Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Российская газета'' | Проект «Великого Ближнего Востока» и его враги | 14.01.2005
    15 января 2005, 01:58
 
Александр Дугин

ПРОЕКТ "ВЕЛИКОГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА" И ЕГО ВРАГИ

Опубликовано в "Российской газете" №4 (3673), 14 января 2005 г.

Среди всех прогнозов в отношении Ближнего Востока особого внимания заслуживает проект американских консерваторов, который получил название "Великий Ближний Восток" (Greater Middle East). Он был подготовлен весной 2004 года, а в июне обнародован Джорджем Бушем на Стамбульском саммите НАТО. Этот проект дает американскую трактовку всей ситуации, определяет основные моменты американских интересов.

Показательно, что этот проект не только вызвал бурю возмущения в арабском и исламском мире, но и встретил жёсткое сопротивление со стороны Франции, и мягкое - со стороны Берлина.

Исламский мир и образ "глобального врага"

Проект "Великого Ближнего Востока" основан на геополитической концепции американских правых неоконсерваторов о необходимости найти нового "глобального врага". После краха СССР и резкого ослабления России США понадобился новый претендент на роль "империи зла", и эта роль постепенно отошла исламскому миру. Демонизации мусульман в глазах американских стратегов помогли теракты исламских экстремистов 11 сентября: реальность американской трагедии подтверждала теоретические конструкции неоконсерваторов. Яснее всех эту позицию сформулировал неоконсервативный теоретик - очень влиятельный в республиканских кругах - Майкл Ледин. Его мысль сводится к следующему: "современный исламский мир - это новое издание фашизма", но "фашизм играет без правил", следовательно, победить "фашизм (т.е. исламский мир) можно только с помощью фашизма (т.е. крайне жёстких и агрессивных действий, попирающих - ради "благих" целей - некоторые основополагающие нормы демократии)". На протяжении последних 20 лет Майкл Ледин настаивал на американском вторжении в Афганистан и Ирак, на объявлении войны Ирану, Сирии, Ливану и, в перспективе, даже Саудовской Аравии. Некоторое время официальный Вашингтон от него отмахивался, но с конца 90-х годов прошлого столетия всё пошло именно по его сценарию, а события 11 сентября 2001 года сделали Ледина "политическим пророком" американских ястребов-республиканцев.

Российская газета Великий Ближний Восток

Релевантные ссылки:

А.Дугин: Православные русские люди союзники мировой "Армии Махди"

Тунджер Кылыч: Будущее и безопасность большого Ближнего Востока и Евразии

Великий Ближний Восток Концепция "Великого Ближнего Востока" сформулирована в той же неоконсервативной лаборатории идей, что и остальные проекты Ледина. Её смысл: прямое силовое вторжение американской военной и политической системы в исламский мир; свержение исламских режимов, отказывающихся активно сотрудничать с США; военные действия против Ирана, Сирии, Ливана, позже Саудовской Аравии; жёсткое подавление в исламских странах, лояльных Вашингтону, любых признаков политической исламской оппозиции. Враг понятен: политический ислам, приравненный к "фашизму". Методы понятны: военно-политическое, дипломатическое и экономические давление США на упорствующие арабские режимы. Цель понятна: установление в исламском мире либерально-демократической светской проамериканской политической системы. Таким образом, проект "Великого Ближнего Востока" есть прямое объявление войны всему исламскому миру, чьи политически режимы - как радикальные, так и умеренные и относительно проамериканские - оказываются в такой ситуации "козлами отпущения" и "зданиями, подлежащими сносу".

"Американский порядок" против арабских интересов

Можно задаться вопросом: почему США берут на себя роль арбитра в столь сложных вопросах? Прямолинейная ментальность Буша и Вашингтона отвечает: мы выиграли "холодную войну" и отныне имеем право устанавливать во всём мире наш собственный "американский порядок"; кто не согласен, пусть попробует возразить - смотри судьбу Афганистана - муллы Омара, или Ирака - Саддама Хуссейна; право силы, приравненное Вашингтоном к "торжеству исторической справедливости".

Что может возмущать в таком проекте арабские страны региона, вполне понятно. Им просто предъявлен ультиматум: либо вы отказываетесь от своего политического суверенитета, религиозно-культурной и социальной самобытности в пользу США и светского либерал-демократического устройства, либо вам будет объявлена война. "Аль-Каеда", "Талибан" и тоталитарный режим Саддама Хассейна - как очевидные "образы зла" - оправдывают (должны оправдывать!) жёсткое поведение Вашингтона: "с волками жить по волчьи выть". В который раз создаётся впечатление, что радикальные исламисты просто подыгрывают США в реализации их мирового господства, снабжая противника "неопровержимыми аргументами". От арабов Америка требует не просто конкретных уступок в политической или экономической областях: ей нужно всё и немедленно, особенно нефть.

