Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Известия | Грузия: национализм против федерализма | 24.03.2004
    24 марта 2004, 02:28
 
газета Известия Саакашвили

Релевантные ссылки:

Блокада Аджарии разорит Грузию

Большая игра за Кавказ: Вызов Саакашвили

Александр Дугин

ГРУЗИЯ: НАЦИОНАЛИЗМ ПРОТИВ ФЕДЕРАЛИЗМА

Опубликовано в газете "Известия"

Ситуация вокруг конфликта Тбилиси и Батуми чуть было не переросла в начало новой кавказской войны. Смысл этого конфликта демонстрирует основное и глубинное противоречие государственного уклада всех постсоветских стран. Когда они перестали быть частью единой геополитической системы, они оказались перед выбором - на каком основании строить свою новую государственность.

Выбор проходил между строительством однородного национального государства с явной доминацией в культуре, религии, языке титульного народа и федеративной моделью, предполагающей широкую автономию отдельных территорий и национальных меньшинств.

Последовательнее других по федеративному пути пошла Россия, единственная из всех бывших советских республик провозгласившая себя "Федерацией". В других странах СНГ был сделан иной выбор - строительства национальной государственности, и почти везде он сопровождался болезненными процессами. В Грузии национальная идея натолкнулась на самое ожесточенное сопротивление со стороны этнических образований, отказавшихся признать такой подход.

Грузию с начала 90-х геополитически лихорадило: чем жестче националисты в Тбилиси настаивали на унитарном государстве, тем радикальнее становился отпор со стороны этнических анклавов этой республики, тяготевших к иным региональным образованиям. Так, абхазы, родственные этнически черкесам и адыгам, оставшимся на Северном Кавказе в пределах России, в вооруженный борьбе, и с использованием, увы, этнических чисток, создали автономное политическое образование, не подконтрольное Тбилиси и ориентированное на Россию. Южная Осетия, чье население неразрывно связано с осетинами, проживающими в Северной Осетии в составе России, после жесткого противостояния сохранила статус-кво в составе Грузии, но по факту отстояла широкую автономию в вопросах языка, культуры и т.д. Более мягкую линию вело руководство Аджарии, хотя за сам принцип автономии Аслан Абашидзе, лидер аджарцев, держался крепко. Казалось бы, идея Грузии как мононациональной государственной модели полностью провалилась и не имела шансов возродиться. Так и было при Шеварднадзе, который вяло колебался между смутным национализмом и системой компромиссов.

Выборы нового президента Михаила Саакашвили, который пришел к власти на волне именно националистической риторики, снова обострили эту проблему. Саакашвили фактически дал понять: отныне Тбилиси вернется к изначальному проекту мононационального государства, будет восстанавливаться вертикаль власти, любым формам сепаратизма или реальной автономии была объявлена война. С этим и связаны трения с Батуми.

В такой ситуации следует задаться вопросом: на что рассчитывает Саакашвили? Как слабому и экономически, и политически, и стратегически Тбилиси справиться с серьезными вызовами автономий, упорно не желающими поступаться своей самобытностью и отвергшими саму идею грузинского мононационального государства? Здесь следует учесть, что ни одна из крупных региональных держав, соседствующих с Грузией, не заинтересована в таком государстве и, напротив, по разным причинам скорее поддерживает автономии. Россия, сама будучи федерацией, естественно, желает того же и другим постсоветским странам, а кроме того, и Абхазия, и Южная Осетия, и Аджария тяготеют именно к России. Турции близки культурно отуреченные абхазы и аджарцы, Ирану - мусульмане из тех же автономий.

Ответ один: Саакашвили, выдвигая лозунг Грузии как мононационального государства, опирается лишь на США. Именно США выгодно иметь в центре Кавказа зону стратегического присутствия, которая позволила бы оказывать влияние на все крупные региональные державы: на Россию, на Иран, на Турцию. В таком случае становится понятной та американская помощь, которая была оказана Саакашвили. А раз так, то нынешнее сглаживание ситуации скорее всего окажется временным затишьем. Мононациональную централистскую Грузию в такой ситуации можно создать только ценой очень большой крови, от которой не избавят ни американские деньги, ни американские вооруженные формирования. К большому сожалению, сегодня нельзя исключить, что на Кавказе зреет серьезный и опасный конфликт.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1729