Международное Евразийское Движение
Евразийская миссия Н.Назарбаева | ОДКБ - шаг к многополярному миру | Дугин
    25 августа 2004, 20:09
 
А.Дугин

ШАГ К МНОГОПОЛЯРНОМУ МИРУ

(ОДКБ как основополагающий элемент создания системы многополярного мира)

Договор о Коллективной Безопасности между странами СНГ был подписан 10 мая 1992 года. Первоначальной целью Договора стало предотвращение последствий развала СССР и Варшавского договора ради сохранение суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя стран - участниц договора.
В мае 2002 года ДКБ отметил десятилетие с момента своего создания, но ещё в феврале 2002, на неформальном саммите СНГ в Казахстане, страны участницы обсудили вопрос американского военного присутствия в Центральной Азии и Закавказье, а цели ДКБ были скорректированы. Долгое время эта организация, объединяющая шесть государств СНГ - Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, - находилась в стадии глубокого реформирования. В итоге произошло преобразование существовавшей все эти десять лет системы координации в рамках Договора о Коллективной Безопасности в международную региональную организацию - "Организацию Договора о коллективной безопасности".

С этого момента договор о коллективной безопасности перестал быть просто документом - его преобразовали в полноценную военную организацию, которая в конце апреля 2003 года была оформлена окончательно и получила все атрибуты действующего военного блока: объединенный штаб, постоянный совет и силы быстрого реагирования. Костяк их составили российские военные самолеты, базирующиеся в Киргизии.
Пока что договор охватывает лишь несколько республик бывшего Советского Союза, но, тем не менее, уже сейчас это можно рассматривать как инициативу по новому стратегическому сближению между странами - членами ЕврАзЭС и СНГ. ОДКБ - это некий знак возврата к интеграционным процессам на территории постсоветского пространства, и предполагается, что постепенно к нему будут примыкать другие страны и державы, и не только в пространстве СНГ. Среди наименее реалистичных прогнозов о вступлении лидирует Прибалтика, но, тем не менее, некоторые страны, такие например, как Монголия, Болгария или Сербия, в определённой перспективе вполне могут стать элементами этой новой, созидающейся на территории Евразии системы коллективной безопасности.
Созданный более десяти лет назад как элемент вежливого развода республик распадающегося Советского Союза, сейчас Общественный Договор о коллективной безопасности реанимируется в совершенно ином качестве - как прелюдия к созданию единого экономического и стратегического пространства на территории Евразии. В сложившемся на сегодня виде это уже элемент новой стратегической интеграции постсоветского пространства. Казалось бы, одно и то же явление, но с совершенно противоположным знаком.

ОДКБ, Варшавский договор и НАТО

Безусловно, нельзя сравнивать Варшавский договор и нынешний договор о коллективной безопасности. Система Варшавского договора, основанная на принципах двуполярного мира, как собственно и блок НАТО, особенно после войны в Ираке - оказалась в далёком прошлом и стала рудиментом эпохи "холодной войны".
С геополитической точки зрения, с конца 80-х годов началась постепенная деконструкция стратегического потенциала сухопутного полюса, евразийского стратегического пространства, зафиксированного в то время в рамках Варшавского договора. Если в идеологическом смысле Варшавский договор воспринимался как союз стран с социалистической экономикой и марксисткой идеологией, то в геополитическом ракурсе это был формат континентальной, сухопутной стратегической конструкции, противостоящей атлантизму, который в то время отождествлялся со странами капиталистического типа. Заметим сразу, что эта идеологическая модель в полной мере наследовала ещё более раннюю - дореволюционную раскладку сил в геополитике, когда речь шла не о противоборстве идеологических лагерей, но о зонах влияниях крупных европейских государств. До СССР ту же евразийскую стратегическую функцию выполняла царская Россия.
ОДКБ - это договор, складывающийся в совершенно иных исторических, стратегических и геополитических условиях. Варшавский договор был одним из элементов двуполярного мира, где существовало две сверхдержавы и прилегающие к ним стратегические территории. Сегодня американская модель англо-саксонской коалиции, доминирующая в мире, предполагает собой некую геополитическую метаструкуру однополярного мира, где, по замыслу его архитекторов, не предусматривается равных по силе и значимости конкурирующих полюсов.
Тот договор о коллективной безопасности, который создаётся на постсоветском пространстве сейчас - это, напротив, элемент многополярного мира, который должен ограничивать англо-саксонскую ось, будучи одной из систем противовеса, наряду с потенциальной системой Европейской безопасности и Тихоокеанско-Азиатской безопасности. Это - стратегический набросок многополярного мира, где наряду с англо-саксонской осью будет ещё три-четыре крупных стратегических пространства.
После событий в Ираке вопрос о том, что такое НАТО, это открытый вопрос, поскольку для англо-американской коалиции, устанавливающей однополярный мир, этот элемент эпохи двуполярности является довольно обременительной организацией, лишь сдерживающей стремительное развитие новой стратегической конфигурации. Но для России этот блок мог бы стать очень полезным в том случае, если страны постсоветского пространства подадут коллективную консолидированную заявку на участие в НАТО. Тогда этот альянс из атлантического преобразовался бы в некотором роде в европейско-евразийский.
Своё старое значение НАТО исчерпало, и странам Евразии стоит туда войти, поскольку эта структура имеет сегодня совершенно иное значение. То, во что НАТО превратится в дальнейшем, будет зависеть от того, сможет ли Россия вместе со странами СНГ, со странами-участниками Договора о коллективной безопасности договориться по этому вопросу с Европой. Новая европейско-евразийская система безопасности могла бы сложиться при объединении европейского сектора НАТО и евразийского ОДКБ.

