Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева | Предисловие автора | 2004
    25 августа 2004, 18:55
 
Александр Дугин

Опыт "идейного портрета" и архитектура текста

(предисловие автора)

Идея этой книги вынашивалась мной давно. Занимаясь евразийством долгие годы, изучив и переиздав основные произведения отцов-основателей евразийства, освоив сокровищницу мысли великого русского историка Льва Николаевича Гумилева, "последнего евразийства" первого призыва, неустанно работая над созданием неоевразийского мировоззрения - возрожденного после исторической паузы советского периода на качественно новом уровне - я был до глубины души поражен одним событием, произошедшем в 1994 году в Московскому Государственном Университете. Посреди хаоса и распада 90-х, Президент недавно созданной Республики, самой крупной после России среди стран СНГ, Нурсултан Абишевич Назарбаев провозгласил концепцию "Евразийского Союза". Это было как гром среди ясного неба.

Нежданно-негаданно свершилось то, о чем грезили и мечтали, за что боролись и умирали целые поколения евразийцев, большинство из которых не удостоились созерцать наяву начало воплощения в жизнь их заветной мечты. Впервые в истории евразийской мысли политик такого масштаба, Президент огромного независимого государства выступил с официальным провозглашением евразийской доктрины, как исторического императива, как универсального призыва, как приглашения не только к мысли, но и к действию, к конкретной реализации евразийского проекта.
Это был поворотный пункт в истории нашей идеи. Проекты стали обретать плоть, система интуиций, обобщений, проектов и философских теорий начала воплощаться в конкретную жизнь.
Уже тогда я задумал написать об этом книгу. Еще не вдаваясь в нюансы назарбаевского плана, не погружаясь в детали предлагаемого им проекта, я понял: мы присутствуем при историческом жесте - так переходят Рубикон, разрубают Гордиев узел, провозглашают отсчет новой эры.
Назарбаев опередил время, но догнал и встал вровень с духом истории, с ритмом процесса развития цивилизации.
С тех пор прошло 10 лет. Все эти годы, это "критическое десятилетие" Президент Казахстана находился на острие государственного строительства, создал новую бурно развивающуюся державу, возрождал национальный дух, активно участвовал в международной политике, своей волей вызывал к жизни новую столицу, боролся с врагами, созидал стратегические оси, сохранял верность древней дружбе с соседями, двигался в Европу, обживался в Азии. Но на протяжении всех этих лет евразийская идея не была им оставлена. Он верно сражался на этом пути с преградами и врагами, следуя древнему зову континента, голосу предков, традициям великого славяно-тюркскому альянса, породившего величайшую сухопутную империю - от Чингисхана через Золотую Орду к Московскому Царству, Романовской России и Советскому Союзу.
Тем, кто не знаком с теорией евразийства, деятельность Нурсултана Назарбаева в этом направлении может показаться чем-то формальным, дежурными заявлениями, характерными для политиков высокого ранга: обо всем и ни о чем конкретно. Но стоит внимательнее присмотреться к сути дела, и обнаружится, что это далеко не так. Евразийство это содержательная, предельно нагруженная конкретным смыслом, философия, стратегия, геополитическая платформа, отточенная и живая идея. И видимо пришло время говорить об этом подробно и обстоятельно.
Так, через 10 лет после провозглашения Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым курса на "Евразийский Союз", сложилась и вызрела эта книга.
10 евразийских лет… Достаточно, чтобы дать пищу для серьезного разговора о серьезных деяниях серьезного человека…
Структура этой книги призвана расшифровать то, что стоит за евразийской инициативой Президента Казахстана, или, по крайней мере, приблизиться к такой расшифровке. Это не так просто, учитывая авангардность этого проекта, его дерзкий и волевой бросок в будущее - стремление участвовать в его деятельном созидании, в творении истории, в наступлении лучшего мира.
В первом разделе я постарался описать содержательную сторону основных евразийских шагов Президента Казахстана, дать своего рода "идеологический портрет" этого политического деятеля. Я пытался осмыслить Назарбаева не как личность, но как архетип, как сгусток исторической силы, как духа Великой Степи, обнаружившего свое присутствие во главе прекрасной, молодой, бурно развивающейся страны. Это портрет идеи, а не индивидуума, голограмма ума и воли, а не психологическая или биографическая зарисовка. В этой части я хотел показать архитектонику смысл назарбаевского евразийства на фоне исторического контекста - который чаще всего, увы, никак не способствовал укреплению и реализации столь авангардного проекта. Но тем выше заслуга Назарбаева - он шел к своей цели уверенно и ни на что не обращая внимания. Как положено батыру, бегу, тюркскому богатырю, исполняющему на распростертой бескрайней земле матери небесного отца - вечно голубого неизменного неба.

