Международное Евразийское Движение
Материалы | Кавказ | Кремль ищет стратегию выхода из кризиса в Чечне | 26.08.2001
    24 августа 2002, 19:46
 

Кремль ищет стратегию выхода из кризиса в Чечне

> Eurasia Insight :: http://www.eurasianet.org

Заканчивается второй год второй Чеченской войны. Окончательная победа российских сил над «незаконными вооруженными формированиями» все еще остается такой же далекой, какой она была в конце 1999 года. Москва, кажется, теряет свою решимость «раздавить гадину в ее гнезде» – как однажды сказал Путин. По мере того, как растет число российских потерь, усиливаются споры между военными и политиками по поводу того, как закончить войну в Чечне.

Выходящий в Москве еженедельник «Век» обрисовывает споры по Чечне, как все более и более приобретающие признаки классического столкновения между «ястребами», стремящимися к полной военной победе и «голубями», отстаивающими незамедлительное начало мирных переговоров.

К склоняющимся к военному решению является высшее российское руководство, страстно желающее удержать иллюзорную стратегическую инициативу. С другой стороны, некоторые члены высшего российского руководства, кажется, осознают, что ситуация зашла в опасный тупик, что усилило их желание мирных переговоров. Интернет-сайт «Страна.RU», который широко известен, как полуофициальный орган российского правительства, обозначил новую фазу в Чеченском конфликте, «в которой ударение будет сделано не на установлении «Конституционного порядка» военными силами, а на религиозной культурной основе конфликта, принимая во внимание традиции и специфику чеченского народа.»

Стремление к миру не обязательно означает конец войны. Российские лидеры осознают, что о прочном мире нелегко будет договориться из-за, в частности, отсутствия сильного партнера по переговорам со стороны чеченских сепаратистов. В своих поисках решения конфликта Кремль теперь обратился к поискам влиятельного чеченского собеседника, который не только смог бы подписать мирные соглашения, но, что более важно, также смог бы гарантировать строгое выполнение всех пунктов договора.

В этом контексте ...публикация в «Независимом военном обозрении» от 3 августа статьи, озаглавленной «Новый лидер Чечни?» не может не рассматриваться как очень симптоматичная. Этот «новый лидер» и возможный партнер за столом переговоров, согласно Валерию Иванову, автору этой статьи, Хож-Ахмед Нухаев, влиятельный чеченский политик и разработчик довольно экстравагантного мирного плана. «В поисках пути по выходу из Чеченского тупика, – пишет Иванов, – Кремль, кажется, проявляет интерес к Нухаеву и его плану».

Некоторые российские публикации описывают Нухаева как живую легенду. Он был студентом юридического факультета МГУ в 70-х годах и заслужил репутацию босса в московской мафии в 80-х. Он служил на разных должностях в правительстве чеченских сепаратистов в течение 90-х. Его колоритная карьера стала предметом документальных фильмов, представленных на международных фестивалях, включая голландский «Строительство новой империи» Юса де Путтера и польский «Настоящий крестный отец» Макрона Мамона. Кроме того, автор Фредирик Форсайт использовал образ Нухаева как прототип для документального фильма о российской мафии «Икона». Нухаев, до сих пор официально разыскиваемый российскими правоохранительными органами, прибыл в Москву в конце июня. Жил в фешенебельном Президент-Отеле и участвовал в конференции под названием «Исламская угроза, или угроза исламу». На этом собрании он поделился своими выводами, как урегулировать кризис в Чечне.

Вкратце, Нухаев хочет разделить Чечню на две чести – Северную (равнинную) Чечню, которая остается в сфере юрисдикции Российской Федерации и относительно автономную южную (горную) Чечню. Нухаев аргументирует это тем, что Южная Чечня является очагом неприменимого сопротивления, и что горные чеченцы, являющиеся носителями убежденными сторонниками исконных национальных традиций, отвергают всякую форму государственности, какой бы она не была – то ли будет «Российский конституционный порядок» или ваххабитское государство.

