Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Комсомольская правда | После смерти Масхадова | 10.03.2005
    10 марта 2005, 20:43
 
Александр Дугин

После смерти Масхадова: обострение ситуации и новая чеченская парадигма

Опубликовано в газете "Комсомольская правда", 10 марта 2005 г.

Ситуация после гибели Масхадова резко и качественно изменится. Масхадов был зацепкой для Запада и, в частности, США для дипломатического давления на Россию, так как сохранял хотя бы видимость легитимности. После его смерти Западу остается иметь дело только с радикальными исламистскими силами (с которыми идет взаимодействие по более закрытым и опосредованным каналам). Эти силы, в свою очередь, свободны от соблюдения последних правил приличия и в террористической войне против России у них отныне полностью развязаны руки. Это неминуемо приведет к радикализации действий сеператистских бандформирований. Вместе с тем на первый план выдвинутся новые фигуры – более радикальные, чем Масхадов, такие как Шамиль Басаев, Мовлади Удугов и новая поросль чеченской молодежи, взращенной на войне, не говорящей по-русски и полностью зомбированной ваххабистской и салафитской пропагандой. Это приведет к новому ожесточению и эскалации террора.

Смерть Масхадова влияет и на идеологию чеченской герильи. Масхадов был воплощением ичкерийской национал-демократии, политически более или менее приемлемой для Запада, он легитимизировал – пусть номинально – саму возможность американо-чеченского диалога. Замены у него в этом качестве нет, а попытка создать ее в лице того же Ахмада Закаева никого ни в чем не убедит. Следовательно, чеченские сепаратисты теперь окончательно отойдут от любых апелляций к «демократии» и «государственности», и без всяких поправок и экивоков встанут на сторону радикального исламизма и этно-традиционализма. Это в свою очередь повиляет на кураторов чеченского сепаратизма из-за океана, они станут действовать более осторожно и через посредников, так как откровенная поддержка США ультрарадикальным террористическим организациям исламистской направленности будет восприниматься неоднозначно даже в самих США.

Комсомольская правда Масхадов убит. Изменится ли что-то теперь в Чечне?

Релевантные ссылки:

Кого обслуживают Басаев и Масхадов?

Чечня с особыми полномочиями

Изменится и статус администрации Аллу Алханова. Теперь только она остается единственным легитимным правовым элементом всей чеченской системы. Это значит, что в целях дестабилизации ситуации на Северном Кавказе для подготовки оранжевой революции в 2008 году, Запад будет активнее использовать грозненскую администрацию, ища в ней слабые места и новые подходы, пытаясь противопоставить федеральному центру. Начало этого процесса мы видели не так давно, когда окружением Тауса Джабраилова в федеральные СМИ были вброшены материалы «Договора» между Чечней и Россией, которые в целом воспроизводили модель Хасавюрта-2 и выдвигали неприемлемые для Москвы требования почти полной суверенности с выплатой огромных репараций. Таким образом, роль Масхадова в смягченной форме будут отныне выполнять официальные грозненские власти.

Со смертью Масхадова вся ситуация в Чечне качественно изменилась. Чтобы использовать это на пользу России, федеральной власти следует очень постараться, так как сам по себе этот факт ни коим образом ситуацию не решает, и напротив, в ближайшее время следует ожидать резкого обострения обстановки.

Вопрос дня: «Изменится ли что-то теперь в Чечне?»

Александр Игнатенко, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ:
- Да, конечно. Станет яснее видно: то, что происходит в Чечне и вокруг нее, это - подпитываемая извне террористическая война против чеченцев и всех россиян, прикрытием которой был «благообразный» Масхадов, на самом деле участвовавший в терроре в тесной связке с международными террористами Басаевым, Хаттабом, Абу-Хафсом, ас-Сайфом и им подобными.

Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа:
- Несомненно, будут попытки обострить ситуацию не только в Чечне, но и в Дагестане и других регионах Кавказа. Нельзя исключать и попытки организации терактов в крупных городах России.

Станислав Радкевич, глава департамента аналитики ГК «НИККОЛО М» :
- Этим убийством чеченская ситуация окончательно превращена в тупиковую. Если же убьют и Басаева, боевики превратятся в сетевую структуру без ярко выраженных центров управления. Уничтожить ее практически невозможно, вести переговоры - бессмысленно.

Стивен Коткин, директор программ по изучению России Принстонского университета, США:
- Дудаев тоже был убит. Все зависит от продуманного политического процесса, который требует уступок со всех сторон.

Василий Волков, первый замначальника управления по делам ГО и ЧС Калининградской области:
- Не изменит. Что такое Масхадов? Ярлык, бирка. На самом деле не он заправлял ситуацией в Чечне.

Лев Пономарёв, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» :
- Ситуация будет ухудшаться: увеличится количество терактов, в Чечню повалят международные террористы, продолжат гибнуть мирные люди и российские военные. С гибелью Масхадова упущен шанс разрубить «чеченский узел».

Владимир Плотников, председатель Аграрной партии:
- Терроризм не только сеет смерть, он убивает любой созидательный порыв. Скоро в Чечне посевная, людям надо выходить в поле. Верю, что хлебопашцам не будут стрелять в спину.

Михаил, читатель сайта KP.RU, Москва:
- Нет! В самое ближайшее время начнется передел между боевиками. Те, кто займет место Масхадова, начнут показывать, что они работают. В итоге - взрывы...

Архивы Евразии

10.03.2004 - "Другой рычаг для Катара найдется?"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2284