Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Выступления на Шалкарском евразийском форуме | Нагима Байтенова | Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем | 15.07.2004
    14 июля 2004, 13:44
 

Нагима Байтенова

Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем

Выступление на Шалкарском евразийском Форуме (Уральск)

Современный мир многолик, но многообразие мира создает и множество проблем. В современной этносфере сосуществуют как древние этнические общности, которые насчитывают тысячи, а в некоторых случаях - всего лишь сотни людей, так и современные многомиллионные этносы. Характерной чертой современных этнореалий является не только ее многосложность, но и динамизм, противоречивость и нестабильность. Современные этнические процессы в большей степени носят конфликтный характер, этническим коллизиям и конфликтам подвержены в одинаковой степени и Запад, и Восток, и развитые и не совсем развитые государства. В последние годы в американский военный жаргон вошел совершенно новый термин, характеризующий этнореалий современного мира – «войны ЭНС» (этнические, националистические, сепаратистские).

По мнению бывшего директора ЦРУ Дж. Вулси «сегодня мир более опасен, чем в период холодной войны». Это подтверждают те факты, которые в свое время были приведены американским социологом Г.Айзексом в его нашумевшей книге «Идолы племени», опубликованной еще в 1975г. Согласно его подсчетам с 1945 по 1975 годы конфликты, сегодня называемые войны «ЭНС», унесли жизни около 10 млн. людей: два из них - в Индии, еще два - в Биафре, полмиллиона в Индонезии, и остальные - жертвы межплеменных и гражданских войн в Нигерии, Конго, Чаде, Судане, Китае, Колумбии, Бурунди, на Кипре, в Новой Гвинее и других странах.(1). За последующие годы эти показатели удвоились.

Нагима Байтенова

Релевантные ссылки:

Шалкарский форум – новая звезда на интеллектуальном небе Евразии

Эдуард Понарин "О развитии нового русского национализма"

Павел Зарифуллин "Славяно-тюркский симбиоз как основа евразийской государственности XXI века"

Александр Дугин "Народы Евразии хотят демократической империи" (интервью порталу "Навигатор")

Профессор Кейп-Тауновского университета Д. Велш в 1994г. в своем выступлении на международном семинаре, который проходил в Киеве, приводит еще более устрашающие цифры: «С 1945 г. около 20 млн. было убито в войнах, революциях, освободительных движениях и восстаниях. Вероятно, еще 20 млн. были превращены в беженцев в ходе конфликтов. Невозможно с точностью назвать процент лиц, ставших жертвами этнических конфликтов, но цифра 70% не кажется невероятной. Из 100 войн, ведшихся (или тех, которые по-прежнему ведутся) с 1945, около половины включали в себя этнические конфликты, включая восстания против колониального режима» (2).

На протяжении последующих десятилетий мир не стал более стабилен, только в 2003г. в мире произошли 14 локальных войн и десятки вооруженных столкновений, в основном на религиозно-этнической почве. (3). Не является исключением советское и постсоветское этническое пространство. В принципе, в определенном смысле, все войны в истории человечества можно охарактеризовать как “войны ЭНС“, т.к. все они велись либо за расширение, за возвращение, либо за сохранение своего этнического пространства.

