Международное Евразийское Движение
Материалы | Михаил Хазин | Путин и русские сказки (архетипический анализ) | 28.05.2004
    29 мая 2004, 13:49
 
Михаил Хазин

Релевантные ссылки:

Илья Муромец

Михаил Хазин: «Нам придется вернуть запрет на ростовщичество»

Михаил Хазин

РУССКИЕ СКАЗКИ В ОБРАЗЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

(архетипический анализ)
Путин произнёс послание. С точки зрения содержания оно достаточно бессмысленно. В нём содержится масса крайне спорных утверждений, начиная от низкого уровня инфляции и высокого экономического роста, и кончая рассуждениями о социальной защищённости населения, в то время, как, скажем, министр Зурабов открыто говорит о том, что он будет ликвидировать такой пережиток социализма, как бесплатная медицина. И в этом смысле, не совсем понятно, о чём и для чего было это послание. Но интересно другое... Интересно то, в рамках какой модели это послание написано и готовилось? Для того, чтобы это понять, необходимо разобраться в том, а за счёт чего у Путина высокий рейтинг?

Бессмысленно говорить о том, что людям нравится его политика, поскольку из 70% населения его поддерживающего, внятно объяснить, какая же у него реально политика способно от силы процентов 5, максимум 10, но уж никак не больше. На самом деле, когда у политика рейтинг существенно выше 10% - в любой стране, в любое время, - это означает только одно, что он оседлал некий архетипический образ народа. И народ делает выводы о его политике не исходя из его реальных действий или, тем более, мыслей, а именно исходя из этого образа. Возникает вопрос, под каким образом Путин стал президентом и каким был этот самый его образ до выборов? Выборы здесь момент принципиальный, потому что, как мы увидим в дальнейшем, выборы его образ меняют.

Путин стал президентом и дошёл до своих последних мартовских выборов под архетипическим образом “Иванушки дурачка”. При этом не следует забывать, что в русских сказках понятие “дурачок” не относится к определению интеллекта, и вообще, это определение не является хоть сколько-нибудь негативным. Напротив, это слово носит ярко выраженный позитивный оттенок и касается не интеллекта, а отношения с действительностью. “Дурачок” - это человек, который верит людям, не хочет их обманывать в процессе коммерческой деятельности, и вообще, предпочитает вести жизнь честную, хотя, может быть, и бедную, что очень хорошо видно по сказкам. Этот человек, ровно в силу своего нежелания вести такую неправедную деятельность, в большинстве случаев категорически отказывается нести ответственность за чьи-то чужие действия. Ровно потому, что он понимает, что люди сплошь и рядом обманывают, и нести ответственность за чужой обман и ложь он не хочет. Весь первый президентский срок Путин вёл себя именно так.

Что ещё очень важно: Иванушка дурачок не несёт ответственность за то, что делают близкие к нему люди, - близкие в процессе жизнедеятельности, - но очень часто его положение определяется некоторыми чужими играми, поскольку сам он в то, что мы сейчас называем политическими играми - не играет.

В первый раз Путин случайно оказался президентом, и он не отвечал принципиально за те игры, которые вели его министры, премьеры, руководители администрации и т.д. Его же роль состояла в том, чтобы он был просто честным частным человеком. И именно потому, что этот образ русскому народу чрезвычайно близок и приятен, у Путина всё это время и был такой высокий рейтинг. При этом все понимали, что рано или поздно из этого образа придётся выйти, и именно поэтому все ожидали, что вот, в конце концов, он из него выйдет и всем покажет, каков он на самом деле, поскольку он человек честный.

На нынешних выборах Путин победил. Иными словами, Иванушка дурачок стал Иваном Царевичем. Следует обратить внимание на то, что в русских сказках описания того, как ведёт себя Иванушка дурачок, ставший Иваном царевичем не существует. Фактически, это означает, что образ Иванушки дурачка закончился и Путину, если он хочет сохранить свой рейтинг, нужен новый архетипический образ.

Какой может быть образ у человека, которого избрали на царство? Можно взять несколько типичных образов, которые были в русской истории или русских сказках последние 200-300 лет. Все эти образы сводятся к довольно краткому перечню персонажей.

Образ первый - антихрист. Классический образчик - Пётр I. Этот образ Путина не устраивает категорически, и его быть не может, не говоря уже о том, что у этого образа рейтинга не бывает. Образ второй - блаженный, человек, который в принципе не адекватен окружающей ситуации. Последний образчик такого образа это Никита Сергеич Хрущёв. Были и до него, но это тоже не рейтингоносец.

