Состоялся откровенный и неформальный разговор о проблемах православного мира.
В программном выступлении владыки Кирилла подчеркивалось, что в России существует устойчивое «православное большинство», которое всё более активно влияет на общественно-политические процессы, постепенно консолидируется в мощную силу, с которой нельзя не считаться ни властям, ни представителям бизнеса, ни СМИ. При этом митрополит предостерег политические партии от попытки узурпировать религиозную тематику, сделать ее эксклюзивом. Православие должны поддерживать, отстаивать и уважать все политические партии, которые хотят действовать в России, вытекало из слова владыки.
Содержательное выступление сделал министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, который говорил о необходимости многополярного мира и о геополитическом(!) значении православной цивилизации. Иванов указал на то, что западный мир и исламские страны все больше обращаются к религиозным корням соответствующих цивилизаций в международной политике, и предположил, что и России следует двигаться в том же направлении. А в этом вопросе роль Православной Церкви будет центральна.
Ярким оказался доклад первого вице-спикера ГД РФ Л.Слиcки, которая говорила о «третьей славянской столице», о сакральной географии и особой миссии Тверской области в балансе между российскими геополитическими центрами Москва-Санкт-Петерубрг.
Международное «Евразийское Движение» приняло активное участие в деятельности Собора. Лидер движения Александр Дугин, член постоянного Президиума Собора, изложил модель сравнительного отношения православных церквей к политическим системам, упомянув о эсхатологическом смысле «православного царства», роли катехона и иеро-историческом содержании теории Москвы-Третьего Рима.
Делегация «Евразийского Движения» была представлена 46 участниками, из них 6 священнослужителей, 4 профессора, представители 14 региональных отделений - Челябинск, Новосибирск, Уфа, Санкт-Петербург, Владикавказ, Тверь, Иваново, Омск, Екатеринбург, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Симферополь, Рига.
Собор показал, что значение Православия и роль РПЦ в социально-политической жизни России существенно возросли, и постепенно Церковь восстанавливает свой вес и своё влияние в российском обществе.