Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Россиiя'' | Грядущая монархия в России должна быть социальной | 15.05.2005
    15 июня 2005, 10:36
 
Россиiя Монархический принцип – переход от византийской симфонической модели к подражанию западным монархиям

Релевантные ссылки:

Россия может быть или Великой, или никакой

Болевые точки русского национального самосознания

Грядущая монархия в России должна быть социальной

Опубликовано в общенациональной газете "Россиiя" № 21 (923) от 9-15 июня 2005

Монархическая форма правления является традиционной для России и, безусловно, глубоко укоренилась в коллективном бессознательном нации. Монархическое устройство – константа русской истории, мы легко угадываем эту идею не только в истории российской династии, но – в скрытой форме – и в советском, и в демократическом периодах. Разговор о монархии в России сегодня приобретает новую актуальность.

Принятие православия князем Владимиром сблизило Киевскую Русь с христианскими странами, сделав ее частью византийского мира. Обладая значительной политической автономией в отношении Царьграда, Киевская Русь находилась в его зоне влияния и постепенно впитывала церковно-политический византизм, основанный на принципе "симфонии властей" – единстве Церкви и императора. С золотого века Древней Руси – с эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха – тенденции к укреплению монархического начала в христианском контексте очевидны. При Ярославе Мудром избрание киевским митрополитом этнического русского – митрополита Иллариона (до и после на киевскую кафедру присылались греки) – было первым робким шагом к воссозданию особой самостоятельной церковно-монархической симфонии в пределах Руси – "русской симфонии".

Архивы Евразии

15.06.2004 - Проблемы неоконсерватизма на втором сроке Владимира Путина

В период монгольского нашествия и в эпоху орды Русь утратила политическую независимость, но Московское княжество, исподволь учась у ордынцев и анализируя причины распада, готовилось к историческому прорыву – к восстановлению русской монархии, суверенной и независимой. Основы независимого русского монархического государства были отвоеваны войском Дмитрия Донского на Куликовом поле, а после падения Константинополя и окончательного ослабления Золотой орды на авансцену истории вступила новая реальность – Московская Русь. В ней мы видим полную и окончательную реализацию "русской симфонии", триумф русской монархической идеи. Православное Московское царство отныне становится абсолютно независимой реальностью – и церковно, и политически, а Московский великий князь Иван Васильевич помазуется впервые в русской истории "царем". Именно этот период знаменует собой полный расцвет монархического принципа.

После раскола и реформ Петра I русская монархия резко меняет свое содержание и свое значение. Отныне Русь называется Россией. Монархический принцип – переход от византийской "симфонической" модели к подражанию западным монархиям. Парадоксально, но Россия перестала быть "империей" в византийском смысле именно в тот момент, когда стала называться этим именем.

Большевики ниспровергли монархический строй. Но пролетарская революция и революционная демократия довольно быстро привели к возникновению "красной монархии", когда безраздельная полнота политической власти сосредоточилась в руках единственной личности – главы компартии. При Сталине монархический принцип был не меньшим, если не большим, чем в эпоху Рюриковичей, хотя таковым он не назывался.

Демократические реформы в новой России также не смогли переломить социальных устоев, и все успехи (равно как и все провалы) демократических реформ в 90-е были целиком и полностью сопряжены с одной личностью – с авторитарной фигурой Бориса Ельцина. Его преемнику Владимиру Путину "демократический монархизм" достался в наследство и расцвел пышным цветом, опираясь на тысячелетние привычки.

Сегодня формально в России нет царя. Но монархический принцип по-прежнему действует. И весьма активно. Это положение требует новой оценки роли фигуры царя в русской истории. И в то же время подталкивает кое-кого к мыслям о пользе и своевременности реставрации легитимной династии, чтобы де факто существующее положении дел перевести в юридическую плоскость, легитимизировать его. Вот тут-то и встает в полную силу вопрос о династических правах на русский престол, о возможности сочетать монархический строй с императивом социальной, технологической, экономической и политической модернизации русского общества. Причем сегодня такая перспектива кажется менее невероятной, нежели раньше.

С моей точки зрения, прежде чем переходить к практическим шагам, следует ясно определить тот исторический цикл русской монархии, который новая Россия должна взять за образец. Без этого всерьез приступать к данной теме невозможно. В согласии с моей евразийской позицией и традиционалистской идеей, которую я всегда отстаивал и продолжаю отстаивать, образцом русской монархии является Московское царство, мировоззрение Москвы - Третьего Рима, идеал Святой Руси как великого независимого государства, облеченного миссией быть столпом спасения и света для всех народов мира, ядром Вселенского Православия.Путь к восстановлению монархии на Руси должен лежать через московский, а не через санкт-петербургский и не через киевский периоды нашей истории. И еще: я убежден, что реставрация монархии в России должна учитывать социальную ориентацию нашего общества, и в этом смысле советский опыт должен быть учтен самым тщательным образом (а не отброшен). Таким образом, грядущая русская монархия должна быть византийской, мессианской, народной и социальной.

Александр Дугин,
политолог

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2503