Ещё есть три образа, которые теоретически могут быть: это образ Ильи Муромца, это образ Ивана Грозного, он же Сталин - я напоминаю, что Сталин целенаправленно строил свой образ по аналогии с Иваном Грозным. И наконец, последний образ, это образ классического Ивана Царевича. Давайте внимательно изучим эти образы.

Начнём с Ивана Царевича. В чём состоит суть Ивана Царевича? Иван Царевич сам не правит. Для того, чтобы решать государственный вопросы и проблемы у него есть Василиса Премудрая. Задача Ивана Царевича в этом случае одна - следить за справедливостью. Если посмотреть на Русских императоров, которые отвечали этому образу, то это прежде всего Александр III и Николай II. У Александра III был Победоносцев, у Николая II был сначала Витте, потом Столыпин, а вот потом оказался Распутин, что его и сгубило. Специфика Василисы Премудрой состоит в том, что она одна несёт персональную ответственность за политику и за её результаты. Задача Ивана Царевича следить за тем, чтобы в процессе деятельности Василисы Прекрасной не нарушалась справедливость. Может ли быть Путин Иваном Царевичем? Может быть и может, но тогда ему нужна Василиса Премудрая. На сегодня у Путина ничего такого и близко нет. В его окружении имеется масса кланов, но не один из них не несёт никакой ответственности за свою деятельность, ни один из них не имеет никакой программы, а главное их отличие от Василисы Премудрой в том, что ей вечером ставили задачу, она утром выдавала результат - ткань, ковёр, пир на весь мир и т.д. Если кто-нибудь мне скажет, что у нас есть какие-либо результаты, то я сильно засомневаюсь. Таким образом, если Путин хочет сохранять свой рейтинг за счёт архетипа Ивана Царевича, то ему нужна Василиса Премудрая, которая в состоянии генерировать результат, а он, при этом, будет отвечать за справедливость. На сегодняшний день такой Василисы Премудрой нет, за всю постсоветскую историю ни одного человека, который мог бы быть в этом статусе не видно, и поэтому этот образ не получается.

Следующий возможный образ - Иван Грозный, он же Сталин. Напоминаю, что в период начала путинского правления были попытки направить его на этот образ. И он целенаправленно от них отказался. Теоретически можно предположить, что сейчас он пойдёт на это. Но что такое Иван Грозный? Это человек, который вызывает любого, не одну Василису Премудрую, а любого, публично даёт ему конкретное задание и жёстко наказывает за его неисполнение. В нашей стране, как известно, за всё последнее время, за неисполнение конкретного поручения никто ни разу не был наказан. Тем самым этот образ тоже не получается. Я уже не говорю про то, что он, видимо, Путину лично не симпатичен.

Наконец, остаётся последний образ, позитивный для народа, с которым может быть связан рейтинг, это образ Ильи Муромца. Он очень похож, в некоем смысле, на ситуацию начала первого путинского срока. Как известно, Илья Муромец первые тридцать три года своей жизни провёл на печи. Но собственно Ильёй Муромцем он стал, когда с печи слез. А когда он слез, то стал привозить в Киев то обломки “идолов поганых”, то Соловья Разбойника лишённого возможности вредительствовать, то голову Змея Горыныча… И если вскоре на Красной площади не появятся колья с головами, обломки идолов или ещё чего-то, то этот образ тоже не получается.

Таким образом мы видим, что на сегодняшний момент у Путина оказалась очень тяжёлая ситуация. Не видно архетипического образа, который он может оседлать. В этой ситуации его неминуемо и очень быстро ждёт спад реального рейтинга. А реальный спад рейтинга - это полное отсутствие какого бы то ни было авторитета. Это, грубо говоря, ситуация Ельцина образца 1995 года или его же ситуация 1998-99 года, когда его просто все игнорировали. Вот эта вот ситуация очень вероятна, если не принять некоторых решительных мер. Она носит абсолютно объективный характер и если с нею что-нибудь не сделать, то она может привести к крайне печальным последствиям для российской государственности. Кстати, классический образчик таких последствий - это поздний Брежнев. Ведь на самом деле, развал государства произошёл не при Горбачёве. Горбачёв оказался в ситуации, когда он не смог создать, соответственно, образ власти, при том, что система автоматического управления при позднем Брежневе уже во многом была разрушена. А принимать решения человек, за которым нет либо могучей силы, либо авторитета основанного на поддержке масс, не может. И именно сегодня возникла большая опасность того, что Путин очень быстро может оказаться в ситуации позднего Горбачёва или позднего Ельцина.

Михаил Хазин, политолог, специально для информационно-аналитического портала “Евразия”

Редакция портала "Евразия" напоминает, что точки зрения авторов могут не совпадать с редакционной

Обсудить материал

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1801