Международное Евразийское Движение
Хроника евразийства | Договор о Коллективной безопасности | Помощи ждать неоткуда, всё необходимо делать самим | 20.01.2005
    20 января 2005, 15:28
 
Бузубаев Токтасын
(заместитель генерального секретаря ОДКБ)

ОДКБ: ПОМОЩИ ЖДАТЬ НЕОТКУДА, ВСЁ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ САМИМ

Договор о Коллективной безопасности был подписан в мае 1992 года 9 государствами, после его пролонгации всего 6 государств выразили желание идти дальше вместе: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Структурно ДКБ состоит из четырёх уставных органов. В Совет безопасности входят президенты республик, они заседают раз в год. Совет министров иностранных дел и совет министров обороны - два раза. В ДКБ, в отличие от СНГ и других образований, установлена обязательность выполнения принятых решений. ДКБ работает по трём направлениям - по политической координации, по военно-техническому сотрудничеству, и по противодействию внешним угрозам.

Осенью 2003 года Договор был переоформлен в организацию, и в таком качестве формация получила статус наблюдателя при ООН. В новом виде ОДКБ участвовала в проведении выборов в республиках Казахстан и Беларусь. В политическом же направлении организация сделала возможной координацию внешней политической деятельности. Это является следствием того, что в ОДКБ существует принцип председательства по последней сессии, где проходил Совет Безопасности. В частности, в июне 2004 сессия проходила в Астане, соответственно во всех органах председательствуют представители республики Казахстан. Следовательно, представители ОДКБ, состоящие при таких западных организациях, как ООН, ОБСЕ, НАТО, действуют согласно единой выработанной позиции.

В военно-техническом и военном направлениях ОДКБ также добилась успехов. Достигнуты соглашения о военно-техническом сотрудничестве, по которым государства и члены организации могут покупать военную технику по той же цене, что и страна-производитель, приобретающая для своих вооруженных сил. В данный момент ведётся работа по расширению сферы применения этого документа на спецслужбы пограничных войск.

Бузубаев Тактасын

Релевантные ссылки:

Пресс-конференция в РИА "Новости" по итогам работы Первого Евразийского Российско-Белорусского форума

Медленный терроризм наркомании

В Астане было подписано соглашение о сохранении государственных тайн. В первую очередь это позволяет спецслужбам республик работать в формате 6 государств. Дважды в 2004, еще не подписав этого соглашения, ОДКБ проводила операции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в ходе которых оперативный состав собирался и работал по единому сценарию из единого пункта управления. Немало делается по противодействию возникающим угрозам – террору, наркотикам, оргпреступности, миграции, техногенным катастрофам.

ОДКБ – евразийская организация. Упрощая, концепция Евразийства, сформулированная Трубецким и его соратниками, своим исходным пунктом имела осмысливание и анализ причин поражения Белого движения. Лев Гумилев пришёл к теории Евразии другим путём – его понимание Евразии, сформулированное в 1927 году, и сегодня звучит актуально.

Но на практике евразийская интеграция проходит плохо. Это связано с существованием тенденции объединения государств в различные союзы. Замысел не всегда приводит к желаемому. Действительно, вызывает некоторое смущение большое количество интеграционных объединений. В этом нет ничего плохого, но дело в том, что, как признал Президент России Владимир Путин, по отношению к ним не разработана четкая политика. Простой пример: Шанхайская организация сотрудничества создавалась как экономическая организация, сейчас же ее первостепенная задача – террор. Центрально-Азиатский Экономический Союз – тоже экономическая организация, но и она занимается террором. В СНГ есть антитеррористический центр, но именно в том плане, в котором нужно, он, к сожалению, не работает. И ещё многое в этой сфере достойно критики.

Существование всех этих организаций не оспаривается, но только в условиях четкой иерархии: должно быть строго определено, кто и чем занимается, в какой степени. Показательный пример. В марте 2004 ОДКБ собирала специалистов по террору из служб безопасностей и Министерств внутренних дел. Возникла необходимость определиться со списком преследуемых террористических организаций. Его составление привело бы к созданию единой базы данных. В принципе, соглашение было достигнуто, но дело осложнил существующий в формате СНГ Совет руководителей органов безопасности – дублирование этого совета в формате ДКБ не прошло. Не оставалось ничего другого, как начать маневрировать и пытаться создать требуемый совет на уровне первых руководителей, на уровне Департаментов. Таких осложнений не было бы, если бы существовала четко установленная иерархия.

И в заключении о СМИ. Нередко сталкиваешься с таким в работе, что не иначе как отрежессированной пиар-кампанией и назвать нельзя. Против неё следует даже внести протест в проект коллективной резолюции. Простой пример. Каждый телеканал непременно сообщит, если где-нибудь в Колумбии задержат местного наркобарона с парой килограммов опия. Когда же в 2004 году государства ОДКБ провели операцию “Канал”, в ходе которой были конфискованы две тонны наркотиков, это не прошло ни по одному телеканалу.

Плохо поставлен и культурный обмен между государствами ОДКБ. Существует недостаток информации даже о соседних с Россией народах. Киргизия же и Таджикистан, так и вовсе вспоминаются лишь тогда, когда идёт речь о военной базе. ОДКБ нужно проявить больше активности в своей деятельности, и её необходимо больше освещать в прессе. Помощи, скорее всего, ждать неоткуда, всё необходимо делать самим.

Подготовлено на основе выступления
на Первом Российско-Белорусском евразийском форуме в Москве


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2174