На войлок, авангардный и в то же время глубоко народный, по мысли художника, материал, Алексей Беляев-Гинтовт перенес и картинки из советских мультфильмов. Волокнистая серая материя, на которую по трафарету перенесены кадры, удивительно похожа на зернистую фактуру старой пленки, особенно заметную при демонстрации фильмов на видеоэкране, как это происходит в галерее. Художник признался, что нашел кассету с мультфильмами конца 1930-х годов на «Горбушке». И находка не могла не вызвать прилива творческого энтузиазма.
Поражает в этих фильмах не столько экзотика самого жанра агитационного лубка, сколько изобретательный эклектизм, только прикидывающийся цельным и простодушным сталинским соцреализмом. Кажется, что даже в 1937-1938 годах, которыми датированы фильмы, в рядах советских мультипликаторов скрывались недобитые авангардисты-формалисты. Все бои, которым посвящены эти страницы — будь то битвы Красной армии с белогвардейцами, наступление колхозов на кулаков или сокрушительный отпор японским интервентам, данный охотником Федором, его малолетним сыном и собакой, оказываются сражениями несовместимых эстетик. Отрицательным персонажам, нарисованным в стиле кукрыниксовских карикатур, противостоят былинные витязи в буденовках на скакунах с развевающимися гривами, изображенные в стиле «Красного Палеха», шеренги ополченцев, позаимствованные с «Обороны Петрограда» Александра Дейнеки, всадник с пачки «Казбека». А боевые танки-самолеты нарисованы с той еще авангардистской любовью к машине, которой позавидуют дизайнеры всевозможных бластеров и космических кораблей из нынешних анимационных боевиков.
Причем чем положительнее персонаж, тем статичнее анимация и лаконичнее графика. Извиваться, гримасничать и иметь гротескно-неповторимые образины подобает только силам зла. Силы добра выступают, как правило, монолитными массами — слаженно развеваются знамена, медленно поворачиваются стволы пушек. А высшее воплощение добра – Сталин и Ленин присутствуют в виде неподвижных силуэтов. Иконам не подобает превращаться в мультяшки.
Алексей Беляев-Гинтовт переносит на свои войлочные панно только силы добра. Маршируют дейнековские ополченцы, черным по красному проступают силуэты вождей, высятся монументальные ГЭС, поворачивают рычаги огромных машин рабочие, и наш паровоз вперед летит, минуя шлагбаум с надписью «Первая пятилетка». Никаких кукрыниксовских интервентов, даже никаких вставших на сторону добра мультяшных зверушек вроде собачки охотника Федора. Сразу и не заподозришь, что это кадры из мультиков. Действительно, столь безукоризненный большой стиль, который удалось сцедить с горбушкинской кассеты господину Беляеву-Гинтовту, на самом деле может иметь только контрабандное происхождение. «В наше бесстильное время любой стиль является преступлением»,— заявил художник на вернисаже, в очередной раз наслаждаясь отыскавшейся в одном из мультиков сценой триумфального строительства гостиницы «Москва», ныне снесенной.
ВНИМАНИЕ!
ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ БЕЛЯЕВА-ГИНТОВТА "БОЕВЫЕ СТРАНИЦЫ"
В Крокин-галерее
4 ноября-5 декабря 2004 года
Адрес экспозиции:
119180 Москва улица Большая Полянка 15
9590141 9590138