Международное Евразийское Движение
Хроника евразийства | Интервью газете ''Костанайские новости'' | Презентация книги Дугина в Костанае | 13.10.2004
    12 октября 2004, 21:05
 
Костанайские новости о. Игорь открывает масляничную ярмарку
Настоятель Челябинского Свято-Троицкого православного храма, активист МЕД протоиерей Игорь Шестаков открывает масляничную ярмарку

Релевантные ссылки:

Коллективное заявление наблюдателей Евразийского Движения по выборам в Казахстане

Российские евразийцы в Казахстане [Встречи, презентации, выборы]

Центр рукопашного боя протоиерея Игоря Шестакова

МЫ СМОТРИМ НЕ НА ЗАПАД, А НА ВОСТОК. БОЛЬШЕ СМОТРЕТЬ НЕКУДА

Опубликовано в газете "Костанайские новости"

Этот крепкий человек с седой бородой в черной рясе с крестом протоирей Свято-Троицкого собора в Челябинске. Присутствуя в качестве наблюдателя на выборах в Мажилис парламента, он вызвал удивление журналистов. Но не только мирским статусом наблюдателя. Отец Игорь еще и член Международного "Евразийского движения". Так что, не случайно он успел побывать у студентов исторического факультета Костанайского пединститута, а еще дал эксклюзивное интервью корреспонденту КН.

Отец Игорь, Вы священнослужитель. Как сочетаются духовное звание и проблемы евразийства?

По образованию я историк, поэтому тема евразийства мне близка и понятна. К тому же являюсь давним поклонником Льва Гумилева. В начале 80-х гг. имя великого евразийского историка было закрыто. Его книгу «В поисках вымышленного царства» мы из спецхрана доставали с такими трудностями, что об этом можно детективный роман писать. Мне же посчастливилось встретиться и пообщаться со Львом Гумилевым. Он и в жизни был великим человеком, непревзойденным лектором, могущим свободно, без всяких шпаргалок прочесть двух-трехчасовую лекцию. После учебы в университете я добровольно пришел в церковь, получил духовное образование. Но за пятнадцатилетнюю службу ни разу не пожалел, что имею и университетское образование.

А что касается участия священнослужителя в политике, то оно исключено. Но никто не отнимал у меня права гражданина. Тем более, что Международное евразийское движение - не политическая организация. И значительная группа московского духовенства и иерархов православной церкви разделяет мое мнение.

Это движение объединяет и представителей других конфессий, есть чрезвычайные и полномочные послы, политологи, большое количество иностранцев. Руководит движением Александр Дугин.

Мы довольно часто в последнее время говорим о евразийстве, а каковы его географические границы?

Как-то Дугин воскликнул в порыве: Евразийство - от Дублина до Владивостока!

Но это громко сказано. Сегодня рамки этого понятия сужены, поскольку речь идет об интеграции на пространстве бывшего СССР. Это более объективно и оптимально. Говорить, что такие страны как Франция, Германия поддержат евразийство, затруднительно. Разрушительные процессы, коснувшиеся балканских стран, также исключили их из возможности участвовать в этом союзе. Мы смотрим теперь уже не на Запад, а на Восток. Больше смотреть некуда.

Сегодня человечество затянуто паутиной глобализации. Соприкасаются ли идеи евразийства и всеобщей интеграции?

-Евразийская платформа привлекает меня своей ярой антиглобалистической позицией. Ведь ни для кого не секрет, каков будет современный мир. Матрицу смотрели все. Жить в таком мире, честно говоря, просто не хочется. Не желаю жить и в мире Властелина колец, где хотя бы есть слабый слепок традиционного общества.

Поймите, политкорректность, от которой тошнит, всем надоела. Есть вещи, неприемлемые для народов бывшего СССР. Ну, почему я терпимо должен относиться к полному нивелированию каких-то национальных особенностей в той же современной Европе? Нельзя говорить, что человек черный, он просто темно-пигментный. Западная культура очень четко раздает дефиниции: вот цивилизованные люди, а вот дикари. А почему дикари? А потому что сидят вот так - поджав ноги. Конечно, дикари! Что у них стульев нет? Я, конечно, утрирую, но это факт. Когда приходится общаться с представителями мировых сообществ, от них иногда можно услышать такую ахинею в наш адрес, что становится стыдно за то, что образованные люди, живущие в культурных странах, цивилизованную константу понимают как набор бытовых удобств. И ни в коем случае не как некую национальную традицию.

И посмотрите, что происходит с ними, когда к ним грубо вторгаются представители других культур и этносов. Например, курдская проблема в Германии. Курды там живут, а говорить на немецком не хотят. Принимать немецкую культуру, от которой остались осколки, не собираются. И ничего сытая довольная Европа не может противопоставить им.

