Международное Евразийское Движение
Регионы | Республика Саха (Якутия) | Евразийский экономический клуб | Вклад Якутии в развитие северной цивилизации Евразийского континента: аграрный аспект| 11.12.2004
    11 декабря 2004, 19:21
 

Релевантные ссылки:

Евразийский экономический клуб

Саха-Евразия [Евразийство в Якутии]

Экономические аспекты неоевразийства

Евразийский путь развития – это единственный путь для народа Саха

ВКЛАД ЯКУТИИ В РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО КОНТИНЕНТА: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ

Современные политики и экономисты, когда пытаются оценить роль и место России в мировой экономической и политической системе, часто рассматривают лишь Европейскую её часть, которая принимала активное участие в развитии и становлении современной европейской техногенной цивилизации. Развитие в последние века всей мировой цивилизации под подавляющим превосходством ее европейской части делал такой подход вполне приемлемым и до последнего времени вполне адекватным. Север Азиатской части нашей страны в таких прогностических оценках серьезно не принимался и часто не принимается и сейчас во внимание в силу неразвитости ее инфраструктуры и малонаселенности территории.

Использование только исторического опыта государства со времени появления на геополитической карте мира Московского княжества неизбежно приводит к неправильным оценкам. На самом деле история Евразии, а значит и прошлый опыт человеческой цивилизации, которую нужно обязательно учитывать при прогнозировании будущего развития современного российского государства, не ограничивается возникновением в ее западной части маленького удельного государства. Она начинается намного раньше и относится к тому времени, когда в разных концах евразийского континента возникли обособленные земледельческие цивилизации, которые при своем развитии вступили в неизбежный конфликт с кочевой евразийской цивилизацией, владеющей Великой Степью. Великая Степь выступала в то время в роли Мирового Океана и была первым коммуникационным пространством, в котором возникла современная Евразийская цивилизация.

Между тем, официальная российская геополитическая и экономическая науки до сих пор полностью не воспринимают эти базовые идеи, на основе которых наши соседи строят свою геополитику [5,8]. Поэтому строить будущее России без учета ускоренного и полного развития Азиатской части, как пытались это сделать за последние десять лет экономисты, приверженцы либеральной экономики [2], недопустимо с точки зрения геополитики и близоруко с точки зрения будущего развития страны. На наш взгляд, нужно в корне изменить существующий взгляд на эту часть России как на территорию, непригодную для комплексного хозяйственного освоения.

Ректор Института региональной экономики Егор Григорьевич Егоров рассказывает о работе Института, о проблемах сельской местности, о трудностях и успехах модернизации. Он приводит пример модернизации. «Якуты испокон веков строили хотоны (жилища для скота) вплотную к балагану (дому, шатру). В морозы женщинам удобно навещать скотину. Советская власть заставила удалить хотоны от балаганов. Насильно и с трудом. Но они остались на территории участков, дальше их относить совсем холодно – зимой морозы кое-где в Якутии достигают 70 градусов ниже нуля!» Егоров продолжает: «Сейчас от нас требуют сделать следующий шаг в модернизации – удалить хотоны радикально и совсем далеко, довести модернизацию до конца.»

«Зачем?», спрашивает лидер евразийцев.»

«Как зачем?!», удивляется директор и доктор экономических наук Егоров, «Модерниазация, однако!»

Лекция Дугина в Институте региональной экономики Республики Саха (Якутия) и создание филиала «Евразийского экономического клуба»

Владимир Капустин "Анализ модернизации нефтеперерабатывающей отрасли стран СНГ"

ЭКОНОМИКА: ЕВРАЗИЙСКИЙ ПАТЕРНАЛИЗМ

Жан-Марк Вивенза "От формальной доминации капитала к его реальной доминации"

Святослав Михайлов, Лилиана Михайлова - Руководитель якутского филиала МЕД, Руслан Васильев - Заместитель Министра Предпринимательства Республики Саха, Руководитель филиала Евразийского экономического клуба в Якутии

Немалая часть России относится к северным территориям и в ХХI веке эти малонаселенные территории могут обеспечить экономический прорыв нашей страны при разумной политике в области промышленности и сельского хозяйства. С одной стороны, богатства недр северных территорий являются гарантией стабильного развития страны в течение столетий, при грядущем истощении природных ресурсов в мире, а с другой стороны, не все возможности использованы и в развитии сельского хозяйства России, которая должна обеспечить в ХХI веке свою продовольственную независимость и самодостаточность.

Нами, россиянами, практически забыт и не используется уникальный опыт наших предков – евразийцев в области сельского хозяйства. Тогда как, сельский общинный труд, а не работа наемного пролетария на промышленных предприятиях и не посредническая деятельность маргинального урбанизированного городского населения, является исторической основой российской трудовой и социальной культуры. Сельский общинный быт заложил основу духовной и трудовой этики большинства евразийских этносов, нравственный код и социальную психологию наших предков, освоивших первое коммуникационное пространство цивилизации – Великую Степь и создавших современное геополитическое пространство Евразийского континента, который западные геополитики называют Сушей [5].

