Международное Евразийское Движение
Материалы Учредитеьного съезда "Евразии" | Талгат Таджуддин | 31.05.2002
    26 августа 2002, 22:30
 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТАЛГАТА ТАДЖУДДИНА,

Верховного муфтия ЦДУМ России и Европейских стран СНГ на Учредительном съезде политической партии "Евразия"

Во имя Творца всемилостивого и милосердного!
Дорогие соотечественники, участники первого Съезда партии «Евразия»!

Сегодня движение ОПОД «Евразия» проводит свой первый учредительный съезд в качестве политической партии. Это очень важное событие. Почти век прошел с эпохи первых евразийцев, и, наконец их идеи получают свое конкретное политическое воплощение.
Все случилось, как они и предвидели: без опоры на духовность, на традиции, на нравственные устои Советская империя выстоять не смогла, и все социальные, державные ее достижения пошли прахом. Увы, это не стало освобождением: минусов в этом больше, чем плюсов. Однако без всякого злорадства и с величайшим сожалением мы констатируем сегодня: евразийцы 20-х годов были совершенно правы, их исторический анализ оказался верным.
И сегодня нельзя забывать то многообещающее, но в то же время тревожное пророчество: «Россия либо примет евразийство в качестве основной идеологии и, в таком случае возродит свое величие как гигантская континентальная самобытная Держава, либо ее постигнет катастрофа».