Второй раздел посвящен конкретным этапам реализации "Евразийского Союза". В актуальной политической практике Назарбаев видит ее в конкретике интеграции постсоветских стран, СНГ. Это евразийство в действии, подготовка реальной платформы для "большого пространства". Интеграция по Назарбаеву не просто слова и лозунги. Она должна воплощаться в конкретные шаги. И важнейшими вехами на этом пути были создание "таможенного союза", организация Евразийского Экономического Содружества, Общественный Договор о Коллективной Безопасности, подписание соглашения о Едином Экономическом Пространстве. Эти реально существующие, развивающиеся наднациональные структуры - элементы новой конструкции, узлы будущего "Евразийского Союза", модули грядущей реальности. Все они создавались совместно Президентами стран СНГ, проходили апробацию парламентов, требовали огромной работы правительственных экспертов и аналитиков, мобилизации институтов гражданского общества, огромных усилий экономистов. И хотя за этим остовом будущего Союза стоит огромный труд сотен и тысяч высокопоставленных политических деятелей стран СНГ, повсюду мы без труда различаем печать назарбаевской воли. Это его неустанная интеграционная инициатива мобилизует усилия наших братских стран к воссозданию единой дружеской зоны - мира, безопасности, экономического процветания, духовного и культурного единения. Безусловно, сама жизнь подталкивает страны СНГ к сближению - новые риски, угрозы международного терроризма и пролиферации наркоторговли, взаимовыгодность экономической, транспортной, энергетической интеграции все это объективно играет на руку евразийцам. Но объективные предпосылки, чтобы стать реальностью, должны быть организованы созидательной волей, собирающей все факторы воедино. Внимательный анализ интеграционных процессов в течении 10 последних лет показывает: роль Нурсултана Назарбаева в них огромна. В большинстве случаев в истоках каждого из этих организаций - его напор, его тактичность, его специфический евразийский стиль, который нельзя ни с чем спутать. Описывая интеграцию, мы тем самым углубляем наше понимание Назарбаева, приближаемся к постижению его идеи. И конкретика интеграционных институтов стран СНГ лишь подчеркивает, высвечивает серьезность и глубину его намерений.
Строя единое большое пространство в просторах Евразии, Назарбаев строит модель нового мира - многополярного, сбалансированного, демократического, плюрального, мирного и процветающего. У этого мира есть не только сторонники, но и противники. Кое-кому хотелось бы превратить Евразию в "новые Балканы", разжечь пламя "столкновения цивилизаций", противопоставить друг другу народы и конфессии, этносы и государства. Идеи однополярного мира, доминация атлантизма и одномерной ультралиберальной модели - объективно противоречат евразийству. Так идея интеграции получает еще более конкретное значение: у нее есть не только сторонники, но и противники, не только адепты, но и оппоненты, жесткие критики. Интеграция - при всех своих очевидных плюсах - не само собой разумеется. И история становления интеграционных институтов и наднациональных структур в пространстве Евразии - далека от идиллии, полна драматических моментов. Критика и сопротивление исходит как извне, так и изнутри. Так прослеживание конкретных этапов евразийской интеграции в последнее десятилетие становится почти детективным расследованием, захватывающим повествованием о новом витке "Большой Игры".
Назарбаев, говоря об интеграции, чаще всего выделяет ее экономический аспект. Это справедливо, начиная с экономики проще всего достичь взаимопонимания в мире, где идеалы вторичны, а первичны интересы. Но экономика не более, чем язык. Экономическая теория изначально создавалась классиками как адаптация к сфере хозяйства неких изначальных философских постулатов: Адам Смит своей теорией всего лишь иллюстрировал философский номинализм Локка, Карл Маркс пытался перевести диалектику Гегеля на язык материи. Европа шла к экономическому единству через пламенные утопии романтика и паневропеиста Шиллера или фанатика интеграции Жана Моне. После темных сторон царистского опыта (с налетом колониализма) и советского универсализма, политическая интеграция вызовет много вопросов. И чтобы разъяснить все понадобится время. Экономические плюсы видны здесь и сейчас. Акцент назарбаевского евразийства на экономике совершено оправдан. Все это я постарался истолковать во втором разделе.
Третья часть книги посвящена несущей оси всей евразийской интеграции - линии Москва-Астана. Здесь более внимательно исследуются российско-казахстанские отношения, прослеживается динамика их поступательного развития, их роль в евразийстве. Россия и Кахазстан две главные части геополитического единства, называемого по-научному "heartland", "сердечная земля". Наши страны интегральные составляющие континентальной части материка, максимально удаленные от береговых зон. Согласно геополитике это накладывает неизгладимый отпечаток на всю историю и культуру наших народов. Именно из этих континентальных масс периодически исходят животворные импульсы "мировых империй", молодые этносы, несущие новую волю и свежую кровь изнеженным переразвитым цивилизациям прибрежных зон, утрачивающих пассионарность и высокую этику. Российско-казахстанский союз - это нерв назарбаевской мысли. Этнический казах, глубоко укорененный в своем народе, возродившим казахскую государственность и независимость, Нурсултан Назарбаев вместе с тем был и остается русским человеком, воспринявшим высоты русской культуры, русской науки, русской, советской трудовой этики. Правя многонациональным Казахстаном и воплощая в жизнь заветные чаяния казахов о свободе и независимости, Назарбаев последовательнее других Президентов стран СНГ проводит линию на сохранения и укрепления братских связей с Россией, с русским населением Казахстана. Это неразрывный синтез, который не ущемляет ничьей свободы и независимости, но напротив, лишь усиливает и укрепляет их. Ось Москва-Астана - это ядро интеграции в СНГ, излюбленный евразийский маршрут Президента Назарбаева.
Эта ось имеет противников не только со стороны атлантистов, фанатиков однополярного мира, внешних оппонентов евразийской интеграции. И в Казахстане и в России есть силы, категорически отвергающие назарбаевскую стратегию по российско-казахстанскому сближению. Я включил в эту книгу фрагменты живой полемики с критиками евразийства. Надеюсь, это оправдано. Особенно показательно, что, обрушиваясь на евразийство, казахские и русские националисты упрекают нас в прямо противоположных "грехах": казахи видят в евразийстве "новую версию колониального российского проекта", рецидив "русского империализма", русские шовинисты упрекают евразийцев в том, что "они продают Россию тюркам, мусульманам, казахам". Сопоставление этих позиций только убеждает нас в их несостоятельности и добавляет уверенности в правильности назарбаевского евразийского курса. Но и для идейных противников место в этой книге нашлось.

