Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Евразийский университет им. Л.Н.Гумилёва | Конференция «Евразийство: от идеи к практике» | 10.04.2004
    9 апреля 2004, 21:15
 
Евразйская конференция в Астане

Релевантные ссылки:

Н.Нзарбаев: Выступление в Евразийском университете им. Л.Н. Гумилева в Астане 2 апреля 2004

Международная конференция «Евразийство: от идеи к практике»

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЕВРАЗИЙСКОМУ ВЕКТОРУ

Выступление лидера Международного “Евразийского Движения” Александра Дугина на международной конференции “Евразийство: от идеи к практике”, 2 апреля 2004, г.Астана, Казахстан.

Уважаемый господин Президент! Уважаемые участники конференции! Дамы и господа!

Позвольте поблагодарить вас за приглашение принять участие в мероприятии столь высокого уровня и посвященном столь важному поводу. Вся моя жизнь связана с евразийством, с этой идеологией, с ее возрождением на новом этапе, и поэтому историческое объявление 10 лет назад Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым проекта “Евразийский Союз” было важнейшим моментом и моей личной судьбы. Впервые евразийские замыслы стали воплощаться в жизнь, переходить от теории к практике, и безусловная главная заслуга в этом принадлежит Президенту Казахстану. Я несказанно рад, что мы отмечаем сегодня уже десятилетие Евразийского Проекта, и можем говорить о серьезных и реальных достижениях на этом пути. Сам Евразийский Университет имени Льва Гумилева в Астане, где проходит наша конференция, уже есть пример реального воплощения идей евразийства в жизнь.

Следует подчеркнуть, что евразийство не просто дань историографии, не просто ретроспективный анализ идей русских философов-белоэмигрантов, разработавших основы этого мировоззрения, и не только интерес и любовь к наследию великого историка Льва Гумилева. Современное евразийство гораздо шире, это современное и актуальное явление, имеющую уже на новом этапе свою собственную историю. И вместе с тем и первые евразийцы и сегодняшние последователи этого учения представляют собой единое целое, единую цепь - у этого мировоззрения почти столетняя история, и это необходимо учитывать.

Как сегодня определить сущность евразийства в нескольких словах и наиболее общим образом. Я предлагаю следующую формулировку: евразийство - это социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности.

Современное евразийство приобретает особую актуальность именно в ситуации глобализации. И не случайно в книге Президента Назарбаева “Критическое Десятилетие” столько места отводится именно этой проблеме. Глобализация явление очень сложное. С одной стороны, этот процесс способствует технологическому развитию, экономической модернизации, открывает пути динамичному развитию. Но с другой стороны, это развитие осуществляется ценой утраты идентичности, подвергает эрозии культуру, историческую самобытность, конфессиональную и этническую уникальность.

Те общества, которые некритически и полномерно втягиваются в глобализацию, теряют свое лицо, становятся стандартизированными и безликими. Традиции исчезают, возникают теневые процессы - терроризм, наркомания, демографический спад. Копятся издержки, которые в определенный момент могут стать критическими и привести к исчезновению целых народов, государств, национальных культур. Страны становятся объектами манипуляции, утрачивают геополитическую субъектность. В пределе глобализация - однополярная глобализация - означает, по сути, новую форму колониализма. В этой однополярной глобализации есть только один центр - Запада, еще точнее, США - и периферия, куда, увы, попадают наши страны и Казахстан и Россия, а также другие страны СНГ.

Есть страны, которые отвергают глобализацию, настаивая на “закрытом обществе”. Так они стараются спасти свою идентичность. Это удается им лишь наполовину - в них начинается стагнация, исчезает социальный динамизм, все постепенно разлагается. “Закрытое общество” не выход.

Евразийство на современном этапе предполагает именно “третий путь”, сочетание открытости и динамизма с традицией и консерватизмом. Чтобы осуществить этот евразийский проект надо пройти между Сциллой и Харибдой.

Хочу подчеркнуть, что современное евразийство - это в целом новое явление. Оно творчески развивает идеи предшественников и основателей (Трубецкого, Савицкого, Алексеева, Гумилева), по новому расставляет акценты. Современное евразийство - демократическое, просвещенное, открытое, до определенной степени “либеральное”, прагматичное, ставящее особый акцент на экономическом развитии.

Современное евразийство в отличие от изначальной его версии не отвергает глобализацию и Запад, оно лишь ставит под вопрос универсальность и единственность глобализационной западной парадигмы. Евразийство напоминает, что планету населяет множество народов с совершенно иным историческим и культурным опытом, отличным от западного, и диалог этих национальных культур, их сближение - вопрос очень тонкий и деликатный, неодномерный, требующий внимательного учета разных позиций. У каждого есть свои особенности и традиции, и люди земли смогут понять друг друга только если внимательно прислушаются к духовным особенностям своих соседей. Только так можно действительно сблизить между собой народы и государства.

Современное евразийство готово к интеграции и даже к глобализации, но не мгновенной, а постепенной, ступенчатой: вначале объединяются близкие культуры и цивилизации, потом все остальные. Это “теория автаркии больших пространств” или “региональной глобализации”, примером которого является Евросоюз.

Современное евразийство отчетливо оформилось именно 10 лет назад, когда Нурсултан Абишевич Назарбаев произнес в МГУ свою историческую речь о “Евразийском Союз”.Впервые политический деятель такого масштаба обозначил евразийство не как теоретический подход, но как вектор практической политики. Это важнейшая веха в истории евразийской мысли.

