Международное Евразийское Движение
Хроника евразийства | Дамир Исхаков | Татарская интеллектуальная элита и евразийство | 07.09.2004
    6 сентября 2004, 18:18
 
Дамир Исхаков

Дамир Исхаков - Руководитель Центра этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН Республики Татарстан

Релевантные ссылки:

А. Дугин "Третья столица"

А. Ильхан "Мы должны гордиться тем, что мы азиаты"

А. Кривошапкин "Евразийский путь развития - единственный путь для народа Саха"

Б. Бедюров "Евразия - это наша вечная страна"

ДАМИР ИСХАКОВ:

"По мере реисламизации татарского общества наша элита сможет выйти на евразийство, также как это сделали турки"

Беседа Руководителя Секретариата МЕД Павла Зарифуллина с Руководителем Центра этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН Республики Татарстан

Павел Зарифуллин: Дамир, слово интеллектуал и интеллигент в английском языке неразличимы, пишутся одинаково, а в русском это все-таки понятия разные. Интеллигенты у нас чуть ли не все, а интеллектуалов можно пересчитать по пальцам. Как ты считаешь, сколько интеллектуалов в Татарстане, и каково место татар в интеллектуальном развитии России, в постсоветском пространстве, в СНГ. Я имею в виду именно тех людей, которые создают долгосрочные стратегии, осмысливают иные интеллектуальные школы и языки, способны воспринимать суждения других и сами их формулировать. Кого бы ты перечислил в Татарстане, и какова роль татарской интеллектуальной элиты на постсоветском пространстве?

Дамир Исхаков: Насчет различия двух категорий я согласен. В татарском языке они тоже различаются. Ученый муж – это ученый муж, а человек, который обладает реальными знаниями это совсем другой человек. Поэтому, я думаю, что реальных интеллектуалов в Татарстане, может быть, 3- 5 человек наберётся. Без ложной скромности я вхожу в эту тройку. Я думаю, что вообще истинно умных людей не так уж много, это общепринятая картина. В современных условиях, в которых оказалось наше общество, я думаю сложно поддерживать высокий интеллектуальный уровень, и по материальным причинам тоже.

В такой ситуации очень сложно генерировать новые идеи. Мне кажется, что в российском обществе, а Татарстан является частью российского общества, всё что имеет некоторые ценностные параметры, находится в очень плохом положении. Это из-за того, что мы потеряли перспективу. Если мы не будем ее вырабатывать, а это очень трудная операция, то наше общество не сможет двигаться вперед, и мы будем постоянно оказываться на положении задворок других обществ и цивилизаций.

Я объездил много стран и могу сказать, что американская модель нам не годится абсолютно. Из европейских стран ряд есть обществ, параметры которых нам более или менее подходят, Европа как-то ближе нам.

Но у нас есть собственные отличительные черты, собственный проект. И понятие евразизма, евразийства больше сюда подходит, но это понятие необходимо уточнять, т.к. мусульманский и христианский компонент евразийства очень сильно различаются по своим параметрам, и дорога к сближению не так легка, как кажется. Поэтому нам необходимо нарабатывать какие-то общие подходы. И если мы их наработаем, а это возможно, то перспектива евразийского сообщества есть.

Павел Зарифуллин: Евразийство практически официально стало в Казахстане после 1994 года государственной идеологией. Почему этого не произошло в Татарстане, хотя его многие называют «малым Казахстаном»?

Дамир Исхаков: Я думал над этим вопросом и у меня есть ответ. Интерес казахов к евразизму объясняется тем, что казахи, несмотря на то, что они мусульмане, не глубоко исламизированы, практически язычники. И поэтому у них единственная возможность оказалась сформировать общий философский взгляд на основе идеологии тюркизма. И здесь им евразийство очень подходит. Я думаю, у кочевников это даже заложено.

У татар ситуация немного другая. У нас есть достаточно сильный компаньон в лице ислама, он является специфическим, российским. Тезис Хакимова «евроислам» позволяет нам отчасти национализировать ислам. Хорошие мусульмане, находясь в России, рано или поздно должны прийти к евразийству, т.к. нам нельзя замыкаться в узком пространстве, надо выходить на широкое геополитическое пространство. Здесь мы, скорее всего, будем вливаться в общий поток. Это неизбежно. У нас тенденции развития смутные, и по мере реисламизации татарского общества наша элита сможет выйти на евразийство, также как это сделали турки.

Павел Зарифуллин: Какими основными чертами ты охарактеризуешь евразийское проектирование для Татарстана и татарского народа? Каково место татарского народа в этом евразийском проекте?

Дамир Исхаков: Мне кажется, мы будем претендовать на роль идеологического лидера исламской составной части евразийских интеллектуалов. Отчасти мы опережаем турок в области идеологии, интеллектуальных процессов, у нас исламское наследие достаточно высокого класса, и оно сейчас востребовано. Если мы будем обрабатывать традиционное мусульманское наследие, то сможем оказаться на острие исламской составной части интеллектуального процесса. Мы до сих пор держим позиции в развитии тюркизма. У нас есть старое наследие, опираясь на которое мы можем предложить кое-какие проекты. Татары в свое время разработали очень хороший проект национально-культурной автономии важный для евразийства, т.к. сообщества будут тесно контактировать друг с другом, и границы будут размываться. Этот проект очень важен, и мы можем кое-что предложить евразийскому экспертному сообществу.

Павел Зарифуллин: Как Международное Евразийское Движение лучше запозиционировать в Татарстане в настоящее время?

Дамир Исхаков: Необходимо развивать линию справедливости, равенства, важным является обозначение культурной перспективы тюркской части евразийства, на которую казахи сильно опираются.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1936