Четвертый раздел книги посвящен осмыслению евразийства как исторического явления и одновременно футурологического проекта. Здесь я постарался описать наиболее глубокие и основательные стороны этого явления. Евразийство, к которому апеллирует Нурсултан Назарбаев, это полноценная авангардная философия истории, имеющая свою структуру, свою логику, свою методологию, различные уровни, свой собственный язык. Это понятие многозначно, и в различных контекстах трактуется по-разному, сохраняя общий стержень. В этой части я предпринял экскурс в евразийскую теорию, раскрывая многие моменты, которые не столь очевидны поверхностному наблюдателю - даже тому, кто понял и принял практические и наглядные стороны назарбаевской идеи.
Назарбаев - евразиец, он провозглашает себя таковым. Он приглашает других открыть "евразийца в себе". Но что такое "быть евразийцем?" Что такое евразийство как мировоззрение, как методология, как доктрина, как теория, как истолкование истории и как проект будущего миропорядка? На все эти серьезные и непростые вопросы я попытался дать ответ. Это резюме моих многолетних исследований, поисков, размышлений, научных трудов, общественной и политической практике. Посвятив всю свою жизнь евразийству, его изучению, его развитию и возрождению, возглавляя Международное "Евразийское Движение" я накопил в этой сфере огромный опыт, сосредоточил солидный объем знаний. Суть этой многолетней работы я попытался изложить в краткой форме в 4-ом разделе этой книги с тем, чтобы миссия Нурсултана Назарбаева, масштаб его идей и деяний открылась нам в ее наиболее глубинном измерении, как звено в золотой цепи евразийского завета, соединяющего глубокую древность с грядущим миром в непрерывный цикл жизнеутверждающей солнечной энергии.
Быть евразийцем - это обязывает ко многому. Это как присяга, как клятва, как обещание, как дисциплина и вступление в правонаследие великой силы. Силы, которая создает будущее.
Заканчивается книга круглым столом в программе Виталия Третьякова "Что делать?", где вместе с аналитиками и специалистами принял участие и сам Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. В ходе живого и содержательного обсуждения этой темы с недавно ушедшим от нас ученым-евразийцем Александром Панариным, с гордостью евразийской словесности киргизским писателем и дипломатом Чингизом Айтматовым, с известным российским политологом Алексеем Салминым, с либеральным критиком и атлантистом Евгением Волком Назарбаев говорит о евразийстве от первого лица, излагает свое видение, приводит свои аргументы, спорит, соглашается, поправляет, негодует или радуется. Так в конце книги ее главный герой появляется в плоти и крови, как живой человек, думающий, переживающий, утверждающий, опровергающий. Это как печать, замыкающая цикл. Назарбаев-человек встречается с Назарбаевым-идеей. Решая извечный русский вопрос: "Что делать?" И у меня, участника этой встречи, сложилось твердое убеждение: он знает "что?"
Если мы сумеем понять смысл евразийской миссии Нурсултана Назарбаева, мы тоже будет знать это. Хотя это не избавляет нас от сомнений, усилий, поисков, новых и новых рефлексий, но чертит ясный вектор дальнейшего пути - с опорой на древние наши корни и стрелой высшей воли в лучшее будущее. В едином Евразийском Союзе.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1918