Международное Евразийское Движение
Материалы | Кавказ | Ветеран СВР и чеченский сепаратист торопят Россию и Чечню присоединиться к силам против ваххабитов и США | 27.08.2001
    24 августа 2002, 19:13
 


The Jamestown Foundation :: http://www.jamestown.org

Ветеран СВР и чеченский сепаратист торопят Россию и Чечню присоединиться к силам против ваххабитов и США

28 июня прошла конференция, вызывающе названная «Исламская Угроза или Угроза Исламу?», поддерживаемая новым социально-политическим движением «Евразия». Само движение «Евразия» было открыто с большой помпезностью в апреле этого года. Российские средства массовой информации тем временем отметили среди делегатов, посетивших конференцию, «беспрецедентное число ветеранов спецслужб и [российских] структур власти» (SMI.ru, 28 июня).

Ведущим идеологом организации «Евразия» является философ и геополитик Александр Дугин, которого Стивен Шенфилд в недавней своей книге «Российский Фашизм: Традиции, Тенденции, Движения» (Armonk, Нью-Йорк, 2001), охарактеризовал как бесспорного сторонника фашизма. В 1997 году Дугин издал свою наиболее влиятельную работу «Основы Геополитики» (600 страниц), которая была переиздана в 1999 году в расширенном издании. Главный администратор организации «Евразии», который также стоял за организацией конференции – Петр Суслов, глава Фонда «Единение» и вплоть до 1995 года сотрудник Службы внешней разведки (СВР). Подобно Дугину, Суслов, как считают, имеет «широкие связи в руководстве ФСБ ... и в [российской] президентской администрации» (SMI.ru, 28 июня).

В своем приветствии к конференции 28 июня Александр Дугин «точно сформулировал основные идеи многих выступавших: атлантизм в форме США, пытается внедриться по всему миру, тем самым угрожая [российскому] православию и традиционному Исламу, которые выживут только если объединятся в общей борьбе» («Независимая Газета», 29 июня). Неудивительно, что участники конференции рассматривают войну в Чечне как некое трагическое событие, нуждающееся в творческом «евразийском» решении.

Согласно российским средствам массовой информации, настоящей сенсацией стало появление на конференции известного чеченского сепаратиста Хож-Ахмеда Нухаева (родившегося в 1954 году), часто упоминаемого в российской печати как «крестный отец московской чеченской мафии» и человек, находящийся сегодня в федеральном розыске (Kompromat.ru, 27 июня). При чеченском президенте Джохаре Дудаеве Нухаев исполнял обязанности руководителя службы внешней разведки. При приемнике Дудаева – Зелимхане Яндарбиеве – сначала был заместителем чеченского премьер-министра, а затем (до февраля 1997 года) первым вице-премьером. Очевидно, он не в лучших отношениях с нынешним президентом Асланом Масхадовым.

В интервью, данном журналисту Санобар Шерматовой из «Московских Новостей», Нухаев сообщил, что предварительно за год он отослал Александру Дугину некоторые статьи, написанные им самим, относительно Чечни и России. Дугин тогда прибыл в Баку для того, чтобы повидать Нухаева, где тот, кажется, проживает в течение последних нескольких лет, и где у них состоялась беседа («Московских Новостей», 3-9 июля). Петр Суслов также имел контакты с Нухаевым в то время как последний жил в Баку.

Какие идеи продвигает Нухаев, заставив заинтересоваться Дугина, Суслова, ФСБ и СВР, а также российскую президентскую администрацию? В статье, озаглавленной «Ведено или Вашингтон?», опубликованной 18 апреля 2001 года в «Независимой газете», во время основания Дугиным организации «Евразия», Нухаев сосредоточился на заявлении, сделанном Владимиром Путиным в ноябре 2000 года на встрече в Ростове-на-Дону. «Путин, – говорит Нухаев, – сделал неожиданное заявление: «Не важен статус Чечни, важно, чтобы ее территория не использовалась как плацдарм для агрессии против России». Путин, надо отметить, уже сделал идентичное заявление на встрече с американскими журналистами в Кремле. Ростовское заявление Путина, подчеркивает Нухаев, означает «глубокую переориентацию в российско-чеченских отношениях».

Нухаев в своей статье предлагает в духе путинского заявления, чтоб Чеченская республика (Нухаев, надо отметить, называет ее Чеченией, а не Чечней) была поделена на два сектора: Северную Чечню (равнинный регион) и Южную Чечню (горный регион). В то время как «пророссийская» Северная Чечня сможет продолжать существование в рамках Российской Федерации, горная Южная Чечня станет большей частью независимой от России. Она не будет «плацдармом для агрессии против России» (термин Путина) потому, что будет преобразована в сильного противника как еретического движения ваххабизма в исламе, так и «большого Сатаны», Соединенных Штатов Америки.

На московской конференции 28 июня эти идеи Нухаева получили дальнейшее развитие. В своем выступлении Нухаев подчеркнул, что глобализация, поддерживаемая Соединенными Штатами, – это главный инструмент строительства «нового мирового порядка» и что, в этом процессе, «наличие традиций главное препятствие на пути экспансии потребительских ценностей». Чечня представляет собой нацию, чьи традиции «вызывают особое разочарование части главных идеологов глобализма в мире». Но это именно то, что во взаимном, непоколебимом отказе принять «бездуховные западные ценности» уже де-факто тесно связало Россию и Чечню (Strana.ru, 28 июня).

