Международное Евразийское Движение
Материалы | Александр Рар, политолог, член руководства Германского совета по внешней политике | Интервью для ЕВРАЗИЙСКОГО ПОРТАЛА | 22.12.2003
    22 декабря 2003, 15:33
 
Александр Рар
Релевантные ссылки:

А. Рар - "Не захлопывайте окно в Европу!"

А. Рар - "Европа раскололась"

Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik

Александр Рар, политолог, член руководства Германского совета по внешней политике

"Меня иногда ужас берет от того, как Запад и Россия друг друга не понимают"

Интервью для ЕВРАЗИЙСКОГО ПОРТАЛА

Ваша оценка успешности внешней политика РФ на европейском направлении по пятибальной шкале?

- Я бы поставил только тройку . Не смотря на то, что Путин в 2000 году объявил ЕС главным стратегическим партнером России, и по видимому рассчитывал на то, что в конце его президентства, ЕС сможет стать прочным союзником России, на пути к сближению или альянсу (кто как хочет это называть) появились серьезные проблемы. После четырех лет правления Путина можно с уверенностью сказать, что Россия не хочет больше думать о членстве в ЕС. Россия окончательно для себя осознала, что вхождение в ЕС не соответствует её стратегическим интересам. К сожалению, даже такая благородная идея как создание общего экономического пространства не реализовывается. Россия не смогла радикально исправить свой имидж в глазах европейцев. Проблемы Чечни, ареста Ходорковского, визовых ограничений для российских граждан – всё это, к глубокому моему сожалению, резко осложняет сближение. Нет диалога между Россией и другими народами, политика сближения сводится к тусовкам высших руководителей в верхах.

Сегодня Вы находитесь фактически в эпицентре сближения России и Европы. С Вашей точки зрения, ось Москва-Берлин-Париж - это тренд, или уже свершившийся факт?

Ось Москва – Париж – Берлин сама себя разрушила после успешного штурма Багдада американцами. Оказалось, что ни одна из этих стран не захотела ссориться с Америкой по настоящему. Москва даже повела себя сверх прагматично, не рискнула потерять перспективы сотрудничества с Америкой в более широкой мировой политике. Немецкая элита, крепко уверовавшая в идею трансатлантического сообщества, потащила своего канцлера назад, а Франция в одиночку не захотела столкнуться лбом с Вашингтоном. Но никак не исключено, что подобная ось может возникнуть опять, если например, Америка решится начать новую войну, скажем против Ирана, без соответствующих решений Совета Безопасности. К сожалению, декабрьское решение США не допускать «провинившиеся» страны оси к контрактам по восстановлению Ирака, только спровоцировало в Европе новые размышления по поводу оси.

Как Вы оцениваете факт создания Международного Евразийского Движения?

Я думаю, такое политическое движение может начаться в Европе не раньше 2030 года. Нынешнее и следующее десятилетие Европа будет полностью занята своим собственным переустройством, консолидацией западной и восточной Европы. Последние события показали, что внутренние реформы ЕС дали сбой. Процесс расширения может теперь всерьез затормозиться. Идея Евразийства появится в Европе тогда, когда Европа поймет, насколько ей важна Центральная Азия и, конечно, Россия. Когда в Брюсселе, Москве и Астане начнут совместно задумываться над новой стратегией – против радикального Ислама, против Китая, против других опасных политических тенденций мировой политики. Я думаю, что толчок для создания такого движения, вернее осознание самой идеи, должен идти все таки с Востока. Но этот толчок не должен быть антизападным или антиамериканским. Он должен скорее предоставить некую альтернативу к сегодняшнему видению мира со стороны Запада.

В чем кроется причина такого интереса к евразийству у Вас лично? Вы являетесь сторонником евразийства в экономической сфере?

Я думаю, что в эпоху великой глобализации, когда мы все становимся более зависимыми друг от друга, в первую очередь в экономическом плане, Европа должна для себя увидеть Евразию как культурный, цивилизационный, экономический мост, связывающий её с Азией. Народы бывшего Советского Союза тяготеют к западным ценностям, хотя они и не будут считать себя 100-процентными европейцами. Но народам Центральной Азии, Кавказа нужна сильная притягательная Европа, что бы они не попали в зону влияния радикальных исламистских стран или, на уже доминирующего в Азии, Китая. Но эти народы, и в первую очередь Россия, слишком гордые и имеют слишком значимые традиции, что бы просто так, как сегодня болгары, румыны или хорваты, влиться в западное общество. На Северо–Западе Азии будет создаваться своя цивилизация, которая будет на 75% европейской, на 25% азиатской. Вот таким образом зарождается Евразия. Москва, если поведет себя умно, может стать новым полюсом в этом развитии мировых масштабов.

Какие системные рецепты можно было бы предложить для умаления негативных препонов в российско-европейском сближении: проблема Калининграда, Молдавии, Чечни?

Трудный вопрос. Надо отстраивать доверие. Меня ужас берет от того, как Запад и Россия друг друга иногда не понимают. На Западе должны перестать видеть в укреплении российского государства некую «имперскую угрозу» для Европы. В России должны перестать подозревать Запад постоянно в том, что он хочет задавить Россию. Решение проблемы Калининграда архи-сложное. Россия отделена от этой части своей территории двумя иностранными государствами. Калининград стал российским анклавом в Европе. В Калининграде тяжелое экономическое положение. Стабилизировать регион могут только совместные проекты ЕС и России. Но Россия боится, что Калининград может отделиться и стать маленькой Россией в Европе. Никто из серьёзных западных политиков, однако, сегодня не претендует на эту российскую территорию. Что касается Молдавии – и там Россия должна, с моей точки зрения, искать совместные дипломатические пути с Европой. Между Молдавией и Россией находится, к тому же, громадная Украина. России долгосрочно не удержать Молдавию, если она пойдет в этом вопросе на резкую конфронтацию с Западом. Чечня – опять другая проблема. Год тому назад, когда в Москве случилась драма с заложниками «Норд – Оста», большинство западных наблюдателей подумали, что Москва отомстит чеченцам. На самом деле Путин там меньше чем за год протолкнул политическое решение. Появилась чеченская конституция, президент, скоро будет избран парламент. Чеченцы голосовали на российских думских выборах. Когда бывший президент республики Масхадов согласится на примирение с Кадыровым, ситуация может успокоиться.

Что бы Вы могли пожелать пользователям Евразийского портала в Новом году?

Главное: взаимопонимания, уважительное отношение к разным мнениям, демократического духа в обсуждении, отказ от негативного фанатизма с той или другой стороны. Давайте задумаемся о совместном проекте европейской Евразии.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1625