Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское Обозрение №2 | «Исламский экстремизм» и российско-исламский диалог | 13.08.2001
    24 августа 2002, 15:53
 

Аналитический центр ARIES

«Исламский экстремизм» и российско-исламский диалог

Исламский мир многомерен и многообразен. Представление об исламе как о чем-то едином и однородном не соответствует истине. Есть то, что объединяет всех мусульман – это Коран и сунна. Но былого единомыслия в основных вопросах вероучения и политики, которое существовало во времена Пророка, давно нет. Любое упрощенное понимание этой сложной реальности чревато серьезными стратегическими ошибками.

Подавляющее большинство мусульман исповедуют разные формы традиционного ислама, который, собственно, только и может быть в полной мере назван «исламом».

Традиционный ислам исповедует большая часть мусульманской уммы. Делится он на пять общепризнанных мазхабов – школ толкования Корана (4 суннитских: ханафитский, маликитский, ханбалитский и шафиитский и 1 шиитский: джафаритский). Традиционными для ислама являются также тарикаты – духовные школы суфизма (ат-тасаввуф).

Традиционный ислам категорически отвергает любые «нововведения», даже если они выступают под лозунгами «возврата к изначальной чистоте». Любые изменения, привносимые в веру, вредны (и модернистские, и «салафитские»). Протестантский пафос экстремистов (ваххабитов, талибов и др.) столь же чужд исламу, как и стремление исказить ислам в угоду современности. Оба эти направления неприемлемы для подавляющего большинства мусульман. Они в равной степени разрушают исламскую традицию. Внешне направленные против современности, Запада и глобализма, ваххабизм и движение «Талибан» в политической конкретике лишь способствуют ослаблению исламского мира, дискредитируют умму и объективно играют на руку глобалистам, строителям «нового мирового порядка».

Традиционный ортодоксальный ислам в нынешней ситуации по большинству параметров имеет с Россией общие стратегические интересы. Традиционная умма, исламская нация, связана с Россией не только тем фактом, что здесь проживает большое количество мусульман, а в Среднеазиатских странах СНГ, тесно связанных с Россией экономически, политически и стратегически, мусульмане преобладают, но и более глубокими историческими и цивилизационными причинами. Если это естественное партнерство будет должным образом осмыслено и стратегически закреплено, прочный союз исламского мира с Россией способен стать серьезным фактором стабильности в мире.

Только на основе такого равноправного сотрудничества (открытого для участия в нем любых сил, несогласных с глобализацией по «американским лекалам») может быть создана универсальная «формула XXI века»: многополярного, многоконфессионального, справедливого, солидарного, мирного и гуманного...

Часто встречающееся в современном политическом языке выражение «угроза ислама» является совершенно некорректным. Ислам – традиционная религия, которая не может угрожать никому и ничему, так как она основана на принципе «нет принуждения в вере», и призывает человека к высоким идеалам – чистоты, смирения, любви, честности, мира и гармонии.

В исламской традиции отсутствуют антигуманные мотивы, человек стоит в ее центре. Ислам уважает право выбора каждого человека, настаивает на мирном сосуществовании мусульман с иными конфессиями. Там, где наличествует истинно исламское правление, иноверцы защищены законом и находятся под прямой протекцией верховной власти. Там, где мусульмане живут в светском обществе или в государстве с иной конфессиональной ориентацией, они по законам ислама должны оставаться законопослушными гражданами, лояльными Государству и обществу.

Те негативные тенденции, которые подчас ошибочно связываются с исламом, и которые могут действительно представлять собой в определенных случаях угрозу миру и гармонии между народами и конфессиями, требуют специального рассмотрения в каждом конкретном случае, и их отношение к исламу нуждается в особом выяснении. На практике большинство таких явлений, сопряженных с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, представляет собой угрозу не только для других конфессий и народов, но и, в первую очередь, для самих мусульман, для исламской уммы. Следовательно, противодействие этим негативным тенденциям, их локализация и искоренение составляет общую задачу мусульман и немусульман.

Не существует «угрозы ислама» как таковой, есть угроза экстремизма и терроризма. Это угроза, общая для всех. Там же, где в экстремизме и терроризме замешан религиозный (исламский) фактор, легитимные представители традиционного ислама способны сыграть конструктивную роль.

В двух конкретных случаях это касается России непосредственно:

1) сепаратистский ваххабизм в Чечне (Дагестане, Карачаево-Черкессии);

2) агрессия талибов в Афганистане, их приближение к границам СНГ.

В Чечне проповедники ваххабизма, пользующиеся поддержкой террористических центров со всего мира, навязывают чеченцам, традиционно исповедующим вирдизм — суфийскую версию ислама — свою искаженную сектантскую модель.

В Афганистане талибы, несущие угрозу безопасности СНГ и России, выступают против всех традиционных для Афганистана исламских религиозных форм, проповедуя импортированное из Пакистана экстремистское еретическое учение секты «таблиг» (экстремистское издание традиционного ханафитского мазхаба, так же как «ваххабизм» есть экстремистская версия ханбалитского мазхаба). Таким образом, подлинно исламскими в Афганистане являются силы Северного Альянса, талибы же не могут быть отнесены к полноценной и аутентичной части исламской уммы.

Другой серьезной угрозой для гармоничного развития человечества, традиционных конфессий и национальных культур является процесс однополярной глобализации, проводником которой являются США и (в меньшей степени) другие страны НАТО. Такой путь развития предполагает нивелирование культурных и религиозных различий, утверждение повсюду одинаковых социально-политических, экономических и культурных моделей, что, в конечном итоге, ставит под вопрос как государственный суверенитет всех государств мира, так и их законное право на выбор собственного исторического пути.

Глобализация по-американски разрушает традиционный жизненный уклад, подрывает основы веры, внедряет в общественной жизни нормы, несовместимые с исламским представлением о благочестии, негативно влияет на молодое поколение, отрывая его от веры отцов, нравственных и культурных корней.

Глобализация делает исламские народы и государства зависимыми экономически от западной финансовой системы, в то время как ростовщичество (основа современных финансов) противоречит нормам исламского хозяйственного права. Кроме того, экономическая зависимость неизбежно ведет к зависимости политической.

Таким образом, через непродолжительный срок может быть поставлено под сомнение само право мусульманина на образ жизни, диктуемый его религиозной традицией.

С другой стороны, угроза глобализации актуальна и для России, как особой евразийской цивилизации, в которой разные народы и культуры, расы и конфессии переплавились в особый, уникальный и самобытный цивилизационный тип. Весь комплекс национальных религиозных и культурных особенностей народов, населяющих Россию, также находится под угрозой, что естественным образом делает Россию противником глобализации. Причем, в силу географического положения и других факторов, противником, призванным сыграть ключевую роль в «антиглобалистском фронте». Это прекрасно понимают и архитекторы глобализма (например, З. Бжезинский), обрекающие в своих планах Россию на расчленение, деградацию, исчезновение с политической карты.

Однополярная американоцентричная глобализация никак не соответствует чаяниям и Русской Православной Церкви. В этом направлении православно-исламский диалог мог бы быть чрезвычайно продуктивным.

Таким образом, очевидно, что в вопросе отвержения однополярной глобализации у исламского мира и у России есть общие стратегические цели. Есть основания полагать, что это обстоятельство сделает российско-исламский диалог важнейшим фактором современного политического ландшафта.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/173