические ориентиры государств Средней Азии не могут не интересовать современных российских ученых и политиков. Понять и дать верную оценку событиям сегодняшней социально-политической, экономической, культурной и конфессиональной жизни государств-соседей юга России может помочь, как представляется, изучение событий относительно недавнего прошлого — в частности, процессов установления советской власти в среднеазиатском регионе (что, безусловно, стало переломным этапом в исторических судьбах среднеазиатских народов) и ее вооруженной борьбы с т.н. «басмачеством». «Басмаческий фронт» проходил по территории 3-х современных среднеазиатских республик — Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, о событиях в котором говорится в данной статье.

Т.н. «басмаческое движение» — сложное и многоплановое явление в истории Средней Азии. Оно получило весьма различные оценки в советской, западной и современной среднеазиатской исследовательской литературе. Но большинство авторов сходятся в том, что басмаческое движение в Средней Азии в региональном плане имело несколько очагов, каждый из которых имел свои особенности (подробнее об этом см., напр.: А. А. Котенев. О разгроме басмаческих банд в Средней Азии //Военно-исторический журнал, № 2, 1987, с.59-64; M. Olcott. The Basmachi or freemen’s revolt in Turkestan. 1918-1924//Soviet studies, vol. XXXIII, № 3, 1981, p.352-369. Glasgow University Press, 1981; К. К. Ражабов. Мустакил Туркистон фикри учун мужодалалар (1917-1935 йиллар). Тошкент, 2000. С.5-28. (на узб. яз.)). Как правило, исследователи выделяют 4 очага басмаческого движения в Средней Азии, среди которых — ферганский, бухарский, хорезмский (хивинский) и самаркандский очаги басмачества. Южный Кыргызстан занимает восточную часть Ферганской долины, и таким образом, как географически, так и по своим региональным, этническим особенностям, составу участников и основным персонажам движения, относится к Ферганскому очагу басмачества. С военно-географической и геополитической точки зрения значение региона южной Киргизии всегда было велико. Регион находится на стыке границ 4-х крупных азиатских государств — Китая, Индии, Афганистана и Бухары. Город Ош, важнейший экономический, торговый и культурно-религиозный центр Ферганской долины, являлся также важнейшим центром пересечения коммуникаций. Русские ученые-географы (в частности В. Ф. Новицкий), изучавшие регион и как возможный театр военных действий, еще в конце XIX в. установили, что из г. Ош через перевалы Памиро-Алайского хребта можно было попасть в Индию и Китай. Кроме того, Ош — это своеобразный узел путей, ведущих из Семиречья в Ферганскую долину и Ташкент [Захарова 1997: 17, 21].

Обращаясь к вопросу об истоках и региональных особенностях басмачества в южной Киргизии, следует сказать, что «советизация» области происходила, в отличие от районов северной Киргизии, весьма трудно. Юг Киргизии имел несколько иную историю. Будучи изначально подданными Кокандского ханства, часть южно-киргизских племен, из которых в значительной степени состояла армия хана, оказала упорное сопротивление русским войскам, покорявшим Среднюю Азию, как известно, еще во второй половине XIX в. [Бартольд 1963: 529-537]. Значительно большее распространение среди южно-киргизских племен получил ислам, мощный объединяющий потенциал которого стремились использовать антироссийски настроенные внешние и внутрирегиональные силы. В этой связи вновь следует подчеркнуть значение г. Ош как важнейшего религиозного центра региона. Об Оше как важном духовном центре региона говорит обилие культовых сооружений, мусульманских учебных заведений (мектебов и медресе), большая часть которых была построена как раз во второй половине XIX — нач. ХХ в. [Захарова 1997: 41, 136-137]. В начальный период установления советской власти работа ошских большевиков осложнялись тем, что город Ош, являясь одним из крупнейших городских поселений (его население составляло около 50 тыс. чел.), не был промышленным центром, здесь преобладали кустари, обладавшие или каким-то образом связанные с частной собственностью.

