Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Первый канал | ''Всех собак'' надо повесить на радикальный исламизм | 12.04.2005
    13 апреля 2005, 01:14
 

"Всех собак" надо повесить на радикальный исламизм

Выступление Александра Дугина на экспертном заседании 1-го канала по теме "Терроризм"

Раскройте любую газету, прослушайте любой выпуск новостей на любом телеканале, загляните на сайт любого информационного агентства – и вы обязательно найдёте там термин «Терроризм». И даже не один раз. О терроризме говорят и решают, что с ним делать, на разных уровнях (см., например, о недавнем событии - договоре Содружества независимых государств и Шанхайской организации сотрудничества о дальнейшем углублении взаимодействия в области борьбы с терроризмом). Надо ли говорить, что тема терроризма и борьбы с ним более чем актуальна для России. Понятно также и то, что борьба с терроризмом – это нечто большее, чем операции спецслужб и т. п. Бороться с терроризмом следует не только "силовыми методами".

В первую очередь я бы отметил политический аспект терроризма. Мы наблюдали ряд ситуаций, связанных с терроризмом, которые легли в основу создания символической медийной конструкции, с которой мы невольно считаемся и будем её учитывать вплоть до выборов 2008 г. и далее, если не произойдёт ничего страшного. Подспудно в отношении развертывания каждого теракта по отдельности шла очень серьёзная политическая борьба за доступ к его интерпретации. Важен тот момент, что с начала первых терактов вокруг Путина сплотилась довольно большая политическая группа так называемых "национал-либералов" – они были субъектом пропутинской модели. Это политическая сила, к которой можно адресовать претензии, в случае, если кого-то не устраивает общий итог событий, и которую можно поддержать тем, кто облегчённо вздохнул, когда все это закончилось. Здесь обращает внимание смазанная, невнятная позиция коммунистов и, конечно, резкая атака со стороны антинационал-либералов, неожиданная, сконцентрированная.

Это является фактом в пользу того, что перед нами чисто политическое сражение. То обстоятельство, что за этим образом виднеется фигура Бориса Березовского, который со всенарастающей активностью сейчас работает на две стороны: и с национал-нелибералами и антинационал-либералами. Возможно, этим и оправдывается слабость оппозиционной линии в лице коммунистов. Можно полагать, что национал-либералы более резко обозначили контуры своей позиции, став более внятным субъектом. Но есть эпизод политических претензий с обеих сторон, и если стороны антинационал-либералов и национал-антилебиралов сомкнутся через посредство Березовского, появляется угроза того, что ситуация сложится в критической диспозиции. При условии, когда каждый шаг в такой ситуации может быть истолкован против Путина, против власти, против национал-либералов. Если положение не придёт к status quo, позиция Путина и позиция власти, а также тех, кто ее поддерживает по идеологическим соображениям, потребует более резких ответов. Невыгодно истолкованные события скажутся на всей нашей жизни, повлияют на ход внутриполитических процессов и международную ситуацию.

Всех собак надо повесить на радикальный исламизм

Релевантные ссылки:

Ужесточение мер по наказанию террористов - тезисы Александра Дугина для программы "Основной инстинкт" (Первый канал)

"Пояс шахида" и наше поражение - Евгений Бахревский: "Незаменимая роль средств массовой информации в осуществлении террористических актов - давно обсуждаемая тема. С некоторых пор, в особенности после трагедии "Норд-Оста", СМИ стали "аккуратнее" освещать террор. Наверное, не обошлось без инструкций из соответствующих органов"

Подошел момент и для национал-либеральной власти уточнить понятие "национальный". С одной стороны, реакция народа подталкивает к интерпретации "национальный", как "националистический" – это опасно и неэтично. Контекст национальной ориентации должен быть превентивного характера, но более конкретным, нежели понятие, которое присутствует в области PR. И телевидение должно сыграть в этом деле ведущую роль: предложить грамотно сформулированную национальную идею, с которой бы согласились все.

Существует неотложная потребность в том, чтобы максимально конкретизировать образ врага. Нация должна иметь наглядное представление – кто, собственно, является "плохим". Мы пока не можем его сформировать, но с другой стороны не можем его и не предложить. И в этом заключается наиболее опасный момент. Образ противника, который формируется стихийно, с подачи СМИ – будь то "просто чеченцы" или же "лица кавказской национальности" – грозит распадом России и катализирует региональную русофобию в непосредственном виде. Региональный национализм переходит в стадию фундаментальной угрозы, абсолютной реальности – это важно учитывать, иметь с этим дело.

На этот повод есть следующее стратегическое предложение. Должен быть сформирован не спонтанный, а именно искусственный образ врага. Международный терроризм понятие очень абстрактное, и на эту роль явно не тянет. Считаю, что "всех собак" надо повесить на радикальный исламизм, проиллюстрировав его сектантскую сущность и то, что его жертвой являются сами мусульмане, тем самым заручившись поддержкой традиционного ислама. Необходимо показать, что в нашей стране присутствует исламизм, который продемонстрировал себя в этой нетрадиционной для чеченцев тактике. Этот классический вариант исламизма, представленный в нашей стране, и есть как раз то, что можно использовать, констатируя имидж терроризма в России. И этот образ врага мог бы, как это ни странно, консолидировать наше общество. Та система ценностей, которую следует противопоставить терроризму, не может оставаться такой же поверхностной, светской, она должна быть не менее фундаментальной и серьезной, она должна быть пропорционально вызову.

Основная идея такова: исламизм настроен в отношении ислама точно так же, как любая форма религиозного экстремизма в отношении, например, буддистской религии, протестантизма и т. д. Следовательно, рассмотрение этого феномена как одной из экстремистских ересей относительно исламской религиозной традиции позволит нам локализовать и изолировать исламизм на этот раз как совершенно конкретного противника. Стратегия соблюдения status quo из гуманистических соображений и толерантности окажется в проигрыше, имея в виду тот информационный накал в подаче журналистов, телеведущих и освещение чрезвычайных ситуаций с элементами откровенно про-террористических PR. Выражение "клин вышибают клином" здесь как нельзя релевантно.

Конкретно о СМИ. Попадая в центр событий, связанных с терактами, журналист приобретает фундаментально иной статус, он трансформируется в целую последовательность суггестивных фигур, от политика и сотрудника спецслужб, до гипнотизера и психиатра, бизнесмена. Следовало бы официально закрепить за средствами массовой информации статус альтернативной власти, имея в виду более серьёзный контроль и подход в целом. От журналиста требуется высочайшая квалификация. Подготовка журналистских кадров, особенно вещающих на государственном канале, должна быть фундаментально изменена. При таком развитии событий, именно журналисты способны привести просто опасную ситуацию к явлению катастрофического порядка. Понятие "свободы слова" должно быть существенно дополнено.

Архивы Евразии

12.04.2002 - Интервью Александра Дугина "Двенадцать подвигов Путина": "Но можно перечислить, чего еще не сделал Путин. Подвиги, которых он еще не совершил".


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2361