-Вы за сильную евразийскую цивилизацию, центром которой должна быть, я так понимаю, Россия. Но в евразийской концепции большой акцент делается на военную мощь. Россия, как известно, сегодня ею не обладает.

Я не хочу применительно к этой идеи говорить о каком-либо лидерстве, о восстановлении хоть в каких-то чертах былой империи. Современное евразийство опирается на союз независимых государств. Он позволит существовать на евразийском пространстве достаточно жизнеспособной структуре. Эта идея может оживить СНГ.

Если говорить о военной силе, то могущество российской державы подорвано настолько, что на реконструкцию и восстановление его уйдет немало времени. Поверьте, не преувеличиваю. Мне как представителю русской православной церкви, руководителю молодежного отдела Челябинской епархии, приходится посещать не только студенческие аудитории, но и воинские части, казармы, отряды заключенных.

Хорошо, объединяемся. На официальном уровне: год России в Казахстане, Казахстана в России, а на бытовом год от года все сложнее проехать через границу.

Мне совершенно непонятно, почему очевидные вещи не претворяются в жизнь. Мы два-три часа простаиваем порой на таможенном посту Кайрак , когда приезжаем в Костанай. Нам говорят: «наркотрафик» . Знаете, в Европе тоже такая же проблема, но там нет границ. А у нас выходит есть границы, и все равно есть проблемы.

Они, наверное, от бессилия спецслужб, нежели от какой-то реальной приграничной ситуации. Мы это тоже понимаем. Поэтому перед евразийским движением несколько наивная с политической точки зрения задача, чтобы в высшие эшелоны власти, в политическую элиту попали евразийцы, тогда есть надежда, что обстановка изменится. Сами понимаете, что у России есть не только внешние враги.

Проблема терроризма родилась не вчера. Война в Чечне началась не 1 сентября 2004 года. Ее не могут закончить в течение десяти лет ни военные, ни политики, ни аналитики.

Никто не понимает, что происходит. И к кому не обратись, все говорят: да ерунда, можно все сделать. Но нельзя. Если представить себе человека, у которого в области печени кровоточащая рана, жизнеспособность такого человека ставится под сомнение любым врачом.

Сегодня Россия больна и, прежде всего, внутренними проблемами. По большому счету, идеология современной России - это либеральные установки. Если честно, это не может радовать. Плоды ее очевидны. И последние страшные события, которыми ознаменовалось начало сентября, положили конец сомнениям. России следует выстраивать свой стратегический курс только в союзе с теми государствами, которые когда-то составляли великую советскую державу.

Казахстан - наиболее оптимальный и близкий стратегический партнер России.

У нас идея евразийства достаточно популярна...

Потому что она отвечает определенным историческим задачам и достаточна прогрессивна. Та же современная политология оперирует понятиями геополитики и той же евразийской идеологией. Самое главное - евразийство объединит интеллектуальную элиту СНГ. Вместе с тем оно не смешает культуры и не сделает одну из них важнее другой. Не даст ожить этакому комплексу старшего брата. Каждому народу - право на самоопределение.

Иногда слышу такое: зачем нужно развивать национальную культуру, когда все пользуются Интернетом. Причем тут Интернет? И в казахской юрте найдется место для ноутбука. Дело не в этом. Культура, национальная, самобытная, позволяет сохранить дух народа, трепетное отношение к прошлому, что не может сравниться с тем, что дает масс-культура. Еварзийская платформа ценна тем, что русские могут остаться русскими, казахи - казахами. И будущее у евразийства есть, но говорить о широком влиянии его на политическую атмосферу современной России, к сожалению, пока рано.

Вы говорили, что недавно вышла книга Александра Дугина «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева» с анализом последних его выступлений. Как евразийцами оценивается деятельность нашего Президента?

Разные политики оставляют разный след в истории. На мой взгляд, у власти и в России, и в Казахстане находятся пусть не равные по возрасту, но очень динамичные политики. А то, что делает Н.Назарбаев для Казахстана, это заметно многим. Можно быть не согласным, состоять в оппозиции. Но человека оценивают по делам. Это евангельский принцип: по плодам узнаете их. Мы много ездим по Казахстану, видим рост благосостояния людей, как меняются облики городов.

Не может не радовать то, что Казахстан находится в зоне конфессиональной стабильности, а ныне любой конфликт имеет религиозную или национальную подоплеку. И, Слава Богу, в Казахстане нет социальных потрясений. Именно это важно и ценно.

Что нужно простому человеку? Жизнь, здоровье, безопасность детей, стабильность. И это нормальные желания.

Беседовала Людмила КРУГЛОВА


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1988