Следовательно, сельскохозяйственный сектор не должен рассматриваться в узко экономической перспективе, а должен учитываться как геополитический фактор. Даже в том случае, если сельскохозяйственный сектор будет в определенной степени дотационным, его необходимо сохранять, развивать и расширять, так как здесь находятся зоны духовного, психологического и нравственного возрождения евразийских народов, в том числе и народа саха. Республика Саха (Якутия) является крупнейшим в территориальном и экономическом отношении регионом, занимающим 1/5 часть территории России и 30% её северных территорий. В республике производится более 25% от общего объема ВРП по ДВФО, и по этому показателю она занимает I место среди его субъектов. Доля объема промышленной продукции в 2002г. составила 29,1%, а производства продукции сельского хозяйства – 22,5% [15, с.33].

В Якутии находится самая северная граница разведения крупного рогатого скота и лошадей и самые северные скотоводы мира – это народ саха. В мире нет другого такого народа, который смог бы в таких суровых климатических условиях Крайнего Севера создать симбиозную с окружающей природной средой скотоводческую цивилизацию и использовать полностью этноландшафтный ресурс территории своего проживания. В современных условиях развития, когда человеческая цивилизация ищет пути перехода на устойчивый путь развития, этот уникальный опыт народа саха может быть более широко востребован и использован в других северных регионах России.

К сожалению, как в России, так и за ее пределами, мало известен народ саха, как внесший выдающийся вклад в развитие северной цивилизации. На самом деле, он впервые в истории организовал на Крайнем Севере разведение крупного рогатого скота и табунного коневодства. Процесс проникновения степной цивилизации, созданной евразийцами на пространстве Великой Степи, на Крайний Север длился в течение нескольких столетий. Изучение этого уникального опыта могло бы дать ответы на многие актуальные вопросы.

Профессор Г.В.Ксенофонтов еще до войны в своем труде «Ураангхай сахалар» [10] первым из исследователей разделил освоение территории переселенцами из Прибайкалья в Якутию на два этапа. Первый – освоение территории Якутии тюркоязычными пешими охотниками и оленеводами, которые в поисках пушнины добирались из Прибайкалья до Жиганска. Потомками этих людей Ксенофонтов считал оленских и вилюйских тунгусов. Второй - постепенное проникновение мелких групп скотоводов на Вилюй, а затем переселение основной массы скотоводов через бассейн реки Вилюя на Лену. Для доказательства своей гипотезы Г.В. Ксенофонтов использовал не только этнографические и исторические данные, собранные им лично в экспедиционных поездках по территории Якутии, Туруханского края и Иркутской области. Им доказана неразрывная связь природы с хозяйством, а значит и с численностью народа, рассчитана экономическая база разного типа натуральных хозяйств, проведены экономические параллели хозяйств иркутских бурят скотоводов, иркутских крестьян и народа саха.

К приходу русских большая часть народа саха занималась табунным коневодством, на что указывает донесения первых казаков. В 1634 году казаки писали Московскому царю Михаилу Федоровичу: «…земля велика, и людна, и конна» [14]. Это же обстоятельство отметил академик А.Ф. Миддендорф: «…якуты были коневодами. Такими хорошими наездниками, содержащими по несколько тысяч лошадей, они и доселе остаются в главных местах своего пребывания» [13]. Исторические документы показывают, что в ХVII веке у якутов было больше лошадей, чем рогатого скота. Руководитель Вилюйской экспедиции Р.К. Маак написал в своей книге «Вилюйский округ», «что лошадь для якута есть не только рабочая сила, но и важный источник продовольствия, так как якуты не только большие любители конского мяса, но сверх того употребляют в огромном количестве квашеное кобылье молоко» [12,с.122]. Массовое распространение рогатого скота на территории Якутии началось, судя по современным археологическим находкам, с XIV века и с территории Ленско-Амгинского междуречья. В течение пяти веков народу саха удалось создать необходимый для скота крупного рогатого скота ландшафт. Основной исконно традиционной отраслью хозяйства предков саха являлось до 14 века коневодство. «Якуты - писал А.Ф. Миддендорф, сумели распространить лошадь до берегов Ледовитого океана, и притом на самом крайнем севере-востоке. Из пастухов они сделались скотоводами. Со своим скотом они пробрались в такие бесприютные местности, где им приходится заботиться о жилье и запасах сена на зиму» [13].

