Международное Евразийское Движение
Хроника евразийства | Буря Равноденствий постлитературы | 18.02.2002
    24 августа 2002, 15:42
 

Буря Равноденствий постлитературы

18 февраля в Выставочном зале Центрального Дома Работников Искусства состоялась презентация литературно-художественного альманаха «Равноденствия», выпушенного в рамках работы Литературного Комитета Движения «Евразия», совместно с Международной ассоциации метафизических писателей – реалистов, Творческим союзом «Равноденствия» и культурным альянсом «Весь мир». Альманах является этапом и своего рода дайджестом проекта «Мистерия Бесконечности», стартовавшего три года назад выпуском трёх томов одноимённой антологии современной поэзии и прозы.

Вечер открыл лидер Движения «Евразия» Александр Гельевич Дугин. Его речь была посвящена концу литературы в общепринятом понимании этого слова:

«Сегодня мы живем в обществе, которое не литературоцентрично, и в этом отношении многие мыслители прошлого века чувствовали, что что-то не так и дело идет к какой-то очень темной и неприятной ситуации...

...Литературоцентризм, мне кажется, исчерпал все свои функции, и отрицательные, и положительные, и на мой взгляд, действительно, если не произошло конца истории, то уж конец литературы, друзья мои, точно произошел. Литературы больше нет. Литературы нет, остались только литераторы. Формально остались и издания, и книги, и журналы... Но они радикально изменили свою социальную и даже метафизическую функцию.

Литератор – это архаическая, анахроническая профессия, отмершее призвание. Все это существует по инерции. Мы знаем из истории, что многие профессии или ремесла, которые исчерпали свое актуальное хозяйственное значение, сохранялись еще долгое время, в качестве «люкса», утратив свой основной смысл...»

Отдельная часть выступления Александра Дугина была уделена названию альманаха.

«...Ясно, что название этого сборника является аллюзией на теорию «Tempete d'equinoxe» – «буря равноденствий». Мы знаем, что в 20-е годы издавался журнал «Equinox» – «Равноденствие», сейчас он стал культовым в определенных кругах и переиздается...

... в доктрине той школы, на которую я намекал, представление о «буре равноденствий» относилось к исторической сатурналии, когда нормы традиционного порядка перевернуты, отменены, растворены и из донных аспектов реальности вырываются примарные, хаотические, примордиальные силы, темные реалии, слепые, могущественные и беспощадные...

Являются ли эти силы обязательно негативными? Да, являются, если смотреть на них со стороны того порядка, который рушится. В этом смысле они – темные. Но с точки зрения того порядка, который грядет, или который устанавливается после взрыва этого хаоса, эти силы нейтральны, коль скоро они суть провозвестие новой весны...Они еще не весна, но ее первые признаки... Они воплощают в себе цезуру, хиатус в непрерывности исторического существования. Цикл развивался, к нему давно все привыкли, он вырождается, потом рушится... Наступает период недоумения, паники, хаоса, растерянности... Что-то глубинное поднимается из тайных нор... Это Equinox, этого его рычание...

...я думаю, что авторы этого сборника ставили перед собой задачу вычленить, выявить, нащупать эти новые хаотические энергии, которые могли бы породить новую систему ценностей...

Мне кажется, в литературу возврата не будет, но какой-то аналог литературы нового цикла исключить нельзя. Может быть этот аналог обнаружится в сфере маркетинга или компьютерных игр, системы брэндинга и нового психоделика...

Удачен ли, успешен ли этот опыт? Действительно ли получилось, что задумано или нет, в данном случае я судить не берусь, я просто хотел высказать эти свои соображения.

Настоящая ли буря равноденствий то, что мы переживаем? Ощутимо ли, различимо ли дыхание нового цикла? Состоится ли этот новый цикл так, как мы представляем себе? – Все эти вопросы я предлагаю оставить открытыми.

Но слава Богу, что есть люди, которые хотя бы (как умеют) раздумывают о своем бытии, пишут стихи, издают их... И это на мой взгляд уже неплохо. Хотя для надежды мало.»

С краткой речью, посвящённой истории проекта "Мистерия Бесконечности" и организационным моментам, связанным с подготовкой и выпуском книг выступил основной составитель и автор идеи проекта Дмитрий Силкан.

Подытожил главную часть презентации всемирно известный писатель, почётный председатель секции Юрий Витальевич Мамлеев. Он выступил с речью, посвящённой литературному направлению Метафизического реализма. В частности, он сказал:

«Я определил понятие «Метафизический реализм» в своих философских работах, в частности, в «Вопросах философии» и выступая в Европе на конференциях по этому поводу разного плана. Это название довольно широкое, оно включает традиционный реализм, плюс моменты, я бы сказал, скрытой реальности. Метафизика, в широком смысле этого слова, это то, что выходит за пределы видимого мира, хотя вообще метафизика касается только верхних вод, то есть касается только божественной реальности, а отнюдь не нижних вод, то есть копошащихся нижних духов, которые нас окружают. Но неважно. Здесь это – в более широком смысле как отражение личного опыта писателей, которое включает отражение скрытой реальности, различные личные мистические переживания, которые вообще свойственны были всем и европейским поэтам и писателям, и нашим, от Пушкина, Тютчева, Есенина и т. д., всех не перечесть. Кроме того, сами метафизические моменты, которые проходят через личный опыт этих поэтов и писателей. Чтобы более оттенить это, я подчеркиваю, во-первых, отличия от классического реализма.

Классический реализм, это понятно, раз это направление – комбинация метафизики в широком смысле и традиционного реализма, то в этом коренное отличие от традиционного реализма, хотя нашим предшественником является Достоевский, с его так называемым фантастическим реализмом, потому что фантастический реализм –это уже нечто выходящее за пределы так сказать видимого человеком. Но отличие налицо. Отличие от классического авангарда, от великого классического авангарда первой половины века более сложно. Отличие состоит в том, что классический авангард слишком уходил от земной реальности, и часто уходил в формалистические искания, в то время, как нашему литературному течению совершенно чужд формализм, и такого вот отрыва от ощутимой реальности у нас здесь нет. Здесь такая необычная комбинация и того, и другого.

Наиболее кардинальное отличие – это от постмодернизма. Потому что постмодернизм представляет собой течение, которое целиком основано на иронии, на иронии ко всему, к религии, к жизни, к искусству, ко всему, чему угодно и здесь трудно представить себе нечто более далекое от метафизического реализма, чем от постмодернизма. Вот определение метафизического реализма...»

После небольшого перерыва состоялись выступления поэтов и бардов – участников проекта.

Материалы по теме: «Метафизический реализм» (НГ – EX LIBRIS).


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/168