Арабский мир и Европа

Но что проект "Великого Ближнего Востока" несёт Европе и России? Внимательное рассмотрение этой темы объясняет жёсткую позицию Франции, сделавшей ставку на повышение геополитической самостоятельности Евросоюза. Дело в том, что Джордж Буш старается сделать конфликтный, фактически экстремистский проект "Великого Ближнего Востока" делом не просто Америки, но всего Запада, всех стран НАТО. Иными словами, в жёсткий конфликт с исламским миром планируется вовлечь не только собственно США, но и Евросоюз, и даже Россию. В такой ситуации Вашингтон получает уникальную возможность "загребать жар чужими руками" и закладывать мину под развитие исламско-европейских (исламско-российских) отношений. Если Европа выступит в этом проекте на стороне США, в рамках т.н. "евро-атлантического сообщества", она нанесёт непоправимой ущерб развитию своих собственных партнерских отношений с арабским миром - важнейшим поставщиком энергоносителей в Европу и объективным геополитическим союзником в деле становления Евросоюза самостоятельным геополитическим субъектом. Арабский мир - традиционный геополитический партнер именно европейского полюса, а соучастие Евросоюза в заведомо конфликтной вашингтонской модели "Великого Ближнего Востока" вполне может разорвать (хотя бы на время) эту историческую и географическую преемственность.

План для России неприемлем

Для России этот проект абсолютно неприемлем, поскольку он предполагает усиление прямого американского влияния в зоне Центральной Азии - в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, а также в Афганистане. Мало того, что, поддержав этот, план Россия окончательно испортит свои отношения с арабским миром, нашим традиционным союзником, так он ещё фактически подразумевает передачу инициативы в области российских геополитических интересов в "ближнем зарубежье" трансатлантическому полюсу. Показательно, что российский Президент не принял участия в Стамбульском саммите: это стоит расценивать как выражение "молчаливого неодобрения", которое не получило более явной расшифровки в российской дипломатии исключительно в силу общей растерянности Москвы перед лицом столь откровенной и, по сути, враждебной для нас, международной политики Вашингтона, который совсем недавно многими российскими экспертами-международниками расценивался как "союзник" и "старший партнер".

Турция станет "козлом отпущения"

Катастрофическим этот план выглядит и для Турции, к которой - формально - Вашингтон крайне расположен в рамках этого проекта; Буш превозносит Турцию как "образец исламского государства, преданного идеалам светскости и демократии". Это очень опасные похвалы, так как дальнейшее следование Анкары в русле американской стратегии в регионе сделают её объектом ненависти во всем исламском мире, а также даст неоспоримый аргумент внутренней политической оппозиции в Турции, где большую роль начинают играть настроения политического ислама. Участие в проекте "Великого Ближнего Востока" грозит Турции нарушением того хрупкого баланса между светским национализмом кемалистской государственности и исламской культурой масс, на котором основана вся политическая история современной Турции. Показательно, что Жак Ширак жестко оппонировал на саммите НАТО в Стамбуле настойчивости Буша на о принятии Турции в Евросоюз. Формально полемика выглядела так: Ширак заявил о том, что "кого принимать, а кого не принимать в Евросоюз, это дело европейцев, а не американцев". По сути же, между США и Евросоюзом в отношении Турции существуют более фундаментальные геополитические трения: пока Анкара ориентируется на Вашингтон, Париж и Берлин будут препятствовать этому процессу. Интересы объединенной Европы лежат в области геополитического партнерства с исламским (в первую очередь, арабским) миром. И Турция в этом вопросе должна определиться: либо на стороне Европы, либо на стороне США. Не говоря уже о том, что США намеренны использовать в своих целях тезис о создании Курдского Государства, что есть ничто иное, как нож в спину Турции, хотя формально направлено против Ирана.

Место Израиля

Очень уязвимой в перспективе строительства "Великого Ближнего Востока" становится и позиция Израиля. Чем больше Израиль позиционируется в такой ситуации как "enfant cheri", "баловень" США, тем больше обостряются его противоречия не только с традиционно враждебным арабским миром, но и с исламским миром в целом, и в перспективе с Евросоюзом и Россией. Приняв неокнсервативную концепцию Майкла Ледина и ответив "фашизмом на фашизм", Израиль очень рискует тем, что на этот раз его не поддержат ни демократическая, "кантианская" Европа, ни дружественная постсоветская Россия. Т.е. не приобретя друзей и не сохранив старых партнеров, Израиль рискует в свою очередь стать "козлом отпущения" в неосуществимых и авантюрных на сегодняшний день американских планах по установлению единоличного мирового господства.

Контуры объективной оппозиции

Одним словом: проект "Великого Ближнего Востока" - ничто иное, как стремление посеять вражду между объективными союзниками и переложить проблему с "больной головы на здоровую". Если США не справляются с бременем "мирового господства", то это можно понять и помочь им в разделе зон ответственности. На это готовы и Европа, и Россия, и исламский мир, и Турция, и Израиль. Но если США продолжат упорствовать, то им придется столкнуться с совершенно новой - евразийской - формой антиамериканской коалиции: сам того не ведая, Вашингтон заставляет искать общих точек соприкосновения те геополитические силы, которые ранее и не помышляли о сотрудничестве и общей стратегии.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2163