Появление реальной возможности освоить более продуктивный способ скотоводства - разведение крупного рогатого скота, побудило народ саха больше заниматься изменением ландшафта. Разведение крупного рогатого скота распространилось по всей пригодной для этого территории Якутии, вплоть до побережья Ледовитого океана.

Якуты создали на Севере приспособленную к суровым условиям культуру - самобытную культуру разведения лошадей и крупного рогатого скота. Наиболее почитаемым главным занятием якутов было разведение лошадей и выведение уникальной якутской породы, отличающейся тем, что зимой она находится на тебеневке, то есть на подножном корму. Разведение крупного рогатого скота постепенно стало одним из главных занятий якутов на Севере. Скот содержался в стойловый период в течение 8-9-ти месяцев в хотонах (коровниках), для этого организовывалась заготовка сена вручную, в летний период - в сайылыках (летниках). Был создан своеобразный способ, сочетающий стойловое и сайылычное содержание скота.

Развитие животноводства с заготовкой кормов на зимнее содержание связано с культурой ухода за сенокосными и пастбищными угодьями (огораживание, спуск водоемов или, наоборот, орошение сенокосов, очистка кустарников, кочек, палы). Якуты в условиях Севера вывели северную породу крупного рогатого скота, которая отличается выносливостью (зимнее содержание в неотапливаемых хотонах), небольшим весом и минимальной потребностью в кормах – одна тонна сена на голову в течение стойлового периода (8-9 месяцев), высокой жирностью молока и питательным мясом. Якутская порода коров в летний период быстро набирает вес и дает максимальную продукцию. Очень важно то, что народ саха создал самобытную, приспособленную к северным условиям технологию производства и заготовки мясомолочной продукции (кумыс, суорат, чохон, тар и т.д.). Переход от мясного коневодства к молочному животноводству сопровождался заменой основной мясной пищи с небольшим употреблением молока к мясомолочной пище с преобладанием молока и молочных продуктов. В 1828-1830гг., по данным Второй ясачной комиссии в Якутской области на каждого якута приходилось почти по одной лошади и 1,7 головы крупного рогатого скота. В 1917 г., по данным сельскохозяйственной переписи, в хозяйствах якутов содержалось 459,8 тысяч голов крупного рогатого скота и 121,4 тысяч голов лошадей, т.е. на душу приходилось 2,09 и 0,55 голов соответственно [17, с.122].

Общее поголовье скота в республике в 1938 г. по отчету СНК ЯАССР составляло 792,7 тыс. голов, из них в колхозах значилось 585,5 тыс. голов, и в совхозах – 34,8 тыс. голов. В 676 товарных колхозных фермах содержалось 55,4 тыс. голов скота [16, с.173].

Несмотря на спад сельского хозяйства в Якутии с 1990 года, также как и во всей России, данные за 2002 год показывают, что сельское хозяйство РС (Я) сохранило ведущее положение среди остальных северных регионов России. Основной причиной этого является то, что ЛПХ населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и сохранившиеся сельскохозяйственные коллективные предприятия республики используют опыт предков по экстенсивному разведению крупного рогатого скота и лошадей. О чем можно судить, в первую очередь, по показателям спада численности поголовья скота в северных субъектах РФ.

Таблица 1

В 2002 году численность крупного рогатого скота в северных регионах России по сравнению с 1990г. снизилась в: Республике Карелия – на 61,7%, Республике Коми – на 60,2%, Архангельской области – на 70,5%, Мурманской области – на 75,8%, Магаданской области – на 87,0%, Чукотском АО – на 94,4%, Республике Саха (Якутия) – 27,0%. Как видно из таблицы 1, в 2002 году в Якутии содержалось 298,7 тысяч голов скота, тогда как во всех остальных северных регионах осталось только 239,5 тысяч голов. Эти данные показывают, что интенсивное животноводство в северных субъектах не имеет перспектив.

Как видно из следующей таблицы, особенно значительный спад сельскохозяйственного производства допущен в Магаданской и Чукотской областях. А в других, более климатически благоприятных северных областях РФ спад сельскохозяйственного производства в целом был менее значителен, так как в них животноводство занимает небольшую часть производства.

Таблица 2

В северных областях России нет коренного народа, который бы имел многовековой опыт экстенсивного разведения крупного рогатого скота в северных условиях. В рыночных условиях невозможность государственной поддержки интенсивных форм животноводческого хозяйства вызвала резкий спад сельскохозяйственного производства повсеместно на Севере России. И это несмотря на то, что остальные секторы сельского хозяйства в некоторых субъектах сохранились лучше, чем в Якутии. Но основной спад произошел за счет распада интенсивного животноводства.

Как видно из данных таблицы 2, Архангельская область, откуда происходит холмогорская порода скота, в 1990 году производила столько же продукции, что и Республика Саха (Якутия). В 2002 году эта область производит только 67 % сельскохозяйственной продукции Республики Саха (Якутия). Магаданская область вместе с Чукотским Автономным Округом в 1990 году производили 47%, а в 2002 году стали производить лишь 9% сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ населения в Республике Саха (Якутия).

