Международное Евразийское Движение
Материалы | Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Альберт Чернышёв | Конференция в Стамбуле | Интервью для ЕВРАЗИЙСКОГО ПОРТАЛА | 17.12.2003
    17 декабря 2003, 17:09
 

Релевантные ссылки:
Исторические заявления российской делегации в Стамбуле

Фоторепортаж c международной конференции в Стамбуле «Ирак и Кипр с евразийской точки зрения»

Альберт Чернышёв о Северном Кипре, стереотипах и благоугодности турецкого евразийства

-Поездка делегации в Стамбул была очень удачной. В основе всего, конечно, была Евразия. Но попутно обсуждались также вопросы, которые интересовали и нас, и турок, - Ирак и, в особенности, Кипр. Дело в том, что мы были в Турции накануне выборов в Республике Северного Кипра.

-Кажется, вас приглашали туда в качестве наблюдателей…

-Да, но мы исходили из того, что речь идет об одной общине, а не о двух - греческой и турецкой. Проблемой Кипра в течение многих лет занимается ООН, европейские организации и т.д. Наша страна давно причастна к этому вопросу, находится в рамках общего потока попыток его урегулирования, поэтому мы не можем встать на сторону одной общины.

Это первое. И второе: в самой турецкой общине перед выборами произошли серьезные столкновения мнений различных сил, которые и участвовали в этих выборах. Поэтому наша поездка туда означала бы необходимость встать на чью-то сторону, а это было бы некорректно, выглядело бы как вмешательство с российской стороны во внутренние дела турецкой общины. Мы объяснили это нашим партнерам в Стамбуле. Они, как я думаю, с пониманием отнеслись к этому и чрезмерно не настаивали на поездке. При всем этом мы пожелали, чтобы турецкая диаспора нашла достаточно сил, чтобы к власти пришли устраивающие ее люди. Такой повышенный интерес к Кипру объяснялся как раз этой ситуацией, связанной с выборами, когда у Денкташа, который до сих пор возглавлял Турецкую Республику Северного Кипра, видимо, появились соперники.

Правда, с турецкой стороны говорилось, что противникам Денкташа чуть ли не открыто, помогают со стороны американцы, да и европейцы тоже желают помочь оппозиционным Денкташу силам с тем, чтобы он ушел от руководства.

Что касается вопроса об Ираке, нашли близкое взаимопонимание, оно, впрочем, существовало и до нашей непосредственной встречи. Нам ясно, что судьба Ирака должна решаться мировым сообществом, а не какой-то отдельной страной или группой стран. Ведь если мы пойдем на поводу у американцев, то это может далеко зайти. Сегодня США Саддам не нравится, более того, они уже назвали Иран и Северную Корею, а уж потом может не понравиться любая страна, любой лидер, так что нам надо останавливать эту тенденцию!

Надо сказать, турки, притом, что они входят в НАТО и близки американцам, все же нашли в себе силы, во-первых, не пропустить через себя войска, во-вторых, не послали свои войска в Курдистан и, в общем. Они стоят на той позиции, что решать этот вопрос должны ООН и мировое сообщество, а не одно или несколько государств. Так что по Ираку у нас полное взаимопонимание, кстати, и официальная турецкая позиция примерно такая же.

Теперь к Евразии. Знаете, географически только две страны могут быть названы евразийскими в полном смысле этого слова - Россия и Турция, так как обе расположены и в Европе, и в Азии. Все остальные находятся вокруг. Далее, надо признать, что и Россия, и Турция - это наиболее крупные страны в Евразии. Поэтому взаимодействие этих двух стан на геополитическом пространстве должно быть плодотворным, ибо у них есть немалые возможности влиять на положение дел в Евразии.

Теперь что касается турок и их евразийского взгляда на вещи. Дело в том, что у нас в России по отношению к туркам существует холодный стереотип, взять хоть поговорку "турок - не казак". И тут же, если на улице спросить нашего простого обывателя: «Что такое Турция?», - он скажет: "Это страна, с которой мы вечно воевали". А потом уже начнет вспоминать "Рамсторы", всякие турецкие товары и т.д. Хотя из 500 лет установленных официальных отношений между Российской и Османской империями мы с ними находились в состоянии войны только 25 лет. А 475 лет что мы делали? Да жили! Мирно жили, торговали, общались, сотрудничали, иногда даже против Европы. Так что этот стереотип остался, и мы переносим и на современного турка, что, конечно, неправильно.

К евразийству турки относятся весьма положительно. Они видят в нем целый ряд возможных направлений для своих действий. Дело в том, что, если брать пространство бывшего советского Союза, то получается, что на нем живут два основных этноса - славяне и тюрки. История научила нас понимать, чувствовать друг друга, мы нормально относимся, друг к другу, и, деваться некуда, живем вместе. Это относится не только к тюркским народам, жившим в пределах Союза, но и к современной Турции тоже, ибо Османская Империя развалилась, и турки живут на оставшемся от нее пространстве.

При Ленине и Ататюрке у нас сложились великолепнейшие отношения, мы с ними сотрудничали до начала сороковых годов, потом, правда, немного разошлись, у нас были территориальные претензии к Турции, это надо признать (Карс, Ардаган), т.е. те турецкие территории, которые частично входили в Российскую Империю. Турки вступили в НАТО, тут были моменты, так сказать, охлаждения… но в 60-х гг. мы пришли, если хотите, им на помощь, строя им тяжелую индустрию: заводы черной металлургии в Искендеруне, Сейдишехирский алюминиевый комбинат, нефтеперерабатывающий комбинат в Измире, химическое предприятие в Бандырма, в Кайсери и Назили - текстиль, и т.д. они, кстати, сейчас там джинсовую ткань делают и нам же продают.