Сегодня, к сожалению, есть полное основание утверждать, что этнические и межэтнические проблемы стали одной из глобальных проблем современности. Современные процессы глобализации не снимают, а еще более углубляют и обостряют этнические проблемы. В ХХI в. в связи с процессами глобализации этнические проблемы будут выдвинуты в качестве одного из основных мировых проблем современности. В современных условиях нарастания процессов глобализации и модернизации, дальнейшего ускоренного развития достижений техногенной цивилизации, зачастую делает невозможной решение, в том числе этнических и межэтнических проблем в рамках и силами одного государства и требует вмешательства международных сил. Также глобальность этнических процессов характеризуется и тем, что 90-е годы ХХв. и начало ХХI в. характеризуется бурным ростом этнического самосознания и этнического возрождения, результатом которого стали распад таких государств, как СССР и Югославия и ряд других государств, в результате которых были образованы многие новые государства. По мнению некоторых экспертов, одним из главных противоречий ХХI в. будут, и, прежде всего, благодаря усилению глобализационных процессов, этнические и межэтнические противоречия. Обострение в конце ХХ в. и в начале ХХI в. этнических и межэтнических проблем привело не только к образованию новых государств, но также в корне изменило «лицо» современного мира, в конечном счете, именно религиозно-этнические столкновения способствовали еще более широкому распространению и углублению таких негативных явлений, как международный терроризм, религиозный экстремизм. Новая волна «великого переселения народов», которая особенно сильно проявляется в западноевропейских и североамериканских странах, в данный процесс теперь уже вовлечены в той или иной степени Россия и Казахстан, эти миграционные процессы носят глобальный характер и порождают совершенно новые проблемы или выявляют новые грани ранее существовавших проблем. Например, в результате «великого переселения народов» этнические проблемы могут перенестись в несколько иную плоскость, порождая совершенно новые проблемы. Глобализационные процессы также способствуют унификации этнических культур, традиции и обычаев, тем самым создают угрозу, в лучшем случае, потере своего «лица», т.е. может привести к утере своих этнических различий, в худшем, к исчезновению отдельных самобытных этносов. В связи с данным положением вещей, т.е. превращение этнических и межэтнических проблем в один из глобальных проблем современности, одним из важных проблем ХХ! в. становится вопрос о выработке единых универсальных принципов регулирования этнических и межэтнических процессов.

Решение этнических и межэтнических проблем предполагает, прежде всего, политическое решение данных проблем. Разумеется, решение принципиальных вопросов, также решение их на глобальном и государственном уровнях предполагает политическое решение проблемы. Более того, особенно в условиях холодной войны, политический путь решения любой проблемы был исключительно предпочтительным по сравнению с вооруженным, немирным путем решения проблемы. Но, сегодня мир изменился, и он требует изменения средств и методики решения тех или иных проблем. К сожалению, по инерции, традиционно многие вопросы пытаются решить только политическим путем.

Сегодня наблюдается «засилье» политической формы решения различных проблем. Анализ современных этнореалий позволяет утверждать о существовании «политического фундаментализма». Говоря о «политическом фундаментализме», я не имею в виду основательность решения этнических проблем политическим путем, хотя и это тоже не отрицается, в данном случае имеется в виду зачастую излишняя политизация этнических и межэтнических проблем и как следствие, решение этих и других проблем только исключительно политическими методами и средствами. При этом мы всегда должны помнить, что именно крайние формы политических методов, в частности, политический экстремизм порождает религиозный и этнический экстремизм.

В качестве примера может послужить деятельность отдельных политических партии и движении, которые чтобы набрать голоса в предвыборной кампании или повысить свой политический имидж и свою популярность, используют этническую или религиозную тематику. Сегодня во многих странах мира еще больше набирают силы различные политические партии и движения, которые набирают себе политические дивиденды за счет манипуляции этнической тематикой. В связи с этим остро стоит вопрос о создании юридических норм, регулирующих деятельность политических партий, особенно в период предвыборных кампаний, по вопросу использования в своей деятельности этнической тематики.

Данному вопросу было уделено особое внимание в выступлении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Х юбилейной сессии Ассамблеи народов Казахстана, прошедшей в декабре 2003г. На этой сессии также было обращено внимание на создание определенных моральных принципов и этических норм, не допускающих излишнюю политизацию этнических и межэтнических проблем.

Данный аспект вопроса особо актуализируется в условиях предстоящих парламентских выборов в Казахстане. Это связано с тем, что политический путь решения проблем в современном измененном мире не всегда дает позитивные результаты, порой существует угроза выхода из-под контроля ситуации. Политические методы решения этнических и межэтнических проблем вполне оправдано, когда речь идет о решении данных проблем на межгосударственном и государственном уровнях, на уровне национальной политики или национальной идеологии, я имею в виду государственную политику и идеологию.

Но, даже на этом уровне, абсолютизировать эти методы не стоит, т.к. и на этом уровне существуют различные вполне приемлемые и не менее результативные методы, в частности, это различные культурные, научные, межэтнические и межконфессиональные связи, в частности, наша конференция – это тоже один из эффективных путей решения подобных проблем. Решение же этнических и межэтнических проблем внутри государства, тем более, еще в большей степени, с учетом современных реалий, должен предполагать неполитические, иные пути решения.

