Международное Евразийское Движение
Аналитика | Некоторые мысли относительно итогов выборов | А. Маруденко | 16.12.2003|
    16 декабря 2003, 15:01
 
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ИТОГОВ ВЫБОРОВ
Маруденко А.М. - Председатель регионального отделения Международного Евразийского движения, Президент Фонда "СФЕРА СОГЛАСИЯ", Президент Новгородской Ассоциации специалистов по развитию общественных связей "PеRспектива"

Наши исследования, проводимые в ряде российских регионов, фиксировали уже до начала избирательной кампании значительный отрыв «Единой России» от КПРФ. Объяснить это можно общим уменьшением протестных настроений в обществе (уход Ельцина и высокие рейтинги Путина) и консолидацией большинства населения, в том числе и избирателей КПРФ (не «ядерных») вокруг нового лидера – Владимира Путина (консолидация избирателей с разными политическими взглядами). Поскольку КПРФ – дитя дихотомии «коммунизм – демократия», то с фактическим исчезновением этой оппозиции и перехода смысловой матрицы российской политики в иной контекст исчез мотив голосовать «против Б.Ельцина и против «демократии».


Релевантные ссылки:
Русские выборы (А. Дугин)
Заявление Дугина о выборах
Причина поражения КПРФ не только результат контррекламы компартии со стороны партии власти, но в большей степени результат системных изменений в российском политическом пространстве, которые повлекли и изменения в электоральных предпочтениях. И следствие этого не только понижение рейтинга КПРФ, но и высокий рейтинг Единой России.

Что касается технологических возможностей понижения рейтинга КПРФ, то здесь интересно следующее. Структурно рейтинг любой партии (как и любого политика) можно представить состоящим из «ядра» и «периферии». Если «ядро» – это те сторонники партии, которые будут голосовать за нее почти при любых условиях, то «периферия» – это довольно неустойчивая часть. И всегда есть вероятность того, что эта часть из электората одного политического субъекта перейдет в электорат другого (к вопросу о консолидации вокруг нового общенационального лидера). Что часто и происходит, причем несколько раз за время избирательной кампании. Именно за эти голоса и разворачиваются предвыборные баталии. В 1996-1999 годах «периферию» рейтинга КПРФ в большинстве составляли избиратели, голосовавшие за КПРФ и Г.Зюганова из протестных, а не из идеологических соображений. Эти люди подобным образом голосовали против Б.Ельцина и «ельцинской демократии», а не за коммунистическую идеологию.

Можно с уверенностью сказать, что «ядро» электората КПРФ реагирует в основном только на брэнд и личность лидеров: «коммунизм», «социализм» и т.п. Эти люди голосуют «за коммунистов» и за образ жизни «как раньше». Большинство из них так и не смогли адаптироваться к современным условиям и желают возвращения в комфортное для них прошлое. Для мобилизации голосов этой группы населения компартии достаточно только внести свою кандидатуру в избирательный бюллетень и заявить об участии в выборах.

Но и в структуре «ядра» электората КПРФ можно выделить две составляющие. Это жесткая идеологическая («я за коммунистов») и личностная лидерская компоненты, где образ лидеров компартии тождественен образу идеального коммуниста.

При этом, некоторые компоненты образа КПРФ довольно стабильны, на другие же можно влиять с целью уменьшения электората компартии, что является еще одним ресурсом снижения электоральных позиций КПРФ.

Часть избирателей голосует за личность лидеров КПРФ, наделяя их (часто совершенно безосновательно) качествами, которые были сформированы советской пропагандистской машиной. Личностная составляющая представляет собой мифологизированный образ «настоящего коммуниста». Это честный, порядочный и т.п. человек. Сейчас редкий коммунист реально отвечает этой модели, поэтому одна из стратегий может быть направлена на вскрытие этого несоответствия. Несоответствие реального и воображаемого избирателями образов лидеров КПРФ. Именно это и было проделано с помощью введения в массовое сознание тем «Зюганов – олигархи», «олигархи в списке КПРФ», «КПРФ и Березовский/Ходорковский» и т.п., что еще понизило рейтинг КПРФ.

Александр Дугин "КПРФ и евразийство"

Яна Белянина "Что такое коммунистический PR?"

Павел Зарифуллин "Либеральный Сталин"

Андрей Маруденко "Евразийство на пути к гегемонии"

Наши исследования в регионах перед началом избирательной кампании показывали высокий процент избирателей, готовых проголосовать против всех партий (10-15%). Можно сделать предположение, что эти люди и дополнили электорат ЛДПР и вошли составной частью в электорат «Родины». К тому же за последние недели в тех регионах, где мы вели мониторинг, резко вырос процент пессимистично настроенных по отношению к будущему респондентов («не верю, что жизнь станет лучше»). А для избирателей из числа «болота», для которых характерны подобные настроения в большей степени свойственно протестное голосование и голосование за популизм. В данном случае ими стали ЛДПР и «Родина». Можно сказать, что «Родина» здесь выступает более интеллигентным подобием ЛДПР (в плане популистких лозунгов и их направленности – антиолигархические, державные, «мы за русских» и т.п.). К тому же последние шаги Президента РФ – посадка М.Ходорковского и «уход» Волошина стали хорошим фоном для реализации предвыборной стратегии «Родины». Тем более, что многие из этих идей, как показывают социологические опросы, востребованы большинством избирателей.

Сторонники Яблока и СПС традиционно характеризуются более низкой электоральной активностью по сравнению с электоратами других партий-лидеров. Поэтому здесь была нужна кампания на явку сторонников (о чем сказал Марат Гельман на Гражданских дебатах), а не на отстройку от конкурентов и войну друг с другом, что, еще более понизило желание приходить на выборы избирателей-либералов. Вероятно, что часть сторонников СПС и Яблока перешли в электорат ЕР, как отражение консолидации вокруг нового лидера.

В 1999 году основой успеха СПС была поддержка Путина и внятный massage – «жить, как на Западе». На этих выборах конфликт Путин-Ходорковский развел популярного Президента и лидеров СПС по разные стороны баррикад, что практически исключило возможность для СПС использовать в своей риторике популярность В.Путина. Что касается massage, то из «жить как на Западе» он превратился по сути в «партия новых успешных/богатых». Естественно, что это более узкая электоральная ниша. Возможно, определенную роль сыграло и присутствие в первой тройке СПС главного «антигероя» России – Анатолия Чубайса.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1611