Таким образом, имеющееся в данное время поголовье скота в республике далеко не предел возможного. Для обеспечения гарантированной продовольственной самодостаточности Севера России следовало бы немедленно начать работы по дальнейшему развитию традиционного экстенсивного северного скотоводства с использованием исторического опыта народа Саха, с выделением для этого необходимой государственной поддержки. Местные породы скота, в том числе и полученные путем скрещивания с симментальскими, холмогорскими породами российского скота, и, в первую очередь, якутскую породу лошадей или их полукровок, следует использовать для сельскохозяйственного освоения северных российских территорий и создания новых местных пород, приспособленных для северных условий и выведенных в условиях экстенсивного скотоводства.

Разведение крупного рогатого скота и лошадей, а также растениеводство (кормопроизводство), охотничий и рыбный промыслы являются традиционными отраслями природопользования (занятиями), коренного населения (якутов, местных русских и др.), также как оленеводство, охотничий и рыбный промыслы для коренных малочисленных народов.

Следовательно, животноводство и земледелие, вообще сельское хозяйство, должны относиться к традиционным отраслям, определяющим образ жизни коренного якутского населения. Поэтому сельское хозяйство для коренных народов Севера, включая народ саха, должно иметь статус федеральной государственной поддержки. Сельскохозяйственные угодья (не только оленьи пастбища, но и сенокосы и пастбища для крупного рогатого скота, коневодства, леса, озера, реки (т.е. охотничьи и рыболовные угодья) должны относиться к объектам традиционного природопользования и охраняться права коренных народов на эти объекты.

Культурно-исторический вклад народа саха в развитие северной цивилизации заключается в создании самобытной северной системы жизнедеятельности народов, экономической основой которой является разведение крупного рогатого скота и лошадей, а также развитие земледелия в условиях Крайнего Севера. И чтобы мировое сообщество признало вклад народа саха в развитие северной цивилизации, следует провести фундаментальные комплексные научные исследования с участием специалистов разных научных направлений.

Е.Г. Егоров – директор Института региональной экономики АН РС (Я), доктор экономических наук, профессор, академик Академии наук РС (Я), член Евразийского экономического клуба

А.И. Кривошапкин, старший научный сотрудник, активист Международного «Евразийского Движения» в Республике Саха

М.М. Никифоров, старший научный сотрудник.

Список использованной литературы:

1. Абрамов. А.Ф. Эколого-биохимические основы производства кормов и рационального использования пастбищ в Якутии. Новосибирск. 2000 г., 208 с.
2. Банковские системы в реформирующихся экономиках. Россия в контексте зарубежного опыта – С. Петербург, ДБ. 2001 г., 747 c.
3. Башарин Г.П. Общественный строй якутов начала ХVIIв. – Вопросы истории, 4, 1950 г.
4. Башарин Г.П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины Х1Х - начала ХХ века. Якутск. 1974г. 216 с.
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.-М.: Международные отношения. 1998 г., 256 с.
6. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Русские горки: Конец Российского государства-М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига». 2004 г., 556 с.
7. Дугин А. «Проект Евразия» - М.: Эксмо, Яуза. 2004 г., 512 c.
8. Девятов Андрей Китайская специфика: как понял ее я в разведке и бизнесе.- М.: Муравей. 2002 г., 336 с.
9. Калашников М. «Вперед, в СССР-2-М.: Эксмо, Яуза. 2003 г., 416 c. 10. Ксенофонтов Г. В.Ураангхай-сахалар Том 1. 2-я книга. Национальное книжное издательство РС (Я). 1993 г., 317 с.
11. Мухин Ю. «Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно.» М.: Издательство «Гарт». 1993 г., 288 c.
12. Маак Р.К. Вилюйский округъ Якутской области. Часть II, Издание С.Петербург. 1886 г., 368 с.
13. Миддендорф А.Ф. «Путешествии на север и восток Сибири», г. Санкт-Петербург. 1878 г., часть II, 618 с.
14. Миллер Г, сочинение «Описание Сибирского царства». 1750 г.
15. Регионы России. Статсборник. Социально-экономические показатели. Госкомстат России. 2003г., 895с.
16. Якутия. Хроника, факты, события: 1917-1935 г. ч.2/Ком. гос. архив. службы при Правительстве Респ. Саха (Якутия). Нац. Арх. Респ. Саха (Якутия); [Сост. А.А. Калашников] – Якутск: Бичик, 2004г., 328 с., ил.
17. Якутия ХХ век в зеркале статистики. Госкомстат РС (Я), официальное издание. Якутск. 2001г. 292 с.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2113