По замыслу Нухаева Южная Чечня не станет независимым государством, признанным международным правом, но будет признана Москвой «самоуправялющая теократическая территория». Легко заметить, что эта идея привлекательная для обеих сторон. Москва не поступается «священным принципом территориальной целостности», в то время как чеченские горцы, наконец, добиваются заветной цели – свободы, понимаемой как свободой жить в соответствии со своими обычаями и традициями.

Было, по крайней мере, три темы выступления Нухаева, которые несомненно привлекли внимание кремлевских аналитиков. Он обозначил себя как борец за евразийскую идеологию. Необхолдимо отметить, что конференция была организована всероссийским политическим движением «Евразия», возглавляемое известным проповедником неоевразийства философом Александром Дугиным. С самого начала Дугин заявил, что евразийцы полностью поддерживают все Путинские реформы и что со своей стороны готовы вооружить власти новой русской национальной идеологии, которой, конечно, является евразийство.

Во-вторых, Нухаев пытается предстать антизападником в целом и антиамериканцем, в частности. Изображая Россию и Чечню традиционными обществами, противоположными современному западному, Нухаев доказывает, что «природа традиционного общества такова, что оно отвергает бездуховные западные ценности.» Это, по его мнению, то, что объединяет Россию и Чечню, для России, также не желающей быть сателлитом Америки в процессе глобализации.

«Если не будет мира между Чечней и Россией, все мы будем получать приказы из Вашингтона», говорит он. Позднее в интервью «Московским новостям» Нухаев говорит: «стратегически, мы партнеры. Вот почему я не хочу поражения России. Это немедленно усилило бы Запад».

Наконец, Нухаев недвусмысленно осуждает ваххабизм и все, что связано с так называемым «новым исламом», что открыто противопоставляет его позицию таким лидерам чеченских бойцов как Шамиль Басаев и Хаттаб. «Ваххабизм подрывает чеченский традиционализм изнутри», – говорит Нухаев.

Пока неясно, полностью ли поддерживает Москва Нухаева. Кремль несомненно. В сентябре 2001 года российская ФСБ описала Нухаева как «одного из координаторов шпионско-подрывной деятельности против России в Чечне». Его быстрое преобразование в евразийство, также как его новые антизападные сентенции, также выглядят подозрительно.

Нухаев также имеет тесные связи с западными лидерами. В свою бытность одним из высших должностных лиц в Чечне Нухаев инициировал несколько крупномасштабных инвестиционных проектов – Кавказский Общий Рынок, Кавказско-Американскую палату промышленности и коммерции и Транскавказский энергетический консорциум, объединяющий американские, британские, польские и саудовские компании. В одно время среди советников этих образований были очень известные западные политики, включая лорда Мак-Альпина, бывшего казначея «тори», Жак Аттали, бывший президент Европейского банка реконструкции и развития. Когда ФСБ случайно обнаружила архив Нухаева в мечети чеченского села Гелдаген в конце 2000 года, оперативники среди бумаг нашли фотографии Нухаева с Маргарет Тэтчер и другими европейскими политиками.

Несмотря на очевидные беспокойства, у Москвы, кажется, нет альтернативы Нухаеву. Согласно «Независимому военному обозрению» «Кроме проекта Нухаева, Москва не имеет никакого другого приемлемого плана мирного урегулирования в Чечне».

Игорь Торбаков

Примечание редактора: Игорь Торбаков – внештатный журналист, специализирующийся на политических взаимоотношениях в СНГ. Он окончил исторический факультет МГУ, имеет степень Академии наук Украины. Был сотрудником Института Кеннана Международного исследовательского центра Вудро Вильсона по программе обмена учеными в 1995 г.; был сотрудником Исследовательского центра Института русской истории Российской академии наук в Москве 1988-1997 гг.; киевским корреспондентом в выходящей в Париже газете «Русская мысль», 1998-2000 гг.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/217