Международное Евразийское Движение
Аналитика | “Коммерсант-Власть” | Ленин в отливе-2 | 13.07.2004
    13 июля 2004, 00:29
 

Ленин в отливе-2

Опубликовано в журнале “Коммерсант-Власть”

Раскол КПРФ состоялся и поставил точку в 11-летней истории этой организации. Прежней компартии в России уже не будет. Но говорить о победе Кремля над коммунизмом рано: выдавливание сторонников Геннадия Зюганова из большой политики может привести к усилению радикальной антипрезидентской оппозиции.

Компартия раскололась на удивление быстро. 1 июля в Москве прошли два пленума ЦК КПРФ, на каждом из которых, по заверениям их участников, был кворум. А 3 июля собрались два Х съезда КПРФ, организаторы каждого из которых также заявляли, что большинство делегатов прибыло именно к ним. После съездов появились два альтернативных ЦК и два партийных лидера - депутат Госдумы Геннадий Зюганов и губернатор Ивановской области Владимир Тихонов. Раскол оказался тем более неожиданным, что еще в декабре разногласия между сторонниками и противниками Зюганова казались обычной внутренней склокой, которая неизбежна в любой партии после провала на выборах. Часть членов ЦК и делегатов IX съезда тогда настаивали на отставке руководства, но остались в меньшинстве. Спор продолжился в ходе подготовки к X съезду: антизюгановское меньшинство вступило в жесткое противостояние с зюгановским большинством. Зюгановцы заявляли, что их противники выполняют заказ Кремля на деньги кремлевского "крота", предпринимателя Геннадия Семигина (в свое время он был протеже Зюганова, благодаря чему и занял пост председателя исполкома Народно-патриотического союза России). В свою очередь семигинцы уличали в пособничестве Кремлю Зюганова. Они утверждали, что партия именно по воле вождя и его окружения от выборов к выборам теряет свои позиции и союзников. Завершилась внутрипартийная дискуссия июльским удвоением пленумов, съездов и лидеров.

Коммерсант Ленин в отливе

Релевантные ссылки:

Кто угробил коммунистов?

А.Дугин: Левый проект

Будущее КПРФ теперь напрямую зависит от того, какую из группировок поддержит Кремль. Прямых доказательств его вмешательства в ситуацию ни одна из сторон привести не смогла. Зато косвенных в первые дни июля было предостаточно. Именно тогда обычное интриганство, непременно сопровождающее любой внутрипартийный конфликт, обрело массу признаков спецоперации в стиле нынешних кремлевских технологов. Автобусы "по техническим причинам" не могли довезти членов ЦК на зюгановский пленум. В кинозале гостиничного комплекса "Измайлово" пропадало освещение, и делегаты зюгановского съезда семь часов заседали в полумраке. При этом параллельный съезд собрался в сверхконспиративных условиях, а кортеж с лидерами антизюгановцев очень уж профессионально оторвался от преследовавших его телевизионщиков. Только к вечеру телеканалы (и прежде всего государственные) показали видеозапись съезда на неназванном теплоходе, но лишь общими планами и без звука. В пользу версии о том, что раскол случился по инициативе или, по крайней мере, с одобрения Кремля, говорит и тот факт, что еще в декабре, сразу после думских выборов, замглавы президентской администрации Владислав Сурков провозгласил "конец КПРФ". Правда, многие аналитики считают, что Кремлю было бы выгоднее сохранить во главе компартии Зюганова, при котором она растеряла последние остатки былого оппозиционного величия. Но, видимо, соблазн окончательно добить ослабевшего лидера коммунистов оказался для кремлевских технологов слишком велик.

Как бы то ни было, теперь только от Министерства юстиции зависит, какой из двух съездов считать настоящим и какого из председателей - реальным лидером партии. А Минюст, разумеется, примет то решение, которое нужно Кремлю. Как, например, это было в прошлом году с партией "Либеральная Россия", раздвоившейся по очень похожей схеме. Министерство признало незаконной ту организацию, в которой состоял Борис Березовский. Правда, в случае с расколовшейся уже в этом году Партией пенсионеров Минюст последнего слова так и не сказал, и спор решался в суде. Причем каждая команда "пенсионеров" в итоге получила судебное доказательство легитимности своего съезда - решение одного и того же райсуда, принятое одним и тем же судьей по двум разным искам.

