Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | Дни.Ру | О жизни после выборов | 18.12.2003
    17 декабря 2003, 23:47
 
Дугин о жизни после выборов

Релевантные ссылки:

А.Дугин для программы "Основной инстинкт": "Выборы прошли – страна осталась"

А.Дугин: "Русские выборы"

Дугин о "жизни после выборов"

Опубликовано на портале "Дни.Ру"

Итоги парламентских выборов, определивших новую конфигурацию политических сил в России, комментирует в эксклюзивном интервью Дням.ру Александр Дугин - лидер партии "Евразия", создатель российской школы геополитики, философ. Александр Гельевич, каковы, по Вашему мнению, основные уроки выборов в Думу?

- Идеологический пейзаж круто изменился. Все партии, которые прошли в Думу в декабре 2003, придерживаются патриотических – подчас ультрапатриотических – взглядов. Это означает, что либеральная западническая идеология резко маргинализирована. Это колоссальный провал атлантистского спектра.

Раньше либералов-западников власть активно тащила, так как они были вывеской идеологии режима. И хотя эта идеология стала прикрываться, начиная с позднего Ельцина, формальным "патриотизмом", либералы оставались как бы главными политическими и идеологическими субъектами, своего рода мэйнстримом. Гораздо более популярные КПРФ и ЛДПР причислялись к "маргиналам", а "Яблоко" и СПС числились вполне респектабельными, по ним выверялся курс.

Накануне этих выборов Президент Путин приступил к планомерному рассеиванию атлантистского лобби. В начале - заточение Ходорковского, олигархического флагмана атлантизма, затем - снятие либерал-атлантиста Волошина, и завершилось это вытеснением из Думы двух атлантистских партий. Их не столько выдавили, сколько не помогли, нарушив тем самым молчаливое соглашение власти с либерал-реформаторами, которое было в силе все эти годы.

В канаве оказались все те, кто прямо или косвенно играл против национальной администрации.

Почему проиграли правые и левые?

- Правые проиграли, утратив поддержку сверху. Я слышал, что ряд кремлевских политтехнологов с либеральными замашками, но плотно взятые "в заложники" патриотическим окружением Президента, сумели очень грамотно (так врать умеют только либералы) обвести "правых" вокруг пальца, пообещав и СПС, и "Яблоку" приоритетную поддержку, в случае их неслияния… Не разделяя таких методов – врать всегда нехорошо – не могу не восхититься ослепительным (и эффективным) вероломством этих ходов. Реальный электорат у атлантистов был, но я не исключаю, что за следующие четыре года они его растеряют. Время атлантизма в России завершается, многих из них, конечно, еще побеспокоят, но критическая черта перейдена.

Все зависело от количества партий, проходящих в Думу. Четыре партии (и особенно, такие четыре партии) – означает, что президентское правление в России установлено всерьез и прочно, причем под сенью реально патриотической (а не фиктивной, как было при Волошине) стратегии. Правые не могли поверить, что вся их многолетняя структура симбиоза с властью – через олигархию, "семью", СМИ, "экспертов" и т.д. - может так сразу рухнуть… Рухнула же таки…

Левые погорели на другом. Зюганов накануне выборов стоял перед дилеммой: оставить все как есть (т.е. практически не заниматься выборной компанией), рассчитывая на авось, либо заняться модернизацией партии. Для модернизации нужны были средства и кадры. Зюганов средства взял, кадры взял отчасти, но модернизацией не занялся. Т.е. он выбрал самое неверное (можно сказать, подловатое) решение: средства атлантистов-олигархов принял, а реформироваться не стал. Ухнул между двух стульев. Власть уютно его за это грохнула. Но тут уж остается развести руками: надо было быть либо честным и неуклюжим, либо нечестным, но ушлым. Зюганов выбрал - нечестным и неуклюжим. На сей раз не прошло. При этом антиолигархическая решимость власти довершила дело, и КПРФ фундаментально провалила выборы.

Существует ли "феномен Глазьева"?

- Глазьев и его блок, безусловно, политтехнологический артефакт, который блестяще пришелся на момент провала КПРФ, антиолигархические гонения, подъем национализма и т.д. Никакой политической субъектности "Родина" не несет и нести не будет, это технологическая искусственная структура, необходимая в конкретной электоральной ситуации. Идеологически она не привносит ничего нового, рециклируя в тысячный раз банальные клише ура-патриотизма и довольно ветхий (хотя и популистский) социальный рессантиман масс.