Договор о европейской безопасности

Всё чаще в Брюсселе лидеры Европейского Союза обсуждают перспективы рождения нового стратегического альянса без Англии, Канады и Америки - системы ВС объединенной Европы, так называемый Euroсorps. Затрагиваются и вопросы создания полноценной и автономной системы европейской ядерной безопасности, как важнейшего элемента для утверждения многополярного мира. Это предполагает в перспективе возможность возникновения новых военных союзов и блоков, и ОДКБ, в таком случае, выступает как один из важнейших элементов стратегической многополярности.
Не смотря на то, что распад СССР политически и идеологически свершился достаточно радикально и стремительно, в стратегическом аспекте действовать столь же резко было просто невозможно. Сегодня же, при обсуждением единой Европой вопроса о создании европейской системы безопасности вновь воссозданная ОДКБ может стать ключевым элементом как европейской, так, в перспективе, и общеевразийской безопасности. Мы узнали, особенно в последние годы, что есть один Запад и есть Запад другой. Запад Западу рознь, и граница между ними пролегает не по Восточной Европе, а по Атлантике. Существует Америка как отдельный полюс, и существует континентальная франко-германская Европа, как второй полюс. Сегодня Россия, выбирая себе партнёра на Западе, выбирает либо англо-саксонскую ось, и в таком случае мы становимся просто саттелитом заокеанского господина, либо мы франко-германскую континентальную Европу и тогда мы становимся одним из партнёров мирового многополярного устройства. Выбор, с геополитической точки зрения, очевиден. Это европейский выбор.
Достаточно взглянуть на то, какие интересы стоят за созданием стратегического франко-германского союза. Их экономический, геополитический потенциал огромен, военный же гораздо скромнее. Военный потенциал России и других стран-участниц ОДКБ в этом контексте вполне существенен, но с другой стороны, наш экономический потенциал (даже совокупный) относительно слаб. Поэтому мы геополитически и стратегически комплиментарны с Европой, и являемся друг для друга органичным дополнением.

Угрозы для России, роль ОДКБ

Есть страны, политика которых представляет для России и стран СНГ реальную угрозу. Для того, чтобы распознать их, необходимо обратить внимание, в чьих стратегических доктринах содержатся враждебные выпады в наш адрес. Это, в первую очередь, Соединённые Штаты Америки, с их доктриной Пола Волфовица, который утверждает, что главная задача США - "не допустить интеграции евразийских стран вокруг России, предотвратить возникновение в пространстве Евразии весомого стратегического образования". Логическим выводом из такого подхода является тезис другого американского геополитика Збигнева Бжезинского, коллеги Пола Волфовица, о необходимости "превращения постсоветского пространства в Евразийские Балканы", т.е. в рассыпающуюся взрывоопасную структуру непрерывных конфликтов и войн средней и малой интенсивности. Соответственно, Америкой мы рассматриваемся в перспективе фундаментального стратегического конкурента и даже в каком-то смысле противника. Наша военная доктрина должна исходить из симметричных посылок.
В военных доктринах большинства других стран - даже, может быть, и не столь демократических как США - таких прямых выпадов в наш адрес не содержится. Поэтому с геополитической точки зрения, именно с США у России меньше всего комплиментарности (взаимодополняемости) в стратегической сфере. Это не значит, что мы должны быть врагами. Но если мы будем сильными, тем самым мы будем гарантировать мир и безопасность. В этом отношении наш стратегический потенциал должен быть реформирован, исходя из фундаментальной системы современных вызовов.
Согласно протоколу о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников Договора предусматривается "формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил), на которые возлагается решение задач по предотвращению и отражению возможной агрессии, защите суверенитета и территориальной целостности государств - участников Договора о коллективной безопасности". Таким образом, ОДКБ - это первый шаг к евразийской интеграции и созданию многополярного мира.

Журнал МИД РФ "Международная жизнь", март 2003


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1922