Международное Евразийское Движение
Аналитика | Владимир Капустин | Выступление на III международной конференции трейдеров нефти и газа СНГ | Часть вторая | 12.05.2004
    12 мая 2004, 17:52
 
Владимир Капустин

НЕОБХОДИМО ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. ЧАСТЬ 2

(Анализ модернизации нефтеперерабатывающей отрасли стран СНГ)

Выступление на III международной конференции трейдеров нефти и газа СНГ. Продолжение




Табл

Табл.3.

Сравнение инвестиций в добычу и переработку нефти

ОАО «Сургутнефтегаз»

№,

п/п

Капиталовложения,

2001 г,

млн. руб.

2002 г.,

млн. руб.

2003 г.,

млн. руб.

1.

добыча нефти

45 847

38 542

37 687

2.

переработка нефти

2 965

2 619

2 801

В состав ОАО «Сургутнефтегаз» входит ПО «Киришинефтеоргсинтез», который не имеет ни одного процесса деструктивного углубления нефтепереработки. Много лет рекламируется грандиозная программа строительства комплекса гидрокрекинга. За последние три года в НПЗ компании вкладывается в среднем по 90 млн.долл.США, но, по существу, в поддержание нынешнего состояния завода. При этом на развитие добывающих мощностей вложения в 15 раз больше. Какое соотношение характерно в мировой практике? Приблизительно 20-25% - отношение переработки к добыче. В России этот показатель много ниже. Поэтому нефтепереработка в России развивается крайне медленно. После ввода в действие в Европейском сообществе всех экологических стандартов на производимые и импортируемые моторные топлива российские заводы с их устаревшими технологиями будут поставлены в условия производства продукции, используемой в дальнейшем только в качестве сырья для получения на европейских заводах конечных продуктов нужного качества. Таким образом, российская нефтепереработка будет терпеть убытки, а акционеры нефтяных компаний требовать у государства увеличения экспортных пошлин. Замкнутый круг. Необходимо вмешательство государственных органов, которые могут и должны выработать единую политику развития нефтеперерабатывающих производств, потребовать выполнение основных инвестиционных программ, утвержденных правительством России. Необходимо создание единого центра руководства инвестициями в нефтепереработку.

Хороший пример сегодня демонстрируют некоторые республики бывшего Советского Союза. Совершенно изменился нефтеперерабатывающий завод в Туркменистане (бывший Красноводский НПЗ ныне Туркменбаши). Вложение серьезных инвестиций (до 1 млрд. долл. США) позволило этому заводу получить новейшую установку каталитического крекинга («милли-секонд»), строительство проходило под руководством государственных органов и строго контролировались сроки запуска производств.

Государственные структуры Беларуси даже, несмотря на то, что контрольный пакет акций ОАО «Мозырский НПЗ» принадлежал ОАО «НК Славнефть», сумели различные льготами создать возможность реконструкции завода. В последние годы проведена реконструкция миллионного риформинга со стационарным слоем под процесс «дуалформинга» разработки Французского института нефти. Под процесс гидроконверсии вакуумного газойля реконструирована секция гидроочистки дизельного топлива установки ЛК-6У. В марте 2004 г. запущен комплекс каталитического крекинга «милли-секонд» мощностью 2 млн.т/год.

Надо отметить, что значительный вклад в реконструкцию Мозырского НПЗ внесла и сама компания Славнефть, которая в то время была государственной. Принадлежность ОАО «НК «Славнефть» государству хорошо проявилась и при модернизации установки каталитического крекинга на АО «Славнефть-Ярославский НПЗ», пуске новой установки по производству МТБЭ и возобновлению строительства гидрокрекинга.

Государственная компания ОАО «НГК «Роснефть» много занимается своим заводом в Комсомольске-на-Амуре. В 2001 г. запущена установка каталитического риформинга производительностью 600 тыс.т/год, установка изомерзации бензиновых фракций, начато строительство комплекса замедленного коксования. За последние 4 года вложено более 160 млн. долл. США.

Итак, прослеживается главная тенденция в области модернизации нефтеперерабатывающих производств. Там, где государственные структуры вмешиваются в процесс распределения инвестиций, реконструкция НПЗ идет полным ходом, результаты достигаются быстро, отдача не затягивается. В других случаях нефтепереработка, как правило, оказывается в роли падчерицы.

Несколько примеров по Украине и Казахстану. На Украине своей нефти добывается крайне мало. В силу различных причин (прежде всего политических) украинская нефтепереработка пережила в конце 90-х годов труднейший период своего развития. Например, только Лисичанскнефтеоргсинтез останавливался десятки раз вследствие отсутствия нефти. Российские нефтепромышленники соглашались поставлять нефть на украинские заводы только на своих условиях, нужды заводов игнорировались. В конце концов, украинское правительство согласилось приватизировать свои заводы российским нефтяным компаниям (Лисичанскнефтеоргсинтез – ТНК-ВР, Одесский НПЗ – ЛУКойлу, Кременчугский НПЗ – Татнефти).

Последствия отсутствия нефти на ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» оказались катастрофичными. Комплекс ЭП-300 практически разрушен, треть перерабатывающих мощностей сдано в металлолом. Сейчас идет переработка на части завода, задачи реконструкции здесь сложнейшие.

Государственные органы Украины, намучившись с отсутствием нефти на своих заводах, в настоящее время слабо занимаются контролем над проводимыми реконструкциями НПЗ.

По остаточному принципу финансируется и переработка Казахстана. Новые заводы в Павлодаре и Чимкенте, доставшиеся Казахстану в 1992 году после распада Советского Союза, так и остались недостроенными (установки каткрекинга и коксования - в Чимкенте, вторая очередь ЛК-6У – в Павлодаре).

В Грузии Батумский НПЗ практически не модернизировался.

Подводя итоги, следует отметить, что с распадом СССР нефтепереработка бывших республик потеряла центр управления инвестициями в нефтеперерабатывающие заводы, модернизация проходила по остаточному принципу, зависела от волюнтаризма руководителей нефтяных компаний и новых государств. Сегодня, за редким исключением, все заводы стран СНГ испытывают нехватку в средствах на модернизацию и если государственным органам продолжать играть роль сторонних наблюдателей, очень скоро нефтеперерабатывающие заводы надо будет строить заново, вкладывая в 2-3 раза больше средств или вообще отказаться перерабатывать нефть на таких заводах.

ДОСЬЕ ПОРТАЛА «ЕВРАЗИЯ»:

Капустин Владимир Михайлович
(Профессор, Доктор технических наук, Заведующий кафедрой «Технология переработки нефти» РГУ имени Губкина)

Родился в 1952 г. в г. Баку.
В 1974 г. окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина.
С 1975 г. занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью на кафедре "Технологии переработки нефти и газа" МИНХ и ГП им. Губкина.
В 1994-96 гг. - работал в должности вице-президента нидерландской компании ACD, занимался проблемами нефтехимии и маркетинговыми исследованиями в данной области.
В 1996-98 гг. - вице-президент швейцарской фирмы Vitol, где работал над созданием и внедрением в промышленное производство новых продуктов нефтепереработки и нефтехимии, организацией их коммерческой реализации на российском рынке.
С марта 1998 г. - вице-президент по нефтепереработке ОАО "Тюменская нефтяная компания". Обеспечивает производственно-техническое и экономическое руководство нефтеперерабатывающими предприятиями ТНК.
С 2002 года заведующий кафедрой «Технология переработки нефти» РГУ имени Губкина.
Доктор технических наук. Автор более 170 научных трудов и изобретений.

Вернуться в первую часть


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1782