Я думаю, что Глазьев прекрасно справился с отведенной ему ролью, но он в дальнейшем политически не нужен. Организатор он нулевой, идей у него политических немного. Место ему найдется, как и другим членам "Родины", но ждать от него ничего не стоит. Он вполне конвенциональный игрок.

Что будет с Зюгановым?

- Зюганов - существо укорененное, если он куда-то попал, он там и сияет. Это тяжеловес, его так просто не выбить. Он успешно окружил себя еще более неподъемными фигурами, а тех, кто поживее, отогнал на приличное расстояние. Более того, в этой ситуации самые юркие персонажи в его окружении - например, Проханов, Суриков и т.д. – оказались, по сути, провокаторами, подбив его на контакты с олигархами и Березовским. Их можно понять, они думали модернизировать КПРФ. Но эта структура способна укатать не одну волну модернизаторов. Новых фигур в КПРФ, наверное, не может быть по определению. На этом пространстве, думаю, поморгает некоторое время и Глазьев, но не как преемник, а просто как Глазьев.

Зюганов никуда не уйдет, потому что не захочет, и потому что он слился со всем этим до неразличимости.

Кто сегодня основной враг Путина? Неявка на выборы?

- Не думаю, у Путина много врагов и без этого. Например, Конституция и 2008 год. Или Запад и его слегка притихшая агентура, которая вот-вот снова очухается. У этих друзей резистентность, как они сами хвалятся, не слабая, они будут долбить свое из любой позиции, пока не прошибут стену. Кроме того, врагом Путина является определенное слабоумие патриотического сектора власти и общества. Сейчас, когда последние засидевшиеся "семейные" разведчики будут "дозачищены", образуется колоссальный вакуум идей, технологий, методик, систем управления. Так как эксперты в большинстве своем - атлантисты, они будут непригодны, а те, кто быстро перекрасятся, все равно генетически будут неадекватны. На место новых экспертов полезут пожилые военные отставники и угорелые шовинисты (да разная "мертвая вода"). С таким кадровым запасом в интеллектуальной сфере Президенту будет очень-очень трудно. Я думаю, кое-кто уже потирает от этого руки.

Далее, Запад сейчас осознает итоги выборов, и поперхнется. А это - системный фактор, и с ним простым остроумием или жесткой волей не совладать…

Путин блестяще выиграл эти парламентские выборы, но теперь на повестке дня у него не отдых, а новое мощное усилие. Системное, идеологическое, историческое…

Тем не менее, как Кремль может решить задачу явки на выборы?

- Путину нужен будет занятный конкурент на президентских выборах, я думаю, это важно для явки. Но в то же время нельзя делать этого конкурента идеологическим – кроме, разве что, либералов: они сегодня маргиналы. Любой конкурент из парламентских партий мало того, что мелок, но еще и будет отрезать от харизмы Путина небольшой идеологический кусок. Что совершенно излишне. Можно попробовать устроить из "выборов Президента" "выборы Путина" и превратить это в грандиозный всенародный праздник. От добра, мол, добра не ищут, лучше всем вместе выпить, сплясать и спеть.

Каким Вы видите будущее Думы и русской политики?

- В Думе сейчас будет рециклироваться патриотический дискурс во всех возможных вариациях. Не исключено, что в конце концов всем от этого станет тошно. Представьте: националисты из "Родины", националисты из ЛДПР, националисты из КПРФ и патриоты из "Единой России"… Остается только выяснять, кто круче… Интерес к парламенту, мне кажется, спадет совсем, и он будет чем-то вроде Совета Федерации, о существовании которого в его актуальном воплощении почти никто не вспоминает. Дума на сто процентов подконтрольна, ее не надо больше подкупать, "разводить", давить. Она теперь и так…

В русской политике наступает интересный момент. Раньше я предлагал назвать существующую систему "администрация-президенто-кратией". Сегодня от "администрация-президенто-кратии" мы переходим к "президенто-кратии". Т.е. Президент и есть русская политика.

"Единая Россия" будет все постепенно поглощать и расширяться, сверху сливаясь с Президентом (по мере окончательного причесывания региональных вождей), снизу - с народом как таковым, во всех его измерениях. "Единая Россия" станет "всепартией", осуществится иерогамия Президента с массами, а элита станет прозрачной и дисциплинированной. Она, конечно, по инерции еще будет плести заговоры, но сегодня есть кому и как их разоблачить.

Намного, намного веселее стало жить в России. Лучше и радостней!


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1618