Большую роль в общественной жизни города традиционно играл базар. Ош оказался единственным крупным городом Ферганской долины, который смогли захватить в 1919 г. басмачи в союзе с т.н. русской «Крестьянской армией» под командованием полковника Монстрова. Захватив 8 сентября 1919 г. Ош, басмачи и «Крестьянская армия» сформировали т.н. «народное правительство». Наряду с административными мероприятиями (восстановление прав частной собственности на земельные участки, хлопкоочистительные предприятия и т.д.), новая власть проводит активную агитационную работу, координируя усилия с духовенством. Духовные лица г. Ош призывают киргизское и узбекское население города к «священной войне» против большевиков [Никишов 1957: 63-66]. Однако новая власть просуществовала недолго, 28-30 сентября Красная армия освободила гг. Ош и Джалал-Абад. И впоследствии, уже в течение 1920-21 гг. ввиду важного географического и стратегического положения г. Ош, басмаческие лидеры Ферганы неоднократно предпринимали попытки захватить город [Там же: 102].

С другой стороны, г. Ош являлся в то же время важным центром советской власти в Ферганской долине, организационным центром по борьбе с басмачеством. Масса неопубликованного материала по басмачеству и борьбе с ним в регионе хранится в Областном архиве политической документации г. Ош. Автору удалось познакомиться с некоторыми документами Фонда «активных участников революционного движения, войны и труда в городе и области», в значительной степени затрагивающими и интересующую нас тему. Среди авторов документов — участники комсомольского и партийного актива г. Ош, служащие городской милиции и ЧК, пограничной службы и т.д., все те, кто принимал самое непосредственное участие в борьбе с басмачеством. Данные материалы являются ценным источником по истории басмачества не только Ошской области, но и всего юга Киргизии. Воспоминания участников содержат важные свидетельства и о т.н. «горном басмачестве» (басмаческом движении в Алайской долине и горах Памир-Алайского хребта, в региональном плане относящемся к Ферганскому очагу басмачества).

Басмаческие лидеры Ферганы часто переносили свои базы в Алайскую долину, отделенную от советских центров Ферганы труднопроходимыми горными хребтами. Памир-Алай имел для басмачей и другое значение: он был связан с другим важным региональным центром Средней Азии — Бухарой, а также колониальной Индией и Кашгаром (Восточный Туркестан, совр. Синьцзян), откуда английская разведка и дипломатические представительства нелегально оказывали басмачам помощь (оружием и боеприпасами). Избрав Алай своей базой, басмачи сгоняли туда скот кочевых киргизов, свозили фураж и продовольствие [Там же: 93-94]. Но самое ценное в данных материалах — это свидетельства, позволяющие получить некоторое представление о таких малоизученных, но не менее важных и актуальных аспектах проблемы, как социальная сущность басмачества, его политико-идеологическая направленность, взаимоотношения басмачей и коренного населения, тактика действий басмаческих отрядов и др. Рамки небольшой статьи не позволяют дать подробный анализ всех имеющихся материалов. Можно затронуть лишь наиболее интересные аспекты.

Так, в одном из документов сообщается, что активной движущей силой басмачества уже в поздний период (начало 30-х гг.) стал т.н. «байманапский элемент», выступивший против мероприятий советской власти, связанных с коллективизацией, которая в конечном итоге приводила к отчуждению экономической базы традиционной киргизской аристократии. В данном случае важно то, что манапы являлись не просто представителями киргизской традиционной аристократии. По свидетельству крупнейшего исследователя по истории Средней Азии, академика В. В. Бартольда, манапами у киргизов становились «люди, выделявшиеся храбростью и мудростью… во время внешних нашествий во главе народа становились те, кто выделялся среди прочих манапов; их не выбирали, но если бы стали выбирать, то выбрали бы их» [Бартольд 1963: 531-532]. Это следует иметь в виду, когда мы говорим о манапах, ставших во главе сопротивления советской власти в регионе. Помимо манапов, в идеологическом обеспечении басмачества играло важную роль и мусульманское духовенство. По свидетельству одного из участников борьбы с басмачеством, крупный предводитель движения в южной Киргизии во второй половине 20-х годов, Джанибек-казы, неоднократно направлял послания бухарским улемам, в которых призывал их «дать ему благословение на борьбу за всех мусульман». Басмаческие лидеры, призывая народ восстать против советской власти во имя борьбы за религию, часто прибегали к помощи духовенства — мулл, улемов, ишанов (представителей «неформального» мусульманского духовенства). Так, в январе 1927 г. некий ишан Осман Джумабаев на совещании басмачей «обосновывал с точки зрения шариата закономерность борьбы против советской власти».