Если Кремль действительно решил избавиться от Зюганова, новая компартия во главе с Тихоновым, конечно, будет более лояльной и управляемой, чем зюгановская. Вряд ли она позволит себе вольности вроде сбора подписей в Думе за отставку правительства или инициирование референдума с неудобными для власти вопросами. Тем более что готовность "конструктивно сотрудничать" с исполнительной властью представители антизюгановского крыла КПРФ выражали уже не раз. К тому же сторонники Тихонова, в отличие от команды Зюганова, наверняка отнесутся с пониманием к предложениям других левых сил о создании коалиции. Тогда может осуществиться давняя кремлевская мечта о создании двухпартийной системы с "Единой Россией" справа и коалицией умеренно оппозиционных патриотических организаций слева.

Перспективы зюгановского осколка КПРФ в этом случае выглядят весьма печально. После признания легитимности "теплоходного" съезда парткомы по всей стране вкупе с офисами и другой партийной собственностью должны перейти в подчинение тихоновских коммунистов. Зюгановцам же придется начинать все с нуля и регистрировать свою партию под новым названием. Если, конечно, они вообще захотят остаться в рамках парламентского поля.

Что происходит с партиями, выбитыми из парламента, хорошо видно на примере "Яблока". Стоило этой партии не попасть в Думу, как она ушла от интеллектуальной конфронтации к радикализму. Активисты "Яблока", включая зампреда партии Сергея Митрохина, за последние полгода уже не раз побывали в милицейских участках за проведение несанкционированных акций протеста. С КПРФ, судя по всему, Кремль решил поступить еще жестче, чем с "Яблоком". Если Минюст оставит партию тихоновцам, зюгановцы будут выдавлены не только с парламентского, но и вообще с правового поля. Тогда призывы перейти от парламентских форм борьбы к уличным, нередко звучавшие в КПРФ и прежде, возымеют гораздо больший эффект. Благо, что поводов к "уличным войнам" с властью в ходе начатых президентом непопулярных реформ будет в избытке. Признаки грядущей радикализации коммунистов обнаружились уже на минувшем съезде. Например, Геннадий Зюганов, который еще пять-семь лет назад доказывал, что Россия "исчерпала лимит на революции", в своем докладе неожиданно заговорил о необходимости социалистической революции и обрисовал перспективы КПРФ как "революционной партии". Пример он предложил брать с антиглобалистов. Весьма радикально прозвучали и его предложения по "русскому вопросу": например, "реальное равенство представительства русских в госорганах управления" и "адекватное присутствие русских в информационной и культурной сферах".

На местах к радикализации уже готовы. Так, в Карелии при полном одобрении республиканского комитета КПРФ создается Молодежный красный фронт, объединивший местных комсомольцев и национал-большевиков. Комментируя эту инициативу красной молодежи, секретарь рескома по идеологии Александр Меркушев публично заявил: "Нам нужно кардинально менять методы политической борьбы". При этом союз зюгановцев с радикальными левыми и националистическими организациями может быть взаимовыгодным. Коммунисты, которым явно не хватает боевого задора, получат подготовленных бойцов, закаленных в битвах с ОМОНом и научившихся преодолевать со своими запасами яиц и тортов любые охранные кордоны. А сами радикалы с помощью зюгановцев не только многократно умножат свои ряды, но и серьезно укрепятся организационно. Ведь переход партийных офисов КПРФ в распоряжение тихоновцев вовсе не означает, что к ним же уйдет и вся организационная структура партии. А главный элемент этой структуры, что признают даже недруги коммунистов, - это не офисы с телефонами и компьютерами, а многочисленные группы энтузиастов.

Иными словами, окончательно расколов КПРФ и попытавшись выдавить ее зюгановскую часть из политики, Кремль рискует получить массовое радикальное оппозиционное движение с разветвленной сетью сторонников. И тогда едва ли не каждая демонстрация против отмены льгот или принятия нового Жилищного кодекса будет заканчиваться битьем витрин и переворачиванием автомобилей. А окончательное изгнание призрака коммунизма обернется утратой главного достижения Кремля последних лет - политической стабильности.