Все остальные пути испробованы – доверие им исчерпано. Только взаимопонимание, взаимоуважение и доброе сотрудничество народов России, которая является основой евразийской идеи, поможет нам возродить достоинство нашей великой Отчизны.
Ни коммунизм, ни империя, ни тем более либерально-демократическое западничество не могут быть более для нас спасительным путем.
Впереди – евразийство, идеология спасения и возрождения России как мировой державы.
Это начинает понимать все больше людей, истинных патриотов нашей необъятной и прекрасной Родины. Поэтому мы здесь, в самом центре Евразии, в ее духовном средостении в Свято-Даниловском монастыре.
Хочу сказать несколько слов о связи евразийства с исламским миром и отдельно с тюркским этносом. К огромному сожалению, к благородной, патриотичной и возвышенной евразийской идее сейчас приходят не только множество достойных и искренних людей, но и отдельные авантюристические элементы, рассматривающие политику и даже религию как средство достижения своих личных низменных целей.
 Более того, пример отдельных людей, прикрывающихся якобы «евразийством» – в частности, того же авантюриста Ниязова-Медведева (не подумайте, что это мусульмане его к вам заслали) – показывает, что это высокое название узурпируют те силы, которые замараны в самых темных политических экстремистских делах, направленных не за, а против Евразии и евразийства.
Вместе с тем, как ни парадоксально, в этом есть и положительная сторона. Если евразийство стало столь популярно, что привлекает даже таких личностей, значит, мы — на верном пути. Нам осталось лишь уберечь великую идею от грязных лап мошенников, способных ее скомпроментировать – а далее, с Божьей помощью, все получится.
И все же деятельность подобных отщепенцев и самозванцев искажает в определенной мере образ евразийства. Даже на местах у нас люди спрашивают о том, кто есть настоящий евразиец…Это заставляет нас сделать несколько уточнений относительно связи евразийства с исламом.
Историческая истина состоит в том, что евразийскую идеологию выработали и сформулировали русские мыслители православной державной ориентации. С самого начала это была идея державности и патриотизма: Российская Национальная Идея, основанная на Православии, народности и сильной государственной власти. Евразийство было логичным этапом развития русской патриотической мысли – линии славянофилов, Данилевского и Константина Леонтьева.
В 50-80-е годы эту линию продолжал величайший русский историк, православный патриот, наш соотечественник Лев Николаевич Гумилев – сын двух величайших русских поэтов: Анны Ахматовой и Николая Гумилева.
Православный русский элемент в евразийской философии играл и играет основополагающую роль. Поэтому было бы совершенно неверно и исторически, и концептуально, и конфессионально рассматривать евразийство как нечто постороннее для магистральной линии развития патриотического мировоззрения в России.
Только так мы понимаем евразийство и в таком качестве осознаем и принимаем его – мы, российские мусульмане. Ибо видим мы и в досточтимом Коране слова Всевышнего: «Подлинно создали мы вас от одной матери и одного отца различными народами и племенами, дабы вы познавали друг друга, сотрудничали и были достойны милости Всевышнего».
Однако, сама структура евразийской идеологии в ее изначальной и современной ортодоксальной версии (от Н.С.Трубецкого через Л.Н. Гумилева и вплоть до нашего уважаемого Председателя – Александра Дугина) основана на том, что видит в самих корнях русской государственности огромный тюркский, тюркско-монгольский, степной пласт – от половецких князей до булгарских татар и монголов Орды. И в отличие от западнической школы русской истории, этот степной кочевой тюркско-монгольский элемент оценивается в целом положительно. Тот же факт, что степной уклад отдалил Русь от Европы, также осмысляется с положительным знаком.
Отдалив Русь от Европы (утверждали Трубецкой, Савицкий и Гумилев), тюрки спасли и укрепили самобытность Руси как особой православной цивилизации, сделали ее Евразией, открыли выход к Востоку.
Великороссы как этническое ядро новой Московской государственности сложились на основании глубинного славяно-тюркского симбиоза. Православный византизм плюс ордынский административный централизм породили особую собственно евразийскую, не западную и не восточную, русскую государственность.
Такая позитивная оценка тюркско-монгольского фактора со стороны русской патриотической мысли делает ее крайне привлекательной для патриотических россиян самых разных народностей, автохтонов Евразии. Мы не можем не быть признательны философам-евразийцам, которые вернулись к исторической правде, нашли в себе мужество преодолеть некоторые националистические предрассудки, повернуться лицом к восточным корням российской государственности, столь же важным и значимым, как и собственно славянские корни.
Евразийство не противопоставляет друг другу народы России-Евразии, не является способом закрепления ни славянского, ни тюркского влияний. Евразийство требует от всех нас, россиян, от славян, татар, башкир, угров, других народов, только лояльности нашему общему Государству. Не как дань необходимости, не как формальность, но как свидетельство искренней любви к Отечеству, к Родине, которую не выбирают. Другой Родины, кроме России, у всех нас нет!
Евразийство и есть надежный и глубокий, самый гармоничный и искренний российский патриотизм. И этот российский патриотизм является неотделимым достоянием всех остальных россиян.
Теперь об отношении евразийства к исламу. К сожалению, среди первых евразийцев мусульманских авторов не было. В большинстве своем классики евразийства были православные. Вместе с тем, среди них был и калмык Хара-Даван и еврей Яков Бромберг.
В самих истоках евразийства содержится симпатия к традиционным конфессиям народов России и отсутствует даже намеки на религиозную исключительность. Да, Православие традиционно является вероисповеданием большинства россиян. И мы помним, что Православие отличалось удивительной терпимостью к иным традиционным конфессиям, было абсолютно чуждо агрессивности и миссионерству (чаще всего с помощью меча и огня) западных христиан – католиков и протестантов. И я убежден, что так должно оставаться и впредь – тот, кто верен своей вере, дает пример истинной богобоязненности и стойкости всем остальным.
И даже, как мирило этому, можно привести пример круглого стола, который прошел у нас вчера, где участвовали региональные духовные управления из состава ЦДУМ России, координационный центр мусульман Северного Кавказа и представители мусульман европейской части. На круглом столе, в том числе, выступили представители совета муфтиев России с заявлением и осуждением прежде всего нашего участия в евразийском общественном движении, которое мы поддержали с самого начала, которое близко нам и которое завещано нам нашими предками. Ваххабистов и экстремистов всех мастей евразийское движение не устраивает. И в этом для нас признак верности движения.
Вместе с тем евразийцы и особенно последовательно неоевразийцы подчеркивали единство религиозного стиля между традиционными евразийскими конфессиями, определенную близость не в догматике, но в духовной созерцательной ориентации.