Интересно проследить по материалам Фонда взаимоотношения басмачей и коренного населения. Участники борьбы с басмачеством часто говорят в документах о «двойственном» отношении к басмачам местного населения. С одной стороны, население, заинтересованное в мирном труде, организует при посредничестве Красной армии добровольческие дружины, и с помощью таких отрядов было ликвидировано множество басмаческих формирований. С другой стороны, значительная часть населения продолжала воспринимать прежнюю традиционную киргизскую аристократию как законную власть (из числа тех же манапов и биев). К примеру, последние, являясь предводителями басмаческих отрядов, обязывали трудовое население поставлять им лошадей, продовольствие. Известно, что местное население часто помогало отрядам Красной армии сведениями о передвижении басмаческих отрядов. Однако нередко такую же помощь от местного населения получали и басмачи.

Особого внимания заслуживает также вопрос тактики действий басмаческих отрядов. Так, по свидетельству одного из сотрудников ЧК Ошской области, принимавшего непосредственное участие в борьбе с басмачами, среди важнейших вопросов для басмачей был вопрос об огнестрельном оружии. Его не хватало, и 25-30% басмачей состояли «кандидатами на винтовку убитого или раненого басмача». В связи с этим, оружие басмачами на поле боя никогда не оставлялось, они «старались захватить его при любых обстоятельствах». Отмечались также случаи перехода предводителей басмачей во главе своих формирований на сторону советской власти с единственной целью — получить передышку, выиграть время, и, пользуясь новым служебным положением (часто перешедшие на сторону Советов полевые командиры получали различные начальственные должности — в милиции, службе охраны, таможне), подготовиться к новому этапу борьбы с советской властью.

Встречаются среди документов и портретные характеристики самих лидеров басмачества в южной Киргизии. Так, один из авторов дает описание фотографии одного из басмаческих лидеров региона — Курширмата (его полное имя — Шер-Мухаммед-бек [Chokaev 1928: 281]): «Курширмат — известный басмач, руководитель всеми басмаческими бандами на территории бывшей Ферганской области. Курширмат весьма типичен как бандит (на фотографии), с винтовкой, маузером и кривым ножом, в тюбетейке и в темных очках. В 1922 г. его банды после разгрома Красной армией бежали в Афганистан. На следующей фотографии он снят в форме английского офицера при погонах, оружии, портупее и даже перчатках».

Все вышеперечисленные факты и особенности борьбы с басмачами имеют большое значение как материал для т.н. «практического востоковедения». В данной связи уместно вспомнить слова известного российского советского военного деятеля, ученого-востоковеда, профессора генерала А. Е. Снесарева (1865-1937) о том, что военное изучение той или иной страны, региона невозможно без элементов практического востоковедения [Снесарев 2002: 15,16]. Опыт борьбы с басмачеством теоретически обобщался и активно изучался на т.н. «Среднеазиатских курсах востоковедения», организованных при штабе Среднеазиатского военного округа Красной армии. В частности, читался теоретический курс «Особенности ведения войны и боя в условиях малокультурного горного театра» [РГВА, Фонд 25895, д.30, 702]. Как представляется, данные традиции не потеряли своего значения и актуальности и могли бы быть востребованы и сегодня. Подобно среднеазиатскому басмачеству 20-30-х гг. ХХ в., деятельность различных радикальных группировок в современных среднеазиатских республиках является дестабилизирующим фактором в регионе, что могут использовать в своих интересах различные внешние силы. Должное внимание к опыту прошлого и его связи с современными процессами, таким образом, важно для любого политического режима, заинтересованного в стабильном развитии региона юга Кыргызстана, как, впрочем и любого другого региона Средней Азии, в котором и сегодня играют важную роль традиционные социальные отношения, клановость, межэтнические противоречия и т.д.

Пылев А. И. Аспирант, Восточный факультет СПбГУ

***

[1] Ошский областной архив политической документации. Фонд активных участников революционного движения, войны и труда.

[2] Российский государственный военный архив (РГВА). Фонд 25895. Управление Среднеазиатского военного округа.

[3] Бартольд  В. В. Киргизы. Исторический очерк // Бартольд  В. В. Сочинения. Т.2,Ч.1. М., 1963

[4] Захарова  А. Е. Историко-архитектурное наследие города Ош (конец XIX — нач. ХХ вв.) Ош, 1997.

[5] Никишов  П. П. Борьба с басмачеством на юге Киргизии. Фрунзе, 1957.

[6] Снесарев  А. Е. Афганистан. М., 2002.

[7] Chokaev  M. The Basmachi movement in Turkestan//The Asiatic review. — 1928, vol. XXIV, p.273-288.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2535