Международное Евразийское Движение
Материалы | Конференция ''Единоверие: к столетию выпуска Эдикта о веротерпимости'' | ''Старая вера для Новой Руси'' | 01.06.2005
    31 мая 2005, 17:21
 
Правая.Ру Дугин и владыка

Релевантные ссылки:

Интервью епископа Курского, члена Высшего Совета Международного Евразийского Движения владыки Аполлинария: "Старообрядцы поддерживают евразийство совершенно естественно…"

Александр Дугин: "Раскол XVII века – это катастрофа русской цивилизации, это конец православного царства. Это конец целой исторической эпохи"

Митрополит Ювеналий отслужил Литургию по-старообрядчески

Опубликовано на православно-аналитическом сайте "Правая.Ру"

В единоверческой Михайловской слободе состоялась конференция "100-летие издания Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» и его последствия для единоверия и старообрядчества".

Тема возрождения в лоне Русской Православной Церкви старообрядных (единоверческих) приходов – одна из наиболее актуальных задач церковной жизни. Увы, пока ещё мало кто знает, что сегодня, наряду с Греко-российским (новым) обрядом, в нашей Церкви употребляется незаслуженно отвергнутый во время церковной реформы XVII столетия старый богослужебный чин, унаследованный русичами у византийцев более тысячи лет тому назад. К великой нашей скорби, реформа Патриарха Никона, замысел которой изначально имел благие мотивы, положила начало великой трагедии Русского Православия: старообрядческому Расколу.

Установление в 1800 году в Русской Церкви Единоверия, дозволение использования в богослужениях старого обряда, зачастую проводилось непоследовательно, нередко делался акцент на некоторой "неполноценности" единоверцев относительно приверженцев реформированного обряда. В начале XX века всё изменилось: и отношение к старообрядцам, пребывающим в расколе, и внутрицерковное положение единоверцев. В значительной степени на это повлияла добрая воля Государя Императора Николая Александровича, подписавшего 17/30 апреля 1905 года Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", положивший начало кардинальным изменениям в жизни старообрядцев.

Об отношении к вышеупомянутому Указу со стороны староверов Белокриницкой иерархии – чад Русской Православной старообрядческой Церкви мы уже неоднократно писали: совсем недавно в Москве прошли торжества, посвящённые этой юбилейной дате. Однако фактически был обойдён стороной вопрос влияния Высочайшего Указа на жизнь единоверцев, которая также изменилась: воля Императора фактически положила начало актуализации Единоверия. К сожалению, этот благотворный для жизни всей Русской Церкви процесс был остановлен революционными событиями, Гражданской войной и утверждением у власти безбожников.

Архивы Евразии

01.06.2004 - Леонид Грач: "Украине необходимо поскорее вступать в ОДКБ"

Однако истинные единоверцы не забыли юбилейной даты, а потому, оставаясь благоговейными почитателями памяти святого Царя-страстотерпца Николы, они решили отдать его великому церковно-историческому деянию. А потому в минувший воскресный день, 29 мая, в Храме Архистратига Божия Михаила (село Михайловская слобода Московской области), крупнейшей старообрядной общине Московского Патриархата, прошла научная конференция "100-летие издания Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" и его последствия для единоверия и старообрядчества". Особое внимание заслуживает тот факт, что почётным председателем конференции стал Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, в чьём архипастырском попечении находится единоверческий приход Михайловской слободы.

Согласно "Правилам учреждения Единоверия" от 1800 года, а, в особенности, постановлениям Поместного Собора 1917-1918 гг., архиерей, служащий в единоверческом храме, должен совершать богослужение по старому чину. С великой духовной радостью владыка Ювеналий последовал данным заветам и благоговейно, без каких-либо сокращений, отслужил старообрядческую Божественную Литургию. Стоит отметить, что в Михайловской слободе он служил не впервые и, несмотря на свои многочисленные заботы, всегда оставался её главным попечителем. Старообрядческое богослужение для владыки не было незнакомым, ведь, по его собственному признанию, он родился в семье, по отцовской линии принадлежащей старообрядческому роду. Более того, могила его отца, Кирилла Пояркова, находится на знаменитом Рогожском кладбище, - крупнейшем центре русского старообрядчества. По окончании Божественной Литургии и вдохновенного слова, в котором владыка выразил сугубую надежду на окончательное восстановление пока ещё до конца не оправившейся от поругания безбожных лет Михайловской слободы, состоялось награждение клириков и попечителей Михайлоархангельского храма. В частности, его настоятель, священноигумен Иринарх был удостоен награждения орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

Президиум конференции

Во второй половине дня началась собственно конференция. В ней приняли участие многие церковные деятели, учёные и публицисты. Тематика докладов не замыкалась в церковно-исторической плоскости, но затрагивала многие актуальные вопросы современности. В словах митрополита Ювеналия, открывавшего и закрывавшего конференцию, чётким эхом, повторившимся во многих докладах, было явно отмечено, что сегодня мы должны искать не путей разделения, которых в истории и так было немало, но возможностей сближения, в особенности, если это касается братьев по вере, православных христиан.

Ограничиваясь рамками репортажа (наиболее интересные материалы будут отдельно опубликованы на Правой.Ру), хотелось бы особо отметить следующих докладчиков: священноигумена Иринарха и священнодиакона Евгения, чьи слова для многих стали фактическим введением в основы Единоверия, его истории и богословия. Метафизические основания Единоверия, его философский анализ, представил теоретик современного евразийства, доктор философских наук, активный прихожанин Михайловской слободы А. Г. Дугин; наш постоянный автор В. И. Карпец, тоже являющийся прихожанином Михайлоархангельского храма, проанализировал указ Императора Николая II с точки зрения Права; историософский анализ проблемы представил в докладе "Современный смысл Единоверия" главный редактор Правой.Ру И. Л. Бражников. Помимо этого, стоит отдельно выделить интересное практическое сообщение В. Е. Клементьева, председателя Древлеправославной старообрядческой поморской общины г. Минска, совсем недавно подавшей прошение о включении её в лоно Русской Православной Церкви на правах Единоверия. И, наконец, завершил конференцию (перед заключительным словом владыки) доклад консультанта Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), член недавно учреждённой синодальной Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Иоанна Миролюбова, чей доклад наиболее ярко представил современные практические задачи старообрядных приходов в лоне Русской Церкви и некоторые методы их осуществления. В своём заключительном слове митрополит Ювеналий выразил твёрдое убеждение, что подобная конференция положит начало подобным мероприятиям, способным в самое ближайшее время возродить и актуализировать Православное Старообрядчество (Единоверие).

Единоверцы: Карпец, Дугин, Тюренков

Действительно, хотелось бы надеяться на то, что через актуализацию Единоверия, тенденция на сближение и диалог со старообрядчеством приобретёт практический характер, что послужит долгожданным началом уврачевания 350-летней раны Великого Раскола. Единоверческая конференция состоялась, и это стало — весьма весомым событием в жизни современных старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Александр Дугин когда-то достаточно чётко обозначил место Единоверия в нашем универсуме: "Старая вера для Новой Руси". Так пусть же православные старообрядцы (единоверцы) станут консолидирующей основой для всеми нами чаемого воссоединения Русской Церкви.

Михаил Тюренков

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2466