Когда мы говорим о европейской интеграции, о том, как эти страны шли к Евросоюзу, мы часто упускаем из виду, что за несколько десятилетий до того, как это стало экономической, и почти политической реальностью, подвижники европейской идеи, такие как Жан Моне или граф Куденов-Каллерги провозгласили это как императив, и отдали все силы на реализацию грандиозного плана. Экономика чрезвычайно важна, но “вначале было Слово”. И “евразийское слово” со своей определенностью, ясностью и решительностью было произнесено именно Президентом Казахстана.

Чем является евразийство для современного Казахстана? Можно ответить на трёх уровнях:

1. Евразийство - это сочетание императива стремительной модернизации казахского общества с сохранением исторических констант, модернизация + традиция, прогрессизм и консерватизм. Этот символизм запечатлен в “Евразийском Университете” - шикарное ультрасовременное высокотехнологичное здание, в атриуме которого покоится рунический камень, стены украшают эпические картины с древнетюрксиским богатырями-батырами, здесь веет дух Великой Степи. Это очень плодотворный синтез, он будит воображение.

2. Евразийство - это ориентация на Евразийский Союз, интеграцию постсоветского пространства. Евразийская интеграция будет проходить на новых идейных основаниях - на принципах сохранения и укрепления суверенитета, демократии, руководствуясь императивом экономического развития. Не стоит опасаться: это не возврат к “колониализму” или “советизму”. Мировоззренческая, идейная основа интеграции в нашем случае совершенно иная. И показательно, что инициатива такой евразийской интеграции исходит именно от Президента Казахстана, республики, из всех постсоветских новообразований мене всего похожей на failed state.

3. Евразийство - это курс на интеграцию в Евросоюз и НАТО, но не вместо России, а вместе с Россией, вместе с другими странами СНГ - Украиной, Беларусью, Киргизией и т.д. Это развитие регионального партнерства с другими странами Центральной Азии - Китаем, а также Турцией, Ираном, арабским миром.

Все три уровня евразийства это сегодня практическая политика, которую проводит Нурсултан Абишевич Наразрбаев, это начало реализации грандиозного исторического плана. Это конкретика современной казахской истории.

Чрезвычайно важен для реализации евразийской идеи фактор Президента России Владимира Путина. С его избранием Президентом России качественно изменилось отношение к этому подходу и в самой России. Владимир Путин принялся восстанавливать Россию после критического периода, стал всерьез и планомерно отстраивать, а то и создавать заново, основные ключевые моменты державы. И именно Путин активно поддержал все основные начинания Президента Казахстана в русле евразийских начинаний. Такое единомыслие в вопросах евразийства Президентов двух союзных, родственных великих держав, залог его финальной победы. Благодаря такой евразийской синергии Астаны и Москвы сегодня евразийство воплощено в трех важнейших структурах:

- ЕврАзЭС, как модуль экономической интеграции; - ОДКБ, как военно-политический союз; - Международное “Евразийское Движение” как структура, призванная способствовать интеграции гражданских обществ стран Евразии, как пространство активного диалога интеллигенции наших стран, экспертного сообщества, интеллектуальной, научной элиты, и шире, простых людей.

Огромную роль играет сотрудничество в научной среде, которую патронирует ректор МГУ В.А.Садовничий, возглавляющий Ассоциацию Евразийских Университетов.

10 лет прошло с момента объявления Нурсултаном Абишевичем “Евразийского Союза”, евразийского вектора. Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство - это уже не только блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с котором не считаться уже нельзя. Тогда десять назад произошло поворотное событие в ткани евразийской идеологии. Эта ткань - очень тонкое явление, мировоззрение рождается, зреет, развивается и воплощается в реальность по замысловатым законам, как происходит становление живого существа. Организации, структуры, даже государства создаются и разрушаются, подчас исчезают, а становление мировоззренческой ткани продолжается не зависимо ни от чего. Это тайные законы жизни духа. 10 лет назад в этой невидимой для посторонних наблюдателей судьбе идеологии произошла значительнейшее переломное явление. Великий исторический деятель Евразии, Нурсултан Назарбаев провозгласил начало нового евразийского цикла. С этого времени начался отсчет времени “Евразийского Союза”.

И за выступавшими ранее ораторами я счастлив повторить слова нашей веры: за евразийством будущее!

Евразйская конференция в Астане

Главный корпус Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилёва в Астане, Казахстан

Евразйская конференция в Астане

Члены президиума евразийской конференции: Н.Назарбаев, А.Сидорович, А.Дугин

Евразйская конференция в Астане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозглашает верность избранному 10 лет назад евразийскому курсу

Евразийское Посвящение В.В.Путина

Президент РФ В.В.Путин проходит евразийское посвящение: почетный профессор Евразийского национального университета им. Л.Гумилева

Евразйская конференция в Астане

Ректор Евразийского университета им.Гумилёва С.А.Абдыманапов и лидер Международного "Евразийского движения" А.Дугин: Полное единение и целый спектр общих проектов

Евразйская конференция в Астане

Александр Дугин даёт новое определение евразийской стратегии: отныне важнейшим модулем интеграции будет Международное "Евразийское движение"

Евразйская конференция в Астане

Интервью центральным казахстанским телеканалам

Евразйская конференция в Астане

Ж.А.Ермекбаев - директор Гуманитарного института, А.Г.Дугин - лидер Международного "Евразийского движения", С.В.Селиверстов - советник ректора: гумилёвская гвардия единомышленников

Евразйская конференция в Астане

Президент Назарбаев в Евразийском университете на открытии Орхонского камня с руническими знаками, повествующими о величии древних тюрок

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1754