Современный путь развития как, в целом человечества, так и, в частности, каждого отдельного государства предполагает цивилизационный путь развития. Это, можно сказать «генеральный путь развития человечества» в новом тысячелетии. Поэтому должны быть заложены основы цивилизационного решения если не всех, то, по крайней мере, многих проблем. Если в условиях «холодной войны» крайней формой решения любых вопросов считалось военное вмешательство, то в период «постхолодной войны» базисной и крайней формой решения существующих проблем должен быть политический путь решения проблем. Но наиболее распространенной должны быть цивилизационные формы решения проблем. Это связано с тем, что сегодня политизация всех процессов приняла не только тотальный характер, но и зачастую принимает крайние формы политического экстремизма, что, в конечном счете, приводит к вооруженным столкновениям и к применению силы, что в современных условиях технологического радикализма ни к чему хорошему не может привести.

Цивилизационные пути решения этнических и межэтнических проблем предполагает формирование, прежде всего, цивилизационного сознания и культуры, дальнейшее совершенствование нравственных норм и принципов и, не в последнюю очередь, развитие психологических оснований решения проблем. В качестве примера, можно взять проблему языка как одного из сложных, наиболее обсуждаемых проблем по этническим и межэтническим отношениям. Согласно утверждениям академика Г.Есим, проблема языка это не политическая проблема, а цивилизационная проблема, проблема цивилизованности каждого отдельного человека. К этому можно добавить, что проблема языка научная, лингвистическая, методологическая и психологическая проблема, но никак не политическая. Действительно, излишняя политизация проблемы языка, в лучшем случае, затягивает решение данной проблемы, либо кроме «муссирования» практически позитивных результатов не дает. В конечном счете, проблема языка должна быть делом цивилизованности и совести каждого отдельного человека. Ведь знание языка другого народа никаким образом не ущемляет права и достоинства человека, тем более, если этот человек проживает на Земле данного народа, пользуется природными, материальными, культурными, духовными и иными благами данного народа. Другой вопрос если политика данного государства в отношений той или иной этнической группы основывается на не совсем цивилизационных принципах, препятствуя развитию этнической культуры, языка, соблюдению своих обычаев и традиции.

В связи с актуализацией в современном измененном мире цивилизационных методов, особое внимание должно уделяться психологии, т.к. многие этнические и межэтнические проблемы зачастую имеют психологические основания и, соответственно, их решение предполагает использование психологических методов. Сегодня, возрастает роль, как в целом психологии, так и в связи с рассматриваемой проблемой, наряду с этнопсихологией и таких психологических дисциплин как социальная психология и политическая психология. К сожалению, уровень развития данных психологических дисциплин желает лучшего.

Если социальная психология в Казахстане более или менее стало развиваться с конца 70-х и до конца 80-х годов, то сейчас как практическая психология она перестала развиваться, и как отдельная учебная дисциплина не выходит за пределы аудитории и мало используется в практическом плане. Дело с политической психологией обстоит еще хуже. Если на Западе она в той или иной степени развивается, то у нас практически сведена к нулю, т.е. преподается только как учебная дисциплина, так же без практического применения. Реалии современного мира требуют, в том числе и поднятия статуса психологической науки, ее повсеместного развития и активного использования психологических методов в решении не только этнических и межэтнических, но и всех других социально-политических, экономических, религиозных, духовных и иных проблем.

(1) Червонная С.А. Миф об этническом многообразии в США. // США: Экономика. Политика. Идеология. 1995, №11, с. 94-95. (2) Велш Д. Внутренняя политика и этнические конфликты. Постсоветские отношения: конфликты и сотрудничество. Международный семинар. Киев, 25-29 апреля 1994г., с.3. (3) Казахстанская правда. 24 декабря 2003г.

ДОСЬЕ ПОРТАЛА «ЕВРАЗИЯ»:

Байтенова Нагима Жаулыбаевна – профессор Казахстанского Государственного Национального Университета имени Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Доктор философских наук


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1846