Виктор Хамраев, Дмитрий Камышев

Куда идет КПРФ?

Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":
- Я бы не торопился ставить крест на КПРФ. Коммунисты, в отличии от других партий, обладают устойчивым электоратом, и это их спасет. А нынешняя ситуация -- просто эпизод в жизни коммунистов, который мало повлияет на их существование. Это не судьбоносный раскол на большевиков и меньшевиков, который привел к революции. Сейчас такого не будет.

Игорь Бунин, директор Центра политических технологий:
- Два крыла будут оспаривать брэнд КПРФ до бесконечности. Зюганов никому этот брэнд не отдаст и сумеет сохранить свою идентичность, естественно, ни к кому не присоединяясь. А вот с крылом Тихонова все сложнее. Если в будущем он решит присоединиться к "Родине", то очень скоро после этого обнаружит, что Тихонов при Рогозине -- ноль. А если все же сумеет завоевать КПРФ, во что я не верю, то коммунистический электорат ему все равно не поверит.

Александр Дугин, политолог:
- Коммунистов в России вообще нет. Есть два уровня вертикальной политики. Первый был в эпоху Ельцина, и он учитывал существование коммунистов. А нынешний - это эпоха Суркова, который контролирует телевидение, деньги и Минюст. Все, что происходит с КПРФ,-- результат сурковских политтехнологий. Основные персонажи уже скуплены. Сейчас КПРФ переживает то же, что КПСС в 1987-1988 годах: вроде все в их руках, но поделать они ничего не могут. Если Сурков захочет, он сделает Зюганова из Глазьева.

Андрей Федоров, директор Фонда политических исследований и консалтинга:
- Забрать у Зюганова брэнд КПРФ невозможно. И Минюсту принять решение против него будет сложно. У крыла Тихонова нет никаких перспектив. А вот у Зюганова есть возможность очистить ряды КПРФ и заняться созданием принципиально новой партии. Но мышиная возня вокруг КПРФ возникла не случайно. Судя по всему, Кремль решил вырвать из левого фланга коммунистов, но не смог решить, кто же там останется. А ведь власти нужен левый фланг, и КПРФ для этого очень удобна. В какой-то степени коммунисты были даже партнерами власти.

Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":
- Нынешний раскол - начало конца. Последние месяцы соцопросы показывали рейтинг КПРФ 8-10%, вдвое меньше, чем год назад. А личный рейтинг Зюганова -- меньше 2%. После раскола ни одна из партий не преодолеет 5-процентный барьер. Судьба коммунистов сейчас в руках Кремля: кому дадут ярлык на княжение. Не исключаю, что Зюганову. Он -- более системный, проверенный человек. Это -- конец борьбы либерализма и радикализма 90-х. Мы приближаемся к европейской модели, где нет крупных коммунистических и либеральных партий.

Марк Урнов, президент фонда "Экспертиза":
- Крыло Семигина-Тихонова образует достаточно розовую социал-демократическую партию. Какой-то отвалившийся кусочек КПРФ приберет "Родина", часть останется у Зюганова, но ненадолго. Остервенелые уйдут в партии типа анпиловской. Электорат КПРФ составлял 10%. Разделившись, все эти парии будут иметь совсем уж малые величины. Коммунисты перестанут быть серьезными игроками на политическом поле.

Марат Гельман, политолог:
- После раскола часть партии останется с Зюгановым, но они будут вынуждены двигаться вперед более радикально и маргинальными методами. Вторая часть на плаву долго не продержится и станет элементом большой конструкции, которая будет преобразована в социал-демократический проект. Но если электорат КПРФ готов к расколу, то вот к слиянию созреет только к следующим парламентским выборам.

Ольга Крыштановская, политолог:
- В могилу. Во всем происходящем я вижу гибель КПРФ. Она теряет электорат по причинам демографического характера, а с другой стороны удары по ней наносят от Кремля. Внутренние и внешние причины приведут к тому, что партия как влиятельная оппозиционная сила перестанет существовать. Конфликт и раскол инициировал Кремль, он хочет последовательно ослабить левую оппозицию и делает это достаточно успешно.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1843