Следовательно, на основе общего цивилизационного евразийского типа открывается прекрасная перспектива для межконфессионального диалога традиционных религий.
Здесь мы обнаруживаем очень много общих моментов: у нас сходные угрозы, общие противники, единый нравственный и духовный идеал. Всем традиционным конфессиям Россия в равной мере угрожают агрессивные зарубежные тоталитарные секты, чужестранные проповедники, сплошь и рядом находящиеся на содержании у зарубежных спецслужб и преследующие отнюдь не религиозные цели, экстремистский секулярный либерализм, грубо попирающий основы религиозной нравственности. Особенно катастрофична ситуация в СМИ — бытовой материализм, пережитки антирелигиозных, воинствующихе атеистических воззрений, утрата связи с нашими духовными корнями, глубокое невежество в отношении религиозной культуры и догматики, обрядов, обычаев.
Вчера только известнейший наш писатель Джамиль Мустафин отмечал свое 75-летие и награжден по этому случаю Орденом от имени его Святейшества Патриарха Алексея II. Так вот, он был на своей Родине в Тайшете, в самой отдаленной части Сибири, почти что в тайге, так он с ужасом обнаружил, что и туда добрались ваххабиты и уже распространяют свое влияние.
Все это делает традиционные конфессии Евразии самыми естественными союзниками. И православные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи России являются гражданами единого Отечества, их скрепляет история, идеалы, общие цели. Это не значит, что мы должны отказаться от своих богословских различий. Совсем нет.
Мы должны свято чтить основы своей Веры, но это предполагает и глубокое уважение к искренней Вере других.
Ислам в России существует с незапамятных времен. Ежегодно мы отмечаем день принятия Ислама в древних Булгарах, на берегу великой Волги. В этом году 12 июня исполняется 1113 лет с этого дня. Десятки и десятки тысяч мусульман собираются в этом священном месте.
Мусульмане разных народов внесли свой вклад в становление российской государственности. Мы не гости и не чужеродные элементы и не порабощенные меньшинства, но полноценные и полноправные граждане своего Отечества, неотъемлемой части великой России-Евразии.
Наш ислам — это ислам традиционный, уходящей корнями в глубь веков, бережно хранящий заветы предков. Такому исламу чужды все формы экстремизма – как модернистического, так и фундаменталистского. Особенно неприемлемы для него агрессивные экстремистские ереси – такие как ваххабизм, идеи талибанов, ахмади и прочее. Это не только не традиционный и не евразийский ислам, это вообще не ислам. Они являются выражением зловредных ересей. Политически это направлено против России, конфессионально — против христиан и иудеев. Но больше всего от них страдают сами мусульмане и, в первую очередь, мусульмане традиционные.
Мы вместе с православными резко осуждаем бесцеремонную экспансию католичества в Россию, проникновение на нашу Родину коварных сектантских проповедников, прикрывающихся якобы «учением Христа». Казалось бы, какое нам, мусульманам, дело до внутрихристианских противоречиий? Есть дело!
Те, кто подрывают наши духовные пространства, наши духовные корни, те, кто бесцеремонно вторгаются на нашу духовную территорию со своими «уставами», осуществляют акт «духовной агрессии» против нашей Родины, бросают вызов «духовной безопасности», и этому мы обязаны противостоять все вместе. Это типично евразийская позиция.
Но точно так же православные вместе с нами резко осуждают и псевдоисламские ереси – кровавый ваххабизм, религиозный экстремизм, приходящие из-за рубежа и соблазняющие (за приличное вознаграждение) неокрепшие души «мусульман», делающих только первые шаги возврата к вере отцов.
И такое евразийское отношение с нами разделяют и традиционные иудеи, и традиционные буддисты. Таким образом, мы вполне можем говорить о наличии общего «евразийского конфессионального поля», основанного на традициях гармонии и добрососедства.
Сегодня мы создаем политическую партию «Евразия». Почему мы поддерживаем это? Почему мусульмане России приветствуют евразийство?
Во-первых, хочу сказать, что как глава ЦДУМ России и как священнослужитель, я нахожусь над партийными разделениями. Те мусульмане, которые сделают иной политический выбор, реализуют свою свободу.
Мусульмане России участвуют в партии Евразия как граждане России, как индивидуальные лица, реализующие свое конституционное право. Я убежден, что в этой партии мусульмане России найдут действенную и правильную форму участия в общероссийской политике, смогут эффективно соучаствовать в политической жизни страны, реализовать свою волю и интересы в деле укрепления российской державности. Цели и задачи партии «Евразия», ее философия, ее структуры оптимально соответствуют интересам российских мусульман, позволяют гармонично и созидательно участвовать в общественной, партийной, политической, избирательной жизни нашей страны.
Партия «Евразия»  не разделяет, но сближает, не противопоставляет, но объединяет. И делает это грамотно, последовательно, опираясь не на конъюнктуру, но на жизненную философию – на сокровищницу евразийской мысли, на заветы наших предков.
Много было хорошего в советском периоде, много было и плохого, но в любом случае – возврата в прошлое быть не может.
Прекрасны лозунги демократии – но на деле это сплошь и рядом оборачиваются произволом, хаосом, узурпацией, олигархией, коррупций, анархией, разгулом преступности и разложением нравов.
Много замечательного на Западе – но простое копирование этого опыта, мы уже видим, чем отражается на нашей действительности.
Нет ничего лучше патриотизма и национального чувства, но без серьезной евразийской основы в многонациональной стране они могут легко выродиться в шовинизм и ксенофобию.
Сегодня мы начинаем не с нуля. Основные структуры сложились уже больше года назад и были оформлены в Общественное Политическое Общероссийское Движение «Евразия», зарегистрированное ровно год назад и успевшее сделать за этот год немало. Совместно с движением «Евразия» мы провели прямо-таки пророческую международную конференцию «Угроза ислама или угроза исламу?» в июне прошлого года, где за несколько месяцев до трагических событий в Нью-Йорке, предсказали не только перспективы экстремистского террора, но и подробно описали, заклеймив его идеологию и корни, назвали основных его носителей.
В декабре прошлого года «Евразия» активно участвовала в проведении «VI Всемирного Русского Народного Собора», где принял участие Президент России и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
Изданы десятки книг, брошюр, проведены сотни круглых столов, осуществлено множество интернетовских проектов. Все это время велась активная партстроительная работа в регионах. Партия созрела, сложилась, она затребована жизнью. В ее рядах — верующие, молодежь, интеллигенция, представители бизнеса, военные и ветераны. И это только начало.
Теперь остается только одно – активный и безустанный труд на благо Родины, Отечества: во имя его духовного и нравственного возрождения, во имя укрепления его достоинства и процветания.
Даст Бог, наши дети и внуки увидят плоды деяний своих и возрадуются.

Мира вам, счастья и Божьей помощи!


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/221