Так что были годы расцвета и активного взаимодействия. Далеко не все было так мрачно в нашей истории. Поэтому от подобных стереотипов надо освобождаться. У них, кстати, тоже есть "холодные" стереотипы по отношению к нам. Но, когда с турком основательно поговоришь, оказывается, что на многие вещи мы смотрим одинаково. Вот и применительно к евразийству тоже.

В плане евразийства турки шли оттого, что здесь, на этом пространстве живет множество тюркских народов, но у них не было теоретического обобщения, что есть Евразия и сама идея евразийства.

-Получается, они предпринимали только практические шаги, постоянно работая в секторе «реального» евразийства?

-Да, к этому все и сводилось. Ведь понимаете, для турок наши соседи по СНГ- это родственные народы. С ними активно поддерживались контакты, связи, торговля и т.п., допустим, с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Конечно, Турция - это не Соединенные Штаты Америки, слишком многого они себе позволить не могут, но в пределах своих возможностей они многое делают - строят, ввозят различные товары и т.д.

В контексте поездки очень глубокое впечатление на них произвело теоретическое обоснование евразийства. Я, честно говоря, очень стремился представить туркам нашего теоретика евразийства - Александра Гельевича Дугина, чтобы турки расширили свой кругозор именно в теоретическом плане. Вот эта сторона, мне кажется, лучше всего и удалась.

В ходе нашего визита у нас был контакт не только со Стамбульским университетом, но и с организацией, которая ежегодно проводит в Стамбуле Евразийский Экономический Саммит, в котором принимает участие около 20-30 стран, в том числе многие арабские, восточно-европейские страны. Плюс к этому существует такая очень серьезная организация как Совет по Внешнеэкономическим Связям, сокращенно ДЕИК. Мы провели встречу с его руководством, которое тоже заинтересовалось евразийской стороной возможного взаимодействия. Возвращаясь к итогам этой поездки, как я уже сказал, глубокое впечатление произвел на них философский взгляд, широкое пространство евразийства и евразийской идеи. Для них это было очень ново, и они очень активно это восприняли. Что касается Ирака и Кипра, то это были чисто конкретные вопросы, а основой всего была евразийская идея. У турок она активно прорастает, они готовы воспринять ее. Думаю, в Турции много сторонников этой идеи - и в партиях разного рода, и в общественных, деловых, экономических организациях, поэтому важно будет активизировать контакты в этом направлении.

-В статье в журнале "Айдынлык", посвященной вашему визиту в Турцию, было отмечено, что на пресс-конференции присутствовали высокопоставленные военные чины в отставке. Как представители военной элиты относятся к евразийству?

-Я должен сказать, что генералы у них относятся к интеллектуальной элите страны. Поэтому они мыслят здравыми категориями. У них различные настроения, но многие генералы очень высокого ранга, такие, как бывшие командующие армией или штабами армий, войсками, начальники генеральных штабов, тяготеют к евразийству, видя в нем немалые возможности взаимодействия с Россией и другими странами, лежащими в ареале евразийства. Поэтому с ними нужно активно работать, разъяснять философскую сторону дела и затем искать точки соприкосновения в практических совместных делах.

Но тут нужно учесть, что и турки, да и не только они одни, могут внести свой вклад в развитие философских аспектов евразийства. Т.е. мы тоже не можем претендовать на то, что мы полубоги и все знаем.

Поэтому, я думаю, философия евразийства будет развиваться, какие-то весомые вклады будут и со стороны философов Турции, и других стран. Очень важно, чтобы евразийская идея постепенно, но как можно быстрее проникала в политические элиты наших стран. В данном случае я говорю о Турции, но, конечно, это должно распространяться и на остальные страны. Скажем, с Казахстаном меньше работы, потому что там Назарбаев - такой идеолог и поборник евразийской идеи. Но есть и страны, где она еще не получила такого широкого распространения; нужно будет работать в этом направлении.

-Что сейчас ждут турки от российских евразийцев?

-Я думаю, им потребуется месяц - полтора, чтобы получило самое широкое распространение то, что мы привезли. Они начнут это дело обдумывать, как-то формировать; у них уже есть евразийские организации… Им дан толчок для обдумывания и развития этой идеи в самом конкретном преломлении. Нужны дальнейшие контакты. Думаю, что предстоящий год мы посвятим наращиванию потенциала в смысле и понимания, и поиска конкретных направлений приложения усилий, в данном случае совместно с Турцией. Как - будет видно дальше.

-Были ли запланированы дальнейшие визиты с российской стороны?

-Да, это обсуждалось. Где-то в сентябре - октябре проводится тот самый Евразийский экономический саммит. Дугин приглашен туда, чтобы на этом экономическом форуме изложить философию евразийства, так, чтобы представители других стран - а он собирается на самом высоком уровне - министров, премьер-министров и т.п. - задумались, что такое евразийство, насколько оно полезно и благоугодно для их конкретных вопросов. Но я думаю, что, может быть, попутно, продолжая контакты с турецкой стороной, мы съездим в Анкару, где можно будет встретиться и с премьером, с крупными бизнесменами, и с различного рода общественными организациями, университетами.

Полагаю, что, обдумав то, что происходило в рамках этой поездки, турки сделают еще какие-то предложения, но и нам самим тоже нужно их приглашать.

Беседовала Екатерина Лобанова.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1616