В интервью с журналистом С. Норка из «Комсомольской правды» (28 июня), отставной офицер СВР Петр Суслов уточнил то, что Нухаев имел в виду. Ваххабизм, подчеркнул Суслов, «это не ислам, а, скорее, экстремизм, облачившийся в маску ислама». Чтобы оценить серьезную угрозу ваххабизма как в Чечне, так и во всем регионе, движение «Евразия», признался Суслов, «работало над всем проектом». Первый элемент этого проекта – «жесткое подавление на территории российского государства экстремистских тенденций не только там, где они полностью разрослись и проявили свою террористическую и бандитскую сущность, но также в тех случаях, где они существуют лишь в эмбриональной форме». Такой жесткий репрессивный подход, тем не менее, сам по себе неэффективен. Те мусульмане, которые тянутся к ваххабизму как к форме религиозного максимализма, должны быть «переориентированы» в направлении традиционного ислама, тенденции, присутствующей в Чечне в виде суфийских братств.

В ходе интервью «Комсомольской правде» Суслов поддержал предложение Нухаева разделить Чечню на Юг и Север. «Евразийский проект, – говорит Суслов, – принял в расчет разделение Чечни на равнинную и горную часть». «В равнинной Чечне, – говорит он, – все ясно. И символично то, что она (в настоящее время) возглавляется именно мусульманским духовным лицом, представителем суфийского ислама, муфтием Кадыровым». В Северной Чечне, «чеченцы, лояльные Москве ожидают не только конца боевых действий, но также позитивного плана развития Чечни в новом контексте». С другой стороны, в Южной Чечне, ситуация гораздо более сложная: «Здесь есть две силы. Одна представлена традиционными чеченцами. Их конфликт с Россией носит характер национального самоопределения... Они представляют большинство вооруженных формирований. Другой полюс – ваххабиты, иорданец Хаттаб, некоторые чеченские идеологи (Басаев, Удугов) – представляют очень активную группу, и, конечно, подобно всем оставшимся ваххабитам, абсолютно не заинтересованы в евразийском решении. Это они являются движущей силой террора». Единственным выходом для традиционалистской горной Чечни является полный разрыв с лидерами ваххабитов одновременно активно пытаясь обратить ваххабитов в суфийский ислам.

В своем интервью с журналисткой Санобар Шерматовой Хож-Ахмед Нухаев поделился своим видением разделенных частей Чечни: Северной и Южной. «Возможно, что равнинная Чечня, – комментирует Нухаев, – может строить свою жизнь приблизительно в соответствии с моделью, существующей в России. Не исключено, что в некоторой форме, присутствие российских войск там будет сохранено. Горная Чечня, с другой стороны, должна быть свободна от присутствия федеральной армии. Ей будет предоставлена возможность строительства клановой модели общества. В сущности, главы больших кланов должны направлять жизнь общества и связи с соседними регионами». На вопрос Шерматовой «Как люди в горной Чечне собираются жить? В конце концов, там нет нефти, и нет развитого сельского хозяйства», Нухаев ответил: «Главное – то, что люди будут жить в соответствии с Божьим законом. Я предлагаю им выбор – чеченцы самостоятельно должны определить, в какой части республики они желают жить». Нухаев показывает, что его план уже одобрен бывшим исполняющим обязанности чеченского президента Зелимханом Яндарбиевым и полевым командиром Хамзатом (Русланом) Гелаевым. Он «пока не получил никакого ответа» от президента Масхадова.

Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что «Евразийский» проект отстаиваемый Дугиным, Сусловым и Нухаевым, и по-видимому имеющий симпатии у некоторых в российских властных структурах, остается на настоящий момент лишь одним из соперничающих друг с другом планов решения «чеченской проблемы». Всего лишь за день до открытия дугинско-сусловской конференции в Москве, Бислан Гантамиров, бывший промосковский мэр Джохара (Грозного) и в настоящее время являющийся главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе, объявил на пресс-конференции, что весной 2002 года пройдут выборы в новый чеченский парламент. Все жители Чечни, «включая участников бандитских формирований, не состоящих в федеральном розыске, и не запачканных кровью», могут принять участи в выборах. Новый чеченский парламент примет затем конституцию и решит проводить или нет выборы нового чеченского президента (Гантамиров отстаивает точку зрения, согласно которой пост чеченского президента должен быть ликвидирован и что главой республики станет спикер чеченского парламента). Новая чеченская конституция, обосновывает свою позицию Гантамиров, «будет основываться на татарской конституции» (ИТАР-ТАСС, 29 июня; «Коммерсант», 30 июня; «Время новостей», 2 июля). «Модель» Гантамирова возможно имеет внутреннюю связь с российским руководством. Если, тем не менее, эта «модель» окажется недееспособной, что выглядит более всего вероятным, – в конце концов «татарская модель» была отвергнута чеченскими сепаратистами еще в 1994 году – тогда также в качестве пробной попытки может быть принят более радикальный и творческий «евразийский» подход, продвигаемый